velikol.ru
1

ЛЕКЦИЯ 3 «ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИИ ЗА РУБЕЖОМ»

С наступлением эпохи НТР география, как и некоторые иные „стареющие" дисциплины, стала терять одну позицию за другой. Однако в последнее время школьная география, кажется, вступает в эпоху своего „ренессанса". Приходит осознание того, что это единственный предмет, относящийся одновременно к естественному и гуманитарному циклам учебных дисциплин и, следовательно, охватыва­ющий всю триаду; „природная среда — человек — общество"; что это — единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

Отсюда вытекает и главная цель обучения географии, которую в самом обобщенном виде можно сформулировать так: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Подобное обобщение не исключает, однако, различной расстановки акцентов в странах с разными уровнями социально-экономического развития, с разным геополитическим положением, с разными историко-культурными традициями и т. п. Западные географы-методисты, изучавшие данный вопрос, разработали даже своего рода классификацию стран на этой основе, исходя из преобладания пат­риотических, космополитических, обгцецивилизационных, эколо­гических и иных аспектов. Например, в Израиле резко доминируют патриотические цели и идея „малой родины". А в Индии — идея братства населяющих страну народов.

В качестве примера приведем в более подробном изложении целевые установки обучения географии, принятые в Польше, где этот предмет всегда считался одним из престижных. К познавательным целям и задачам интеллектуального развития в этой стране отнесены:

понимание (на конкретных примерах) географического пространства, что позволяет ориентироваться в современном мире;

познание характера и динамики главных процессов, происходящих в географическом пространстве;

понимание и обоснование задачи сохранения окружающей природной среды и рационального использования ее ресурсов в масштабах страны и мира;

понимание сущности и динамики изменений, происходящих в современной хозяйственной, социальной и политической жизни на фоне природных, исторических и культурных условий;

познание главных форм хозяйственной деятельности человека и их изменений в разных условиях среды, политического строя, сущности международного географического разделения труда;

познание географии Польши под углом зрения типичных черт ее природы, современного состояния окружающей среды, главных экологических, социальных и политических проблем, а также мес­та Полыни в мировом хозяйстве;

определение и обоснование географических понятий и терминов, необходимых для понимания динамики изменений, происходящих в окружающей среде и в обществе;

формирование научного мировоззрения на основе уяснения яв­лений и процессов природного и социально-экономического ха­рактера;

формирование умений вести наблюдения, устанавливать связи между природными и общественными явлениями, самостоятельно логически мыслить индуктивно, дедуктивно и редуктивно;

выработка умений ориентироваться в окружающей среде, знать правила поведения в природе.

Цели обучения географии в Китае формулируются сравнительно кратко, но емко:

усиление патриотического воспитания и любви учащихся к своей „малой" и „большой" Родине; .

понимание взаимоотношений человека с окружающей средой на примере Китая и других стран и регионов мира;

формирование правильного взгляда на мир и его проблемы, в первую очередь геополитические, демографические и экологические;

привитие учащимся навыков работы с разнообразными источниками географической информации, необходимыми для принятия правильных решений.

Что касается содержания географии в школе, то видный английский географ и методист профессор Норман Грейвз еще в начале 80-х годов [40] пришел к выводу о том, что в развитии школьного географического образования во всем мире можно выделить три последовательные стадии, каждой из которых соответствует свой характер такого образования.

^ Первую стадию он назвал „энциклопедической", имея в виду, что на этой ступени учащиеся получают разнообразные сведения о всем мире. При этом упор делается на „общую культуру", а одним из важнейших методических приемов служит восприятие и репродуктивное воспроизведение географической информации. По мнению Н. Грейвза, в Европе эта стадия приходится в основном на XIX в. Но во многих внеевропейских странах она достаточно широко распространена и в наши дни.

С переходом ко второй стадии главной целью географического образования становится изучение проблем взаимодействия обще­ства и окружающей среды, преимущественно в разрезе отдельных стран и регионов. Методические акценты смещаются в сторону привития учащимся вкуса именно к такой проблематике. Н. Грейвз счи­тает, что в Западной Европе вторая стадия преобладала до 60-х го­дов XX в. Но в ряде стран Южной Европы, Латинской Америки, Африки, Арабского Востока она продолжает определять содержа­ние школьной географии.

^ Третья стадия, по Н. Грейвзу, характеризуется тенденцией к слиянию географии с другими гуманитарными дисциплинами в рам­ках единых интегрированных программ, а также сокращением чис­ла отдельно изучаемых регионов мира и переходом к их выборочному рассмотрению. Среди методических приемов на этой стадии преобладают творческие, основанные на проблемном подходе. К странам этого типа, по его мнению, приближаются США, ряд стран Западной Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия.

Разумеется, трехчленную градацию Н. Грейвза следует воспринимать лишь как одну из попыток некоего концептуального обоб­щения. К тому же за последние два десятилетия положение школьной географии также не могло не измениться.

Естественно, что в этом обобщенном мировом контексте отдельные страны не могут выглядеть одинаково. Отрадно, что (несмотря на некоторые потери) школьная география в странах Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Скандинавские страны и др.) и в странах Центрально-Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария и др.) в целом сумела сохранить свои позиции, достигнув уровня определенной стабилизации. То же относится и ко многим странам Азии, Латинской Америки, к Австралии. Возможно, что в этом плане наибольший интерес представляют те страны, в которых удалось не только сохранить, но и значительно укрепить позиции этого школьного предмета. Яркими примерами таких стран могут служить США, Великобритания, Китай и Япония.

