velikol.ru
1 2 ... 7 8



Анализ эффективности использования нетрадиционных форм обучения.

(из опыта работы)


Учитель истории МКОУ СОШ с. Колено

Короткова Ольга Михайловна


Суть деятельности учителя это- творчество. Не сразу, по крупинкам, по частицам складывался мой педагогический опыт.


Как сделать урок интересным? Какие формы работы действительно могут раскрыть творческие возможности  и педагога и ученика? Как добиться максимальных результатов от вложенных учителем усилий? Эти вопросы,  и поиск  их решения волнуют меня ежегодно при составлении рабочих программ.

В современном обществе, где высоко ценится самообразование, потому что жизнь в мире постоянно усложняется и человек должен уметь учить себя сам на протяжении всей своей жизни, одна из главных задач педагога – научить детей учиться.

Учитель должен сделать все от себя зависящее, чтобы создать на уроках ситуацию успеха, которая приведет к победе, та в свою очередь – к мотивации, а она – к желанию побеждать и к новым успехам. Учитель должен открывать новые знания с учеником, а не вместо ученика. Учитель должен выступать не основным источником знаний, а менеджером знаний, т.е. координатором учебной деятельности. Учитель должен разработать эффективную, творческую стратегию поиска новых знаний, он должен давать сегодня не теоретические знания, оторванные от жизни, а научить учеников и сейчас, и после школы находить, анализировать и использовать новые знания на практике.

А ученик должен выступать на уроке исследователем новой темы, таким же субъектом, как и учитель.

По моему мнению, современная школа и мы, современные учителя, должны постараться создать условия для развития здоровой, самостоятельной, критически мыслящей, самообучающейся творческой личности.

 В этом большую роль играют инновационные технологии. Актуальность применения инновационных технологий на современном этапе является очевидной, тем более с учетом новых веяний в системе образования,  дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Существует много направлений педагогических инноваций. Они, в основном, преследуют одну цель: максимально активизировать самого ученика в реализации образовательных задач, сблизить учителя и ученика.

   Я изучала и отрабатывала несколько нестандартных форм ведения уроков: «урок – исследование»,  «урок-  дискуссия»,«урок – игра»» «интегрированные уроки». 

Наиболее ценными и интересными для исторического восприятия, активизирующими мыслительную деятельность, являются уроки-исследования, уроки анализа первоисточников. В создании ярких образов и картин прошлого, ощущения духа эпохи, помогает работа с документами. Начиная с 5-го класса, я постепенно включаю ребят в эту непростую, но увлекательную деятельность, и если в 5-х – 6-х классах на уроках используется простой материал повествовательного и описательного характера, то в 7 – 8 классах ребята анализируют политические, программные документы.

На таких уроках ученики включаются в самостоятельный поиск истины, интеллектуальная энергия учеников находит выход в собственной активности, которая выражается в потребности разрешить тревожащие их вопросы.

Творческие способности школьников, умение самостоятельно приобретать знания могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе поиска истины. Урок –дискуссия как правило, строится на создании проблемной ситуации для школьников. Такие уроки приучают учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам. Если в средних классах такую форму уроков применяю редко, в старших классах использую часто.

Уроки истории зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Любой учитель, безусловно хочет, чтобы его уроки были увлекательными, запоминающимися, чтобы они вызывали интерес у школьников. Одним из способов сделать урок именно таким – это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности.

Почему именно игра? По разным причинам: во-первых, чтобы эмоционально разгрузить ребят, окунуть их в естественную среду; во – вторых, чтобы превратить урок в интересное увлекательное путешествие; в-третьих, чтобы объединить различные виды познавательной деятельности; в-четвертых, чтобы развивать у детей творческий подход к предмету.

На подобных уроках, я использую в большом количестве наглядность. Это может быть изображение архитектурных и других памятников, портреты, высказывания, предметы быта, рисунки и т.д.

Обязательное условие лишь одно – игра не развлечение. Она должна способствовать более глубокому усвоению изученного,  эффективности обучения в целом.

Я использую несколько видов игровой деятельности. «Интеллектуальный турнир» типичная игра с правилами, в соответствии с которыми ученики соревнуются в своих знаниях. Победил тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без ответа. Обучающиеся готовятся к турниру в течение изучения всей темы. Например, в 8 классе по теме «Контрреформы Александра III» я сообщаю, что после изучения новой темы будет проводиться игра «Интеллектуальный турнир», и, чтобы «рыцари были на коне» и «во всеоружии», каждый должен по ходу объяснения учителя записать максимум вопросов, которые потом можно задать по изучаемой теме. Эта игра приучает учащихся правильно ставить вопросы, гибко оперировать информацией.

