velikol.ru
1

Лекция 1 «Каковы задачи методики географии? Зачем учителю нужно изучать методику географии?»

Задачей методики географии является раскрытие перед учителем путей, ведущих к более совершенному преподаванию основ науки географии в соответствии с учебно-воспитательными задачами, которые поставлены обществом перед школой.

Профессиональная подготовка будущего учителя по крайней мере на 50 процентов зависит от правильно поставленного курса методики преподавания выбранной им дисциплины. Учитель географии школы особенно нуждается в хорошем знании методик преподавания отдельных предметов. Чем меньше возраст учеников, тем с большей обдуманностью и осторожностью надо выбирать пригодные способы и приёмы обучения.

Методика помогает учителю осознать свою работу, её сложность и ответственность за неё перед обществом. Знание её позволяет учителю критически относиться к своей работе, подмечать свои достижения, накапливать положительный опыт, а также обнаруживать недочёты и скорее изживать их.

Посредством изучения методики географии учитель знакомится с накопленным за века педагогическим опытом преподавания этой науки и таким путём овладевает им. Методический опыт прошлых эпох критически перерабатывается и творчески усваивается советской методикой географии.

Большое значение методика географии имеет для выработки географического мышления и материалистического мировоззрения у изучающих её. Методика географии изучается на последних курсах педагогического училища. Она венчает собой всё географическое образование в педагогических учебных заведениях. Она обобщает, углубляет, систематизирует теоретические знания науки географии и указывает путь их использования в обучении и воспитании подрастающих поколений. Она раскрывает сущность географии и даёт определение её понятию. А знать это необходимо. Ибо без правильного понимания преподаваемой науки нельзя хорошо преподавать её.

^ Источники методики географии. Главными источниками методики географии служат:

  1. Гносеология, составляющая методологическую основу при построении методики.

  2. Теория географии. Методы преподавания географии в основном определяются сущностью этой науки.

  3. Педагогика, педагогическая психология и логика.

4. Учёт, анализ, обобщение педагогического опыта, который 
отображён в методической литературе, в истории школьной географии.

5. Непосредственное изучение опыта преподавания географии. 
Путём изучения методики учитель повышает своё педагогическое мастерство. Чтение литературы по методике географии позволяет учителю следить за развитием этой науки и применять в своей педагогической практике её достижения.

Но особенно важно научиться наблюдать за ходом собственного преподавания, за результатами применения тех или других способов и приёмов обучения. Нужно удачные методы и приёмы преподавания удерживать, а ошибочные — отбрасывать. Самым главным в разработке методики является изучение своей и чужой педагогической практики.

Методика географии — одна из педагогических наук, которая в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет — школьный курс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитания учащихся. В круг проблем, исследуемых методикой обучения географии, входят

1. Образовательно-воспитательные задачи географии в школе.

2. Содержание школьной географии.

3. Обучающая деятельность учителя.

4. Учение ученика.

5. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии

При разработке теории обучения и воспитания методика опирается на методологию и содержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии.
Как и всякая наука, методика географии служит практике. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощь практике выражается:

1. В раскрытии значения и задач географии в системе общего и политехнического образования, трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования научного мировоззрения учащихся.

2. В научном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.

3. В вооружении учителя знаниями научно обоснованных и практически проверенных методов обучения и воспитания применительно к содержанию различных курсов географии, возрастным особенностям учащихся и системе современного оборудования педагогического процесса.

4. В разработке форм организации обучения.

5. В раскрытии наиболее рациональных способов учения ученика и его развития.

6. В разработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассного чтения по географии

7. В разработке учебного оборудования для географии и методики его использования.

8. В ознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы.

Методика географии не только устанавливает принципы и методы, которые способствуют повышению качества учебной и воспитательной работы, но и раскрывает пути преодоления затруднений в обучении географии.