История школьной географии в Соединенных Штатах весьма поучительна, она ярко демонстрирует „перепады" в общественном мнении и, соответственно, в ее „месте под солнцем".

Как отмечают Дж. Питзл и А.М. Кондаков [48], в ХУШ-Х1Х вв. географии в школе придавалось исключительно большое значение, что было связано с территориальной экспансией США, освоением новых земель. Правда, нельзя не отметить и то, что преподавание географии в ту пору сводилось в основном к заучиванию информации. В начале XIX в. стали раздаваться призывы сделать упор на изучение идей, а не фактов, усилить картографическую оснащенность занятий, шире использовать опыт, накопленный европейски­ми странами. В результате к середине XIX в, преподавание гео­графии значительно улучшилось. На рубеже XIX и XX вв. произошел переход от преподавания физической к преподаванию преимущественно (3/4 учебного времени) региональной географии. Однако в 1911 г. Национальная ассоциация по образованию приняла решение ввести в средних общеобразовательных школах страны интегрированный предмет „Социальные науки", который по замыслу должен был включить в себя все науки о человеке и обществе, в том числе географию, особенно социальную. Практически эта идея была реализована уже в середине 20-х годов.

Последствия данной акции для школьной географии можно назвать прямо-таки катастрофическими. Как самостоятельный предмет она была в значительной мере вытеснена из учебных планов школ, а в составе курса „Социальные науки" заняла вспомогательное второстепенное положение. Соответственно в университетах и колледжах география превратилась в „персону нон грата". Уровень подготовки учителей географии резко снизился, да и сам курс „Социальные науки" стали преподавать в основном историки и представители других социальных наук. Американская общественность начала все больше игнорировать школьную географию. Все это привело к массовой географической безграмотности населения страны, примерами которой была заполнена печать.

Положение стало изменяться к лучшему только в 80-х годах, ко­да началось серьезное реформирование американской образовательной системы. В 1983 г. появились основополагающие аналитические документы „Нация в опасности: необходимость реформы школы" и „Образование для XXI века". В 1987 г. был принят законодательный „Акт об образовании в целях укрепления экономической безопасности", а в 1991 г. — своего рода итоговый документ „Америка — 2000: стратегия образования".

В этих документах нашла отражение и борьба географической общественности за возрождение географии в американской школе. Национальное географическое общество США и Американское географическое общество подготовили новую программу школьной географии, основанную на новых принципах и применении совре­менной педагогической технологии. Эта программа в первую очередь направлена на возрождение географии в американской школе в качестве самостоятельного учебного предмета. Такой подход вытекает и из новых государственных установок, относящих географию к числу дисциплин, определяющих стратегию развития школы на длительную перспективу. Радикальные'изменения в последнее время произошли и в Великобритании (точнее, в Англии и Уэльсе). Как.отмечает английский географ-методист Майкл Нэйш, в XIX в. при изучении географии в школах основной упор делался на механическое перечисление и запоминание географической номенклатуры той или иной местности. Чтобы помочь детям запомнить все детали, придумывались даже рифмы, которые они должны были заучивать. В начале XX в. учителя стали уделять больше внимания развитию у детей различных навыков, включая вычерчива­ние и чтение карт, составление планов местности и'ориентирование на ней, использование диаграмм. В 20-х годах некоторые специалисты стали внедрять в обучение исследовательский подход, применять кинофрагменты. Интересные нововведения предлагались и позднее. И тем не менее еще в 60-е годы школьная география Великобритании значительно отставала от потребно­тей общества.

С одной стороны, это объяснялось тем, что география не входила в обязательное „ядро" образования, на которое отводилось 50% всего учебного времени. Она числилась среди предметов по выбору, входя в состав отдельных „пакетов", включавших несколько курсов гуманитарного, естественно-научного или математического содержания, а затем стала входить и в интегрированные курсы. С другой стороны, даже в оставшихся систематических ку­сах географии главный акцент по-прежнему делался на изучение отдельных регионов.

Перелом наступил в 1965 г., когда вышла в свет книга Р. Чорли и П. Хаггета „Границы в географическом обучении". Эта книга пропагандировала новые подходы, которые позволяли поднять географию до уровня таких наук, как физика или политэкономия, анализировать социально-экономические проблемы на любом про­странственном уровне, использовать количественные методы, избегая традиционные „кругосветные путешествия

В 1988 г. в Великобритании был принят закон о реформе образования для детей в возрасте от 5 до 16 лет, за которым последовало введение Национального учебного плана, отразившего тенденцию к усилению централизованного подхода к определению содержания образования. В законе были названы 11 обязательных предметов для изучения в школах. Среди них три предмета формировали так называемое „ядро" — английский язык, математика и естествозна­ние, а к фундаментальным дисциплинам были отнесены история, география, технология, религия, музыка, искусство, иностранный язык и физкультура. В соответствии с этими установками была разработана новая Национальная программа школы, опубликованная в 1995 г. Согласно программе, география как отдельный предмет ныне изучается в английских школах с I по IX класс, т.е. до 14-летнего возраста. Для учащихся от 14 до 16 лет география и история могут быть объединены в один курс.