Следующий вариант – игра «конкурс светских салонов» (кружков, собраний, обществ) – обобщающие игры по материалу истории России первой половины XIX века. Это комплексная игра: в ней присутствует ролевая основа, которая выстраивается из необходимости создать инсценировку, и одновременно наличие условий соревнования. Двойная основа условности предопределяет большие возможности игры. Поскольку подготовка к конкурсу проходит в группе, подобная работа в классе позволяет каждому накопить идеи для обсуждения. Одновременно и процесс обучения «работает» на игру, исторические знания повышают уровень инсценировки (реальные лица, исторические события, подробности быта, поведения людей – основа и для воображения, и для режиссерской работы).

Реконструкция прошлого в «игре-путешествии» позволяет развить у обучающихся историческое воображение. Класс делится на несколько групп «путешественников во времени». Например, при изучении темы «Древний Египет» я объясняю, что мы отправляемся в увлекательное путешествие по древнему Египту. Наша задача- познакомиться с этой страной поближе, приподнять тяжелую завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на «машине времени». Каждая группа должна написать отчет о своем путешествии, а потом прочитать в классе. В задании каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить свое внимание при описании событий путешествия.

«Игра-экскурсия» проводится при изучении тем, связанных с культурой различных периодов. Класс делится на группы. У каждой свое задание: архитектура, скульптура и т.п. После отведенного на подготовку времени, от каждой группы выделяется представитель, который проводит экскурсию.

Если в основе изучаемого материала находится историческая личность, предлагаю обучающимся инсценировать интервью с историческим героем, в таком случае урок проходит как пресс-конференция. «Исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность отдельным учащимся глубоко познакомиться с историческим материалом и проявит свои знания в форме, отличной от традиционной (доклада, реферата).

В старших классах в таких случаях применяю «.урок-суд». Класс делится на три группы. Первую группу составляют обвинитель и его помощники, свидетели обвинения. «Свидетели» должны ознакомиться с биографией своих персонажей и с их эпохой. Обвинитель формулирует пункты обвинения, ищет аргументы и доказательства в их поддержку, подбирает и суммирует показания свидетелей. Вторая группа; обвиняемый, защитник, свидетели защиты. Защитники должны подобрать доводы в защиту обвиняемого или доказать несостоятельность аргументов обвинения. Особо тщательная подготовка у обвиняемого. В третью группу включаются присяжные заседатели. Их задачей будет вынесение вердикта.

Повторительно- обобщающие уроки провожу в формах и по правилам известных игр: брейн-ринг, «Что? Где? Когда?», «Звёздный час».

Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи». Интеграция, на мой взгляд,- это всегда творчество, нестандартный живой подход  к процессу обучения. « Древние не знали вражды между наукой и искусством. В хороводе девяти муз Эрато, покровительница элегии, шла рядом с Клио, ведавшей историю». Это слова Брюсова. Как у древних литература и история шла рядом, взаимодополняя друг друга  и взаимообогащаясь. Так и я практикую на своих уроках интегрирование предметов: история – литература, история – музыка, история – география.

Нестандартные формы работы для меня – некий творческий процесс. Допуская свободу мыслей своих учеников, фантазию, самостоятельность я стремлюсь поставить ребят в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность, вариативность исторического процесса. Каждый такой урок – это не просто изучение «преданий глубокой старины». Это анализ, сопереживание, размышление, спор.

   Используя нетрадиционные формы обучения, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности учащихся,  повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей. Хочу зажечь в детях стремление быть достойными великих предков и хорошо узнать свою историю, и чтобы ученики мысленно могли воскликнуть: «Вот она, наша история, история могучего и великого народа!».



Программа развития 2011 - 2015







Принято                                             Согласовано                                   Утверждаю

Протокол №     Совета школы         Начальник УО ТГО                       Директор школы

___________ Е.А.Филяевских.        ____________Л.П.Свищева          ___________А.А.Милицин

«____»__________2011           «____»__________2011        «____»__________2011

 

 

 

 

 

 

 

 

^ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального общеобразовательного учреждения

Юшалинская средняя общеобразовательная школа №25

Тугулымского городского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Юшала – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Паспорт Программы развития школы……………………………………………...………….3

 

^ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ…………….……….……………..………5

 

1.1. Общая информация…………………………………………………………………… .5

1.2. Структура образовательного учреждения……………………………………...…… .5

1.3. Кадры…………………………………………………………………………………....5

1.4. Учащиеся…………………………………………………………………………..…     7

1.5. Характеристика учебного плана…………………………………………...……… ….8

1.6. Реализуемые образовательные программы………………………….…………….….8

1.7. Направления организации дополнительного образования школьников

(бюджетная основа)………………..………………………….………………………. 8

1.8. Участие в социальных проектах………………………………....…………………… 9

 

^ II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ……………..……………………………….   10

 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ……………………...…………  11

 

3.1.     Подпрограмма «Создание условий для повышения качества   

   образования»…………………………………………..……………………………...….….  11

 

3.2.   Подпрограмма « Развитие системы воспитательной деятельности» ………..….….  13

 

3.3.   Подпрограмма «Информатизация образовательного процесса»        ……………….  15

3.4.      Подпрограмма «Школа – территория здоровья» ……………………………..….….    23

3.5.   Подпрограмма «Совершенствование кадрового потенциала ОУ»…………………   29

 

3.6.   Подпрограмма «Развитие системы поддержки талантливых детей»………………   31

 

^ IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………….   33

 V.  ПРИЛОЖЕНИЯ: (дополнения к Программе развития)

1) Перспективный  план развития учреждения на основе национальной………………….  35

образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2015 годы

2) Оценка результатов реализации плана перспективного развития……………………….  43

учреждения на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

на 2011-2015 годы

^ Паспорт Программы развития школы

Полное наименование Программы

 

Программа развития  МОУ средней общеобразовательной школы №25 Свердловской области  Тугулымского района

«Школа индивидуальных образовательных маршрутов»

 

^ Разработчики Программы

Директор школы Милицин А.А, зам. директора по УВР: Безматерных А.А.., Тельминова Е.В.,  зам. директора по ВР Новопашина Е.Е.., социальный педагог Петрова О.А., зам. председателя  Совета школы Хохрякова Л.А.., .председатель Совета старшеклассников Меньшикова Е.

^ Основания для разработки Программы

           Конвенция о правах ребенка.

           Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07. 1992г. №3266-1 (с последующими изменениями).

           Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

        Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008г. № 873-ПП «О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года

         План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

          Проект концепция развития государственно-общественного управления образованием в Cвердловской области

            Стратегия развития системы образования Свердловской области 2011-2020  годах

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования

           Устав образовательного учреждения.

^ Цель Программы

Удовлетворение потребностей граждан на получение доступного и качественного общего, дополнительного образования детей за

 счет внедрения образовательных стандартов 2-го поколения, создания условий для выстраивания каждым учащимся индивидуального образовательного маршрута, перевода учреждения в статус бюджетного.

 

 ^ Задачи Программы

 

 

 

-        Переход ОУ на  образовательные стандарты 2-го поколения с 01 сентября 2011 года.

-     Совершенствование предпрофильного  обучения.

-     Введение системы дистанционного обучения учащихся.

-  Дальнейшее  формирование образовательной среды, позволяющей каждому ребенку построение индивидуального образовательного маршрута.

-     Создание в учреждении здоровьесберегающего комплекса.

-  Совершенствование модели воспитательной системы, позволяющей каждому ребенку раскрыть и максимально реализовать свои индивидуальные творческие способности.

-      Активное использование всеми педагогическими работниками  современных образовательных технологий, совершенствование их профессиональной компетентности.

-    Улучшение материально-технической оснащенности образовательного процесса.

-  Расширение финансово-хозяйственной самостоятельности школы.

 

 

^ Сроки реализации Программы

 

2011-2015 годы

 

Этапы реализации Программы

-    2011 г. — создание условий для оформления основных идей программы

-    2012 – 2013 – основной.

Реализация ведущих направлений программы.

-    2014-2015 гг. — развивающий.

 Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития..

^ Финансовое обеспечение Программы

Бюджет в рамках текущего финансирования,

Областные и районные целевые программы.

^ Ожидаемые  результаты реализации Программы

1.            Переход учреждения в статус казенного с  2011 года.

2.            Повышение доли учащихся 8-9 классов и 10-11 классов,

занимающихся по индивидуальным программам предпрофильного   обучения.

3.            Рост числа победителей и призеров олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.

4.             Создание индивидуальных образовательных маршрутов, для каждого обучающего в начальной школе.

5.            Исключение числа учащихся, остающихся на повторное обучение.

6.            Доведение охвата школьников услугами дополнительного образования  до 80%.

7.             Максимальное обеспечение электронными образовательными ресурсами  всех учебных дисциплин. Введение  электронного документооборота  в школе.

8.            Создание единой компьютерной сети   школы .

9.    Формирование профессиональной компетентности педагогов, соответствующей изменившемуся государственному заказу и социальному запросу.

10.     Оборудование рабочего места педагога с учетом требований, заложенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте общего образования

11.  Внедрение паспорта здоровья для каждого ученика в начальной школе.

12. Введение карты индивидуального сопровождения ребенка в начальной школе.

13. Расширение роли Совета школы во всех сферах деятельности школы.

Контроль исполнения Программы

1.      Отчеты руководителей МО (один раз в полугодие).

2.      Отчет руководителей подпрограмм ( 1 раз в год)

3.      Отчет  директора школы  на Педагогическом совете и Совете школы (1 раз в год).

^ Принятие и утверждение программы

 

Решение педагогического совета ОУ протокол  № ___ от _____.2011

и согласование с Советом школы


следующая страница >>