velikol.ru
1

Логика. Понятия.


Выполнил(а): __________________________________________


1. Выражают ли следующие слова одни и те же понятия:

  • Адвокат, защитник: _________________________________________________________

  • Закон, правило: _________________________________________________________

  • Преступник, совершивший преступление: _________________________________________________________

  • Понятие, определение, термин: _________________________________________________________


2. Записать фразу, передающую смысл, не используя ни одного из данных слов:

  • Прошлое лето в Петербурге было очень жарким: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В Античной философии зародился идеализм: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________


3. Есть ли ошибки в определениях:

  • Завещание – документ, удостоверяющий смерть составителя: _____________________________________________

  • Мотив – внутреннее побуждение к совершению преступления: _____________________________________________

  • Диалектик – последователь материалистической философии: _____________________________________________

  • Коммунизм – это молодость мира, и его покорять молодым! _____________________________________________

  • Коммунизм – советская власть + электрификация всей страны: _____________________________________________

  • Правовое, а значит демократическое государство: _____________________________________________

  • Преступлением признается общественно-опасное противоправное деяние: ____________________________________________________________________________________________________

  • Преступлением признается виновно совершенное запрещенное УК общественно-опасное действие

____________________________________________________________________________________________________

  • Философ – ученый, занимающийся философией: _____________________________________________

  • Домохозяйка – это не профессия: _____________________________________________

  • Сделка – действие, из которого возникает установление, изменение или прекращение прав и обязанностей: _____________________________________________

  • Теология – последовательное изложение христианского вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека: _____________________________________________

  • Дедукция – выведение частного и единичного знания из общего: _____________________________________________

  • Язык – знаковая система: _____________________________________________

  • Гипотеза – предположение о существовании некого явления: _____________________________________________


4. Верно ли проведено ограничение?

  • Время – час – минута – секунда: ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

  • Юрист – адвокат – адвокат Петров: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

  • Огнестрельное оружие – пистолет – пистолет «Браунинг» - пистолет, из которого стрелял преступник: ___________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Военнослужащий – военнослужащий российской армии – солдат российской армии: __________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Христианство – православие – религия:_________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Статья УК – ст. 131УК – статья закона: _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Дом – многоквартирный дом – квартира: ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________


5. Верно ли проведено обобщение?

  • Преступник – преступная группа – банда: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Платон – древнегреческий философ – философ: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Клевета – ложь – искажение истины: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________


6. Обобщить и ограничить понятия:

  • Православие: _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________

  • Демократия: ________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________


7. Изобразить кругами Эйлера:

  1. Акционерное общество, член АО, председатель правления АО, Петров.




  1. Государство, общество, страна




  1. Грабёж, кража, разбой.




  1. Гуманитарная наука, этика, эстетика.

  1. Деяние, наказуемое деяние; ненаказуемое деяние.




  1. Документ, завещание, удостоверение личности, паспорт, доверенность, доверенность на право совершения сделки.




  1. Законная сделка, незаконная сделка, неправомерные действия.




  1. Кража автомашин, кража, хищение, преступление, деяние.

  1. Кража, мошенничество, разбой, преступление, преступность.




  1. Мысль, понятие, суждение, рассуждение, умозаключение.

  1. Областной суд, городской суд, суд.

  1. Орудие преступления, огнестрельное оружие, пистолет.




  1. Отделение полиции, подразделение органов внутренних дел, орган внутренних дел, главное управление внутренних дел.




  1. Печать, телевидение, средства массовой информации, газеты, журналы.




  1. Посягательство на честь и достоинство личности, клевета, оскорбление.




  1. Предмет изучения, учебный предмет, логика, раздел логики.


8. Изобразить диаграммами Венна:

  1. Президент, глава государства, президент Российской Федерации, президент Татарстана, президент фирмы, монарх, президент университета.




  1. Преступление против личности, преступление против жизни, преступление против здоровья.




  1. Преступление, терроризм, спекуляция.




  1. Рабочий, коммунист, член КПРФ.

  1. Республика, монархия, форма правления, президентская республика, парламентарная республика, автократия.




  1. Свидетель происшествия, виновник происшествия, водитель автомобиля, пешеход.




  1. Учёный, юрист, общественный деятель, диплом юриста.




  1. Человек, личность, индивид.

  1. Человек, мужчина, женщина, ребёнок.

  1. Экономика, рыночная экономика, командная экономика.




  1. Экономическая культура, политическая культура, духовная культура, социальная культура.




  1. Юрист, прокурор, адвокат, судья, защитник, преступник.




  1. Время – час – минута - секунда




  1. Республика, федеративная республика, демократическая республика, государство, республики – субъекты РФ





9. Подчеркнуть делимое понятие, обвести члены деления и выделить основание деления:

  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

  3. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

  4. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  5. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.


10. По членам деления найдите делимое и укажите основание деления:

  1. Парламентская, президентская: __________________________________________________________________

  2. Тоталитарное, авторитарное, демократическое: ____________________________________________________

  3. Наука, философия, мифология, религия, интуиция: _________________________________________________


11. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:

А) Социология, политология, демография ___________________________

Б) Скромность, порядочность, ответственность _______________________

В) Холерик, сангвиник, флегматик _________________________________

Г) Монархия, республика, тирания __________________________________

Д) Дворянство, купечество, духовенство _____________________________


12. По каждому из оснований найдите члены деления:

  1. право по форме своего выражения делится на __________________________________________________________

  2. трудовые споры по субъекту делятся на… __________________________________________________________

  3. социальные нормы по субъекту, привлекающему к ответственности, бывают… _____________________________

  4. видами юридической ответственности являются… ______________________________________________________

  5. Согласно Марксу, общество проходит через пять этапов формационного развития: _____________________________

  6. Тремя типами легитимности власти являются … __________________________________________________________


13. Верно ли проведено деление:

  1. среди философов различают материалистов и идеалистов _____________________________

  2. язык бывает искусственным и естественным _____________________________

  3. понятия бывают непустыми и пустыми _____________________________

  4. преступления делятся на умышленные и неумышленные _____________________________

  5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. _____________________________

  6. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. _____________________________

  7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. _____________________________

  8. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. _______________________________________________________________________________________

  9. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов_______________________ _________________________________________________________________________________________________

  10. Логика – наука о суждениях и рассуждениях __________________________________________________________


14. Исключить лишнее, указать нарушенное основание деления:

  1. Молодежь, дети, менеджеры, пенсионеры. __________________________________________________________

  2. Пропорциональная, последовательная, смешанная, мажоритарная ______________________________________


15. Восстановите классификацию и составьте схемы (сдать задание на отдельном листе):

  1. Рыночная, смешанная, традиционная, типы экономических систем, командная

  2. Виновность. Деяние. Противоправность. Умысел. Бездействие. Правонарушение. Неосторожность. Действие. Признаки. Общественная опасность.

  3. Мифологическое. Общечеловеческое. Исторический тип. Жизненно-практическое. Групповое. Степень теоретической «зрелости». Критерии классификации мировоззрения. Религиозное. Индивидуальное. Субъект. Философское. Теоретическое.

  4. Налоговое право, частное право, финансовое право, конституционное право, гражданское право, семейное право, публичное право, административное право.


16. Составьте схему «Формы государства» так, чтобы на первом уровне деления у Вас было 3 члена деления, на втором – 7. Там, где возможно, выделите третий уровень деления. Под каждым делимым понятием укажите основание деления. Задание сдается на отдельном листе бумаги.