velikol.ru
1

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни

К.Д. Ушинский


Итак, задача воспитания сформулирована великим педагогом.

Когда? Как? Что мы должны воспитывать в человеке?

Конечно, с самого рождения, или, точнее, ещё до него. Ведь основы психики закладываются у ребёнка ещё в утробе матери. Значит, мать является первым воспитателем своего малыша.

Ещё один великий педагог сказал, что « нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства» (В.А. Сухомлинский). Именно нравственные ценности мы стремимся привить детям , объясняя, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Не будем сейчас подробно объяснять, что мы подразумеваем под нравственными ценностями, это понятно. А ведь, действительно, один ребёнок радуется тому, что нарисовал красивую картину бабушке к празднику , а другой – тому, что удачно сумел украсть у неё деньги, а третьему смешно видеть, как схватилась за голову и упала у разорённых грядок старушка в своём огородишке. Источники у этих радостей разные, и, скорее всего, разным было воспитание родителей этих детей. Круг замкнётся, если не вмешается педагог. Вмешаться надо как можно раньше, как можно пристальнее уделять внимание детям, черпающим свои радости из «чёрных» источников.

Как же часто мы сталкиваемся с безволием людей: невыученные уроки, невымытый пол, не пришитая вешалка, опоздания, пропуски занятий, запущенная простуда и т.д. И всё это результат отсутствия воли у человека. Значит, больше нам надо работать над тем, чтобы помочь ребёнку в воспитании волевых качеств. Ведь труд жизни – это постоянная борьба с самим собой, борьба «хочу» и «надо».

Ещё один аспект нравственности: патриотизм. Работаем мы над этим. Но как же грустно бывает слушать истории о том, как «откосить» от Армии, как «работа дураков любит» или как «всё не наше» лучше, чем «наше». Не знаем великих имён, не можем назвать никаких национальных достояний. И это направление должно быть главным в нашей работе, а поможет нам в этом игра.

Большинству родителей требуется помощь по разным психолого-педагогическим проблемам, конкретным ситуациям, поэтому всегда нужна просветительская работа психолога.

И ещё. Не стоит ждать хорошего эффекта от воспитательной работы, если дети не будут видеть перед собой достойного примера, в первую очередь в лице своих родителей и педагогов.