В своих исследованиях методика обучения географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, например об особенностях учения ученика и обучающей деятельности учителя, обогащают дидактику и в какой-то мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Так, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения методика также опирается на общие закономерности теории воспитания, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику. Так, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения. Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе, например разработанные общей теорией воспитания, в методике географии получают свой специфический аспект — у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки.

Методика обучения географии имеет связь и с психологией, изучающей закономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связь осуществляется использованием данных психологии в том виде, как они отражаются в закономерностях общей дидактики. Так, например, методика обучения географии использует общедидактические закономерности, касающиеся вопросов психологии понимания и запоминания. Вместе с тем методика обучения географии прибегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда, когда требуется установить специфические закономерности процесса обучения географии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектов на географической карте.

Анализ основных работ по методике обучения географии показывает, что необходимо уделить более серьезное внимание установлению тесных и неразрывных связей с психологией. Многие важные положения психологии, касающиеся проблемы узнавания, понимания, запоминания, развития языка и мышления, формирования понятий, умений и навыков, до сих пор не находят должного отражения в методике обучения географии и, следовательно, в практике работы.

Для овладения знаниями учащиеся применяют приемы логического мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т. д. В задачу методики входит поэтому определение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обусловливается необходимость связи методики обучения географии с логикой. Использование логических процессов и законов в методических выводах — необходимое условие правильного мышления и, следовательно, познания действительности.

Проблема связи методики обучения географии с логикой еще ждет своего разрешения. Об этом, в частности, свидетельствует следующий пример. В некоторых методических руководствах в число методов обучения включен сравнительный метод. Совершенно очевидно, что сравнение, как логический прием, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности, играет исключительно важную роль в понимании, усвоении и применении знаний по географии. Но это широкое использование сравнений и в практике преподавания и, следовательно, в методике обучения географии еще не дает оснований для провозглашения сравнительного метода как особого, стоящего в одном ряду с другими методами обучения географии. Сравнение — это прием логического мышления, который широко применяется при различных методах работы учителя и ученика в процессе обучения географии

Связь методики географии с географическими науками (по методологии и содержанию школьного предмета) определяет выделение двух ее разделов: 1) методики физической географии и 2) методики экономической географии. При наличии общих черт в содержании этих подразделений имеются и существенные особенности, обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследования физической и экономической географии.

География как наука влияет также и на методы обучения школьной географии. Это влияние находит отражение в том, что среди методов обучения географии широко применяются такие, которые свойственны науке, например работа с картами, наблюдения в природе и на производстве, опыты и др. Для развития методики обучения географии важное значение имеет дальнейшее разделение ее на,общую и частные методики. Успехи историко-методических исследований приведут к возникновению и такого раздела, как история методики обучения географии

Общая методика изучает и сам предмет методики географии, и методы ее научного исследования, а также определяет общие задачи всей школьной географии, научно-теоретические основы ее содержания, обучения и воспитания, с учетом специфики содержания предмета и закономерностей усвоения географических знаний разновозрастными группами учащихся.

Цель частных методик — разрабатывать задачи, содержание и методические основы обучения и воспитания учащихся применительно к конкретным курсам школьной географии, с учетом уровня подготовки и развития учащихся, для которых они предназначены. К разделу частных методик относится также разработка отдельных проблем, таких, как формирование географических представлений и понятий по ступеням обучения, практических умений и навыков, внеклассной работы и т. д.

Развитие школы на современном этапе выдвигает перед методикой географии ряд проблем, исследование которых поможет в решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. В числе таких проблем следует назвать: 1) приведение содержания школьной географии в соответствие с современным уровнем развития географических, наук; 2) пути и средства для. преодоления известного разрыва обучения и воспитания; 3) повышение роли школьной географии в формировании научного мировоззрения; 4) коренное совершенствование методов и форм обучения (активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их самодеятельности в обучении); 5) разработка и внедрение новейших технических средств и программированного обучения; 6) разработка проблемы занятий по выбору учащихся (факультативные курсы) и внеклассной работы и др.