velikol.ru
1

МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 27 «Матрёшка




конспект занятия

по изобразительной деятельности

для детей старшей группы


«В гостях у мастера Кисточки»




Подготовила:

специалист по изодеятельности

Путилина А.П.


город Серпухов

20011 год

Цель занятия – совершенствовать умение передавать в рисунке образы знакомых предметов, закреплять представления о натюрморте.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт);

  • Знакомить с натюрмортом, как жанром живописи;

  • Учить воспринимать и оценивать разнообразие и красоту предметной среды;

  • Формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение предметов, колорит);

  • Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта;

  • Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

  • Активизировать речь детей, обогащать их словарь.

  • Закрепить знания детей о рисовании с натуры;

  • Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности предметов;

  • Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о живописи.

  • Дидактические игры: «Найди лишний жанр живописи», «Из чего состоит», «Составь натюрморт»

  • Тонирование листов.



Демонстрационный материал:

Репродукции картин: И.И Левитан. Весна. Большая вода; Март;

А.К Саврасов Грачи прилетели.

И.Э Грабарь. Март; Вешний поток;

П.П. Кончаловский. Овощи; Сирень;

И.Т Хруцкий. Цветы и плоды;

А. Фантер-Латур Цветы в глиняной вазе;

И.И. Машков. Снедь московская: хлебы;

В.И Суриков. Автопортрет;

К.П. Брюллов Всадница;

И.Е. Репин Автопортрет;

Н.Н Ге Автопортрет;

Ваза, ветки, бусы, ткань.

Оборудование:

Гуашь, палитра, листы тонированной бумаги, кисти, баночки с водой

Вводная часть:

Тихо звучит музыка. Дети входят в группу.

Воспитатель: ребята, куда мы попали? Здесь не так как всегда. Сколько всего интересного! Я догадалась, мы попали в картинную галерею.

  • Как вы думаете, что такое картинная галерея?

Дети: это место где выставляют картины, чтобы можно было ими любоваться.

Воспитатель: А кто пишет картины?

Дети: Художники.

Воспитатель: Вы слышите, кажется, кто-то идет. Да ведь это же художник Кисточка.

Художник: Здравствуйте ребята, очень рад видеть вас в моей картинной галерее. Приглашаю всех на экскурсию.

Сейчас я прочту стихи, а вы попробуйте отгадать, к какому жанру живописи они подходят: Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…пейзаж

Дети подходят к первому стенду с пейзажной живописью.

Художник: Посмотрите на эти картины, как их можно назвать одним словом?

Дети: Пейзаж

Художник: О чем нам могут рассказать пейзажные картины?

Дети: О природе, о времени года, о месте, о настроении художника.

Художник: Молодцы! А теперь следующее стихотворение:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – нибудь на нас,

Если принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется … портрет

Посмотрите, как с картин на нас смотрят люди. А что это за жанр живописи?

Дети: Портрет.

Художник: А кого мы можем изобразить в портрете?

Дети: Друзей, себя, маму, папу и т.д.

Художник: Если видишь на картине

Чашку кофе на столе

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это … натюрморт.

Посмотрите на картины, как мы назовем эти картины?

Дети: Натюрморт.

Художник: Правильно, это натюрморты. Как много красивых предметов нас окружает. Художники очень внимательные люди, они видят красоту в самых обычных предметах и стремятся показать нам ее в своих картинах. Давайте поподробнее остановимся на этом жанре живописи. Какие предметы художники изображают в натюрмортах?

Дети: Фрукты, овощи, посуду, предметы быта, цветы.

I часть

Художник: Художники составляют свои натюрморты из разных предметов. Это и вазы, и цветы, и разнообразные фрукты и овощи. Еще при составлении натюрмортов они используют ткань. Сегодня мы с вами будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. Прежде чем писать натюрморт, они продумывают, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.

А я хочу вам предложить поиграть в игру «Составь натюрморт». Перед вами стоят столы, на которых лежат разные предметы. Мы разделимся на три группы, и каждая подойдет к одному из столов.

Задание такое: составить красивый натюрморт.

(дети составляют натюрморты)

Художник: Молодцы, все справились с заданьем. У вас получились очень необычные натюрморты. А я приготовила для вас небольшой сюрприз, он находится в моей мастерской.

II основная часть

(Дети проходят за столы)

Художник: Я тоже составила для вас натюрморт. Как вы думаете, к какому времени года относится этот натюрморт?

Дети: К весне. Потому что на веточках появились зеленые листочки.

Художник: Я предлагаю вам нарисовать этот натюрморт. Но сначала давайте его рассмотрим. Что вы можете сказать о вазе?

Дети: Она коричневого цвета, овальной формы.

Художник: Молодцы. А посмотрите на веточки, что можем рассказать о них?

Дети: На веточках появились листочки, веточки высокие.

Художник: А что еще за предмет лежит возле вазы? Что мы о нем можем сказать?

Дети: Рядом с вазой лежат бусы. Они круглые и красные и лежат перед вазой.

Художник: Обратите внимание, что контраст теплых и холодных цветов, расположенных рядом, придает картине яркость и выразительность.


Художник: Ну что же, натюрморт мы рассмотрели, а теперь вспомним этапы рисования натюрморта.

  1. Простым карандашом и слабым нажимом мы обозначим верх и низ нашей вазы. Высота вазы чуть меньше половины листа.

  2. Дальше рисуем форму вазы и раскрашиваем ее.

  3. Следующий этап нашей работы: рисуем ветки. Обратите внимание на то, чтобы ветки не упирались в край листа.

  4. И завершаем нашу работу прорисовыванием бус.

Художник: Но прежде чем мы начнем рисовать, надо размять наши пальчики.

Физминутка «Цветы»:

Дети приседают, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов.

Раз, два, три, выросли цветы!

(дети медленно приподнимают руки, поднимают их вверх, раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы)

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло!

( подняли вверх руки )

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал (наклоны)

Влево качнулись, низко пригнулись,

Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок убегай!

Ты цветочки не сломай!

( машут кистями рук)

Пусть они цветут, растут,

Всем нам радость принесут!

(поднять руки вверх с растопыренными пальцами и потрясти руками)

III часть, практическая

Художник: Пальчики мы размяли, а теперь давайте приступим к рисованию нашего натюрморта.

Прежде чем рисовать, вспомним правила работы с гуашью: кисть не надо опускать глубоко в баночку с краской, но и не следует брать краски чуть – чуть на кисть. Воды не должно быть слишком много. Краску наносить на лист плавно, плотным слоем. Не забывайте каждый раз мыть кисть, прежде чем прикоснуться ею к какой-либо краске.

Дети рисуют, звучит музыка

Во время самостоятельной работы педагог помогает затрудняющимся детям.

Итог занятия.

  1. Анализ работ детей

Художник: Давайте посмотрим на наши работы, какая из них более точно передает образ нашего натюрморта? А на какой работе более точно отображена цветовая гамма нашей композиции? Кто лучше всех сумел передать форму вазы? Какой натюрморт самый весенний? Почему?

  1. Ребята, вы сегодня побывали в мастерской художника. Что вам больше всего запомнилось? Какие возникли трудности?



Художник: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Нарисовали очень красивые натюрморты. Вам удалось сохранить красоту весенней веточки в своих работах. Ну, а теперь пришло время нам прощаться.