velikol.ru
1 2 3

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА



2.1. МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЕЛАХ КЛАССНОГО И ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»

(модифицированный вариант методики О. В. Мишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося дол­жен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обве­сти кружком стоящую перед номером вопроса букву, кото­рая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н — никто; м — меньшинство; п — половина; б — большинство; в — всe.

Сколько человек придет на классное собрание

нмпбв 1. Ради того, чтобы принять участие в обсужде­нии важных вопросов?

нмпбв 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и бес­покоит одноклассников?

нмпбв 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения;

нмпбв 4. Потому что вашему классу поручено оформ­ление зала, где будет прохо- дить общешколь­ное мероприятие?

нмпбв 5. Если на собрании будут обсуждаться интерес­ные вопросы?

нмпбв 6. Если явка строго обязательна и будет про­верка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

нмпбв 7. Ради того, чтобы купить на заработанные день­ги игрушки для детского сада?

нмпбв 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе от­дохнуть?

нмпбв 9. Чтобы поддержать честь своего класса, орга­низующего этот десант?

нмпбв 10. Ради денег, которые выплатят каждому уча­стнику?

нмпбв 11. Потому что работа будет интересной?

нмпбв 12. Если явка строго обязательна и контролиру­ется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

нмпбв 13.Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

нмпбв 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

нмпбв 15. Ради денег, которые будут получены за рабо­ту каждым учащимся?

нмпбв 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

нмпбв 17. Ради интересной жизни в лагере?

нмпбв 18. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

нмпбв 19. Если его цель — сбор краеведческого матери­ала для музея?

нмпбв 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

нмпбв 21. Если каждый участник получит памятный - значок туриста?

нмпбв 22. Если поход — часть турслета, который орга­низует ваш коллектив?

нмпбв 23. Просто потому, что интересно?

нмпбв 24. Если участие в нем строго обязательно и кон­тролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и прове­дении вечера песни

нмпбв 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

нмпбв 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

нмпбв 27. Если во время вечера будет устроено чае­питие?

нмпбв 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

нмпбв 29. Потому что программа вечера очень интересна?

нмпбв 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом слу­чае на доске целесообразно перечислить варианты возмож­ных ответов на вопросы:

н — никто; м — меньшинство; п — половина; б — большинство; в — все.

^ Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обра-щая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинст-ву учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следу­ет еще раз объяснить.

^ Обработка полученных данных. При обработке результа­тов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направ­ленных на выявление одного из мотивов участия школьни­ков в совместной деятельности. В соответствии с определен­ными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, И, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы ис­пользуется шкала:

в — 4 балла; б — 3 балла; п — 2 балла; м — 1 балл; н — 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шка­лой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия,
















Мотивы
















имя




Общественно




Обязательность




полезная

значимость




как

принуждение




1

17

13

19

25

Сумма

6

12

18

24

30

Сумма

\. Артемов Олег

2

1

2

2

1

8

3

4

4

4

4

19

2. Белова Надя

2

2

2

1

2

9

4

3

4

4

3

18

3. Волкова Юля

1

2

3

2

1

9

4

4

4

4

4

20

4. Гусев Саша

2

2

2

2

0

8

4

4

4

4

3

19

5. Дулова Оля

2

1

2

1

2

8

4

4

4

4

4

20

Сумма баллов
















42
















96

по каждому





































блоку





































Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников.


^ 2.2. МЕТОДИКА «МЫ - КОЛЛЕКТИВ? МЫ - КОЛЛЕКТИВ... МЫ - КОЛЛЕКТИВ!»

(разработана профессором М.Г, Казанкиной, модифицирована доцентом Е.Н. Степановым)

^ Цель: определить стадии развития коллектива класса.

Ход проведения. При проведении одного из классных ча­сов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, б котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся по­средством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагаются три текста.

^ Все начинается с интереса (первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам — мальчикам и девочкам.

В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года — когда кто родился. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» — так будут называться группы, где придется творчески действовать вместе маль­чикам и девочкам, — ведь они родились в одно время года.

Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смот­рят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый учащийся. Когда что-то готовится, создаются специальные группы — советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро доб­рых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - кол­лектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап разви­тия коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Дос­тижение первого этапа — это стремительный рывок на пути ко второму этапу.

^ Все дела творчески — иначе зачем? (второй этап)

У класса достаточно трудная цель. Например, стать на­стоящим коллективом.

В коллективе — самоуправление. Большинство ребят уме­ют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, уча­ствовать в коллективном планировании и анализе своей ра­боты. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало — «для кого старался: для других или для себя?», насколько осоз­нанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны стра­дать!», насколько развито умение совершать хорошие по­ступки — «хотеть хорошего — это еще мало».

В составе классного самоуправления побывали почти все ребята.

У учеников класса есть желание действовать, вгляды­ваться в окружающую жизнь и улучшать ее.

В творческих группах или объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обыч­ные: дежурство по школе, работа на овощебазе.

Придумывать дела — самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые за­нятия каждого помогают интересно; творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам — «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески — иначе зачем?»

В классе сложилось коллективное мнение — общие оцен­ки по самым разным вопросам. Например, «мальчики долж­ны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки не­прилично!»

У класса есть даже свои законы (правила, принципы) — в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценит коллектив своего класса. Они гово­рят: «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то не­обыкновенное», «думать, спорить, убеждать, а потом со­здавать — главное в нашей жизни».

Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным воп­росам — бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята главное видят в том, что «мало» или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творче­ства. А кому из товарищей стало радостней от их дел, — этот вопрос задают себе еще не все.

«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуе­те? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, по самый важный этап еще впереди.

^ Жить для радости людей (третий этап)

Для большинства учащихся класса главная цель — улуч­шать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.

У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям и стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей — зна­чит для них «гореть, а не тлеть!»

В классе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся друг к другу, стремятся жить «ради улыбки товарища».

Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.

В классном коллективе богатая духовная