velikol.ru
1

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». «Исаак Ильич Левитан».


Цели: Создать условия для знакомства учащихся с Паустовским как мастером слова; познакомить с основными проблемами, поднятыми писателем в его рассказах.

Способствовать развитию умений анализировать рассказ.

Содействовать воспитанию уважительного отношения к выдающимся личностям и их заслугам, великой силе искусства.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, симфоническая музыка

Ход урока.

  1. Беседа с учащимися по домашнему заданию.

  • Когда вы смотрите на портрет Паустовского, какие ассоциации у вас возникают?

  • Как вы понимаете смысл эпиграфа?

  • Какие основные темы произведений Паустовского?

  • Кто такой Григ?



  1. Рассказ учителя о великом норвежском композиторе Эдварде Григе.




  1. Беседа по рассказу «Корзина с еловыми шишками»

  • Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

  • Прочитаем описание горного леса . Что останавливает в нем автора?

  • Прочитаем описание осени. На что обращает внимание автор? Нравится ли ему осень?

  • Именно в этом прекрасном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Эдвар Григ и маленькая дочь лесника Дагни Педерсен. Что прежде всего привлекло его в этой девочке?

  • Как вы думаете, почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни?

  • Когда девочка приглашает композитора к себе домой, она рассказывает о том, что у них есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Почему она вспомнила именно о них?

  • А теперь перенесемся в квартиру Грига. Что она представляла собой?

  • Понравилось ли вам описание звуков? Какие еще звуки жили в доме Грига?

  • С чем композитор сравнивает Дагни? (с солнцем, нежным ветром, с ранним утром, белой ночью, с счастье и блеском зари)

  • Вам понравились эти сравнения? Какое из них вам показалось наиболее ярким и почему?

  • Как вы думаете, почему именно этот цвет встресается так часто при описании Дагни? (белый цвет – это цвет чистоты, девочка – светлое, чистое создание.

  • Какой вы представляете себе музыку, посвященную Дагни?

  • Помните, кто кто были самыми любимыми слушателями Грига?

  • В третьей части мы встречаемся со взрослой Дагни ей 18 лет. И она приехала погостить к тетушке Магде. Что мы узнали о Магде и ее муже?

  • А помните о необычном увлечении Нильса? О загадочной комнате Магды?

(В комнате Магды было много театральных вещей, на стенах висели картинки, вырезанные из книг и журналов)

* Случайно ли то, что что Дагни увлеклась театром? Почему она плакала после спектаклей? Как к этому относилась Магда и ее муж?

* А помните, что Нильс говорил о музыке? Да, музыка – зеркало гения. Как вы понимаете эти слова? Почему Магда звала своего мужа «чердачным философом»?

*На кого быда похожа Дагни, по словам Нильса? (на первый аккорд увертюры)

* А увертюра – это вступление к музыкальному произведению Так почему Нильс употребляет такое сравнение?

* Как по вашему, случайно автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни в июне, в пору белых ночей? Помните, как она оделась на концерт и почему?

* Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу, посвященную ей. Что скажете?

* Хочется вам послушать музыку (слушают музыку). Что же удалось передать Григу в музыке? Почему она так сильно взволновала девущку?

* Как вы думаете, за какую щедрость Дагни хотела поблагодарить Грига?

* Как вы думаете, за что любила жизнь Дагни?

* Почему Нильс , а вместе с ним и писатель решили, что жизнь Дагни не пропадет даром?

* А что осталось у вас в душе после того, как мы прочитали и обсудили этот рассказ?

4. Рассказы учащихся о Левитане.

* Что объединяет эти два рассказа?

5. Подведение итогов урока.


Дома: Написать мини-сочинение «Что я ценю в произведениях Паустовского?»