velikol.ru
1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГУО ВПО

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕКСИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО


Кафедра практической психологии








ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА

3 КУРСА ГРУППЫ А

(3 Л., ОЗО)

МАКИЕВСКАЯ О. Е.


ПРОВЕРИЛА:

ДЕКИНА Е. В.,

ст. преподаватель


ТУЛА- 2005


Содержание


Стр.


  1. Пояснительная записка

1.1. Особенности психического развития в подростковом возрасте

1.2. Физическое и физиологическое развитие подростка

1.3. Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте

1.4. Регуляторно- эмоциональная сфера.

1.5. Цели и задачи программы.

  1. Тематический план

  2. Описание занятий

  3. Воспитательное мероприятие

Список литературы

Приложение 1. Анкеты участников программы

Приложение 2. Материалы к занятиям

Приложение 3. Детские работы


1. Пояснительная записка.


Программа коррекции и развития “Основы интеллектуального тренинга” рассчитана на детей 12- 13 лет и составлена с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей подросткового возраста, рассматриваемых ниже.

^ 1.1. Особенности психического развития в подростковом возрасте

Подростковый возраст (отрочество) (10-11 — 15—16 лет) является переходным прежде всего в биологическом смыс­ле, так как это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — продолжение первичной социализации.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

- социальный статус мало отличается от детского (прак­тически все подростки находятся на иждивении родителей или государства);


- психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития;


- «чувство взрослости» определяет новый уровень притязаний, отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.


Подростковый возраст — период онтогенеза, соответ­ствующий началу перехода от детства к юности. В под­ростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, де­ятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, форми­рованием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых пси­хологических и личностных качеств подростков состав­ляет общение в процессе различных видов осуществляе­мой ими деятельности. Определяющей особенностью об­щения подростков является его ярко выраженный лич­ностный характер.

Итак, для этого периода характерны:

-стремление приобщиться к миру взрослых;

-ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»;

-временное представление о себе (образ Я в настоящем, прошлом и будущем).


^ 1.2. Физическое и физиологическое развитие подростка

В подростковом возрасте происходят кардинальные из­менения в организме на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического и полового созревания.

Морфологическая и физиологическая перестройка орга­низма начинается с изменений в эндокринной системе. Гормоны гипофиза активно стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников). С этим связаны многочисленные изменения в организме подрост­ка: резкий скачок в росте (рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки) и половое созревание. Начало половой зрелости у девочек приходится на 10-12, у мальчиков —12-14 лет.

Облик подростка по сравнению с обликом ребенка из­меняется: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого, «вытягивается» лицо вследствие интенсив­ного развития лицевой части черепа, позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину.

Кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: изменения в эндокринной системе приводит к многочисленным изменениям в организме подростка. Некоторые очевидные из них:

-скачок в росте (рост тела в дли­ну, увеличение веса, окружности грудной клетки), половое созревание, изменяется внешний облик подростка — внешний вид приближается к взрослому, меняется лицо;

-пространство между позвонками еще заполнено хря­щом, позвоночник податлив к искривлению;

-увеличивается масса мышц тела, но мышцы утомляются скорее у подростков, чем у взрослых, и еще не способны к длительному напряжению;

-перестройка моторного аппарата часто сопровожда­ется потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная координация, общая неловкость, угловатость), что может приводить к неприятным переживаниям, неуверен­ности в себе;

— утрачивается существовавший в детстве баланс в де­ятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается.

Это сказывается на внутренних состоя­ниях, реакциях, настроении подростка и часто является ос­новой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т. п. Умственное или физическое переутомление, длитель­ное нервное напряжение, аффекты, страх, гнев, обида могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональ­ных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продук­тивности в работе, в расстройстве сна.

^ 1.3. Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По срав­нению с фантазией ребенка она более творческая. У подрост­ка фантазия связана с новыми потребностями — с создани­ем любовного идеала. Творчество выражается в форме днев­ников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэтического дара. «Фан­тазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворен­ный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей лич­ное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сфе­ру, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает сво­ей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тай­ну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло — объективное творчество (науч­ные изобретения, технические конструкции). Оба русла со­единяются, когда подросток впервые нащупывает свой жиз­ненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Развитие мышления

В этом возрасте наблюдается снижение продуктивно­сти и способности к учебной деятельности даже в той об­ласти, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, ког­да задается творческое задание (например сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механи­ческие задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.

Мышление в подростковом возрасте — не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закла­дываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, аб­страктное мышление является предпосылкой (но не га­рантией) того, что человек достигнет высшей стадии нрав­ственного развития.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невоз­можен характерный для этого возраста интерес к абстракт­ным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

С интеллек­туальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения. Подросток при­обретает взрослую логику мышления. В целом для этого уровня мышления характерно осоз­нание подростком собственных интеллектуальных опера­ций и управление ими.

Развитие интеллекта

Развитие интеллекта — доминирующая линия в раз­витии подростка. Под влиянием интеллектуализации раз­виваются все стороны личности. Об этом свидетельству­ют многочисленные исследования, которые отмечают из­менения в когнитивной сфере. Однако не следует забывать, что интеллектуальное развитие не исчерпывается становлением аналитико-дедуктивных функций. Именно в подростковом возрасте продолжается линия индивидуализации структуры интел­лекта и когнитивного способа миропознания, выбора ре­шения проблемных задач, который определяется преобла­данием дивергентного или конвергентного мышления. Индивидуальный стиль познания формируется интенсив­но в данном возрасте.

Именно поэтому для проведения коррекционно- развивающей программы с учениками, закончившими 6 класс, была выбрана тема “Основы интеллектуального тренинга”.

^ 1.4. Регуляторно-эмоциональная сфера.

Объем внимания и способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем вни­мание становится более избирательным, зависящим от на­правленности интересов. Подростки жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рас­сеянность и хроническую скуку. Как следствие — плохая успеваемость и некоторые эмоциональные проблемы (вклю­чая пьянство, наркоманию и другие «удовольствия»).

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.

Подростки становятся застен­чивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встре­чаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парали­зует социальную жизнь подростка настолько, что он отка­зывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

^ 1.5. Цели и задачи программы

Целью данной программы является способствование развитию интеллекта,

формированию индивидуального стиля мышления и познания.

Ей соответствуют следующие задачи, реализуемые в программе:

- наполнение содержанием и смыслом понятия “интеллект”;

- развитие визуального, практического, математического, лингвистического интеллекта;


- формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;

- формирование адекватной положительной самооценки.

Занятия по программе будут проводиться с группой из 15 человек, 12- 13 лет, учащихся МОУ- СОШ №3 г. Тулы на базе летнего олимпиадного лагеря. Содержание программы составлено c учетом возрастных психологических особенностей подростков, а также с учетом имеющегося уровня общего и интеллектуального развития, согласована со школьным психологом- Чубаровой С. А.

Программа включает 6 занятий, рассчитанных на 45- 50 минут, и 1 творческое мероприятие, рассчитанное на 80- 90 минут.


^ 2. Тематический план


п/п

Тема

Цель

Содержание



Знакомство

Формирование положительной мотивации к занятиям в группе и оценка показателя IQ у участников на момент начала занятий

- Анализ содержания понятия

“интеллект”, определение его видов;

- выяснение целей проведения тренинга

и знакомство с его программой;

  • вводное анкетирование;

  • пилотажное тестирование на IQ






Тренинг визуального интеллекта

Формирование способности делать логические умозаключения при обработке зрительной информации


Анализ результатов пилотажного тестирования

Упражнения:

  • развертки

  • дополнения

  • поиск закономерности

Тестирование визуального интеллекта




Тренинг языкового интеллекта

Развитие аналитических способностей, языкового чутья, внимания и памяти


Упражнения:

  • аналогии

  • пословицы

  • придумай слова

  • анаграммы

Тестирование языкового интеллекта




Тренинг математического интеллекта

Формирование умений оперировать с численным материалом, тренировка сообразительности и внимания


Упражнения:

  • числовые ряды

  • дроби

  • числовые варианты

  • украшаем слова

Тестирование математического интеллекта




Тренинг практического интеллекта

Развитие наблюдательности, гибкости, способности к комбинированию


Упражнения:

  • изготовление фигур

  • составление фигур

  • воспроизведение фигур

  • пробуем иначе

Тестирование практического интеллекта




“Молодцы и хитрецы”

Интеллектуальная программа


Формирование познавательного интереса и положительной самооценки




См. описание занятия 6



Итоговое занятие

Подведение итогов и планирование перспективы

  • обсуждение успехов и неудач

  • индивидуальное планирование задач развития на перспективу

  • итоговое тестирование на IQ

  • заключительное анкетирование