velikol.ru
1



Материал

для проведения экзамена по русскому языку

в 9 классе


Подготовила:

Черная Е.Б., учитель МОУ»СОШ №7»


Алатырь, 2011 г.


Часть 1

Текст для прослушивания


(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем -медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро­ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо­сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9))К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь­ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна­чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп­равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что­бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси­лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1B14; C2.

_____________________________________________________________________________________

(1)Сура – второй после Оки крупный правый приток Волги. (2)Длина этой реки составляет 841 километр. (3)Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска. (4)Река протекает через Ульяновскую и Пензенскую области, Республику Мордовия, Чувашскую Республику и Нижегородскую область.

(5)В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей. (6)Князь Андрей Курбский, приближенный Ивана Грозного, побывав на берегах реки, назвал ее великой и рыбной. (7)И в самом деле, раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы, язи и сомы, плотва и караси, лещи, судаки, окуни, но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

(8)Сура, текущая по территории Ульяновской области, быстрая, извилистая, течет в низких берегах. (9)В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник. (10)В майские праздники река почти везде уже входит в свое русло. (11)Приняв слева приток Труев, Сура делается шире, течение—спокойней, берега—выше, покрыты красивыми, преимущественно сосновыми, лесами. (12)Особенно хороши леса в Пензенской области.

(13)После впадения Тешняря петли Суры становятся крупней, встречаются песчаные пляжи. (14)Ниже Пензы берега Суры относительно пологие, долина широкая.

(15)Живописные берега Суры в районе села Проказна весной окутаны розоватой дымкой. (16)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

(17)Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке, кое-где красивые обрывы к воде. (18)Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии, где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

(19)Постепенно Сура становится полноводнее, глубина на перекатах увеличивается. (20)От поселка Сурское река судоходна.

(21)У Алатыря ширина Суры в межень уже около 200 м, а в половодье река разливается на 2—5 км. (22)Поэтому селения довольно далеко стоят от воды.

(23)В низовье Сура спокойная, хотя и быстрая. (24)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый—более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается. (25)Безлесные участки чередуются с хорошими, в основном лиственными, лесами.

(26)Сура энергично перемещает свое русло по долине. (27)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.

_____________________________________________________________________________________


Задания A1A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А3 обведите кружком.


А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сура извилистая река?»

  1. Она начинается на юго-западе Ульяновской области и течет с юга на север, впадая в Волгу у Васильсурска.

  2. В XVI веке Сура была пограничной рекой, разделявшей владения московского и татарского царей.

  3. В половодье она разливается и нередко, спрямляя свой путь, устремляется через кустарник.

  4. Сура энергично перемещает свое русло по долине.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крупный» (предложение 1).

  1. Большой по размеру, величине.

  2. Значительный по общественному положению.

  3. Сильный по своему влиянию.

  4. Важный, значительный.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.

  1. (15)Это цветут сады расположенного здесь крупного садоводческого совхоза.

  2. (23)Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый—более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается.

  3. (25)Сура энергично перемещает свое русло по долине.

  4. (26)После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы.


Задания B1B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами.


В1. Подберите синоним к слову «владение» в предложении 5. Напишите это слово.

В2. Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

^ В4. Из предложений12-16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.


И в самом деле,(1) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(2) язи и сомы,(3) плотва и караси,(4) лещи,(5) судаки,(6) окуни,(7) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


Князь Андрей Курбский, (1)приближенный Ивана Грозного,(^ 2) побывав на берегах реки,(3) назвал ее великой и рыбной. И в самом деле,(4) раньше в Суре водились различные рыбы: щуки и налимы,(5) язи и сомы,(6) плотва и караси,(7) лещи,(8) судаки, (9)окуни, (10) но рыбного промысла не существовало на ней почти до XIX века.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Отроги Приволжской возвышенности вплотную подходят к реке,(^ 1) кое-где красивые обрывы к воде. Особенно хороши места на границе Пензенской области и Мордовии,(2) где встречаются выходы на поверхность известняка и мела.

^ В8. Замените словосочетание «на берегах реки» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

В9. Укажите грамматическую основу предложения 12.

В10. Среди предложений 8-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В11. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

В13. Среди предложений 13-16 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 17-21 найдите предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи.

" На письме без тире

обойтись невозможно…




Зачем нужно это тире?

Неужели без него нельзя

обойтись? Вот до XV

века вообще не было

знаков препинания.

А сейчас!.. Попробуй

раз­берись, где это

тире ставить!


Антон Кирилл


Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

^ С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, опираясь на данный текст, как Вы понимаете смысл высказывания: «А ведь реки, как души, все разные...» из стихотворения В.Набокова.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Литература:


1. А. И. Коробков, Ю. З. Михеев По рекам южной и юго-восточной России.- М.: Физкультура и спорт, 1977.


2. А.Б.Ручин, В.С.Вечканов, В.А.Кузнецов, В.Ю.Ильин, А.Н.Добролюбов, В.В.Осипов, А.А.Клевакин, Д.Ю.Семенов. История ихтиологических исследований в бассейне реки Суры: обзор. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук,2009. Т.11.


3. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

3. В.Набоков «Каждый помнит какую-то русскую реку…» http://stroki.net/content/view/8822/57


Ответы

А1

4

В1

Территория

А2

1

В2

Начинается

А3

3

В3

Расположенного







В4

Расположенного







В5

2,3,4,5,6







В6

10







В7

2







В8

На речных берегах







В9

Хороши леса леса хороши







В10

9







В11

6







В12

три







В13

13,14







В14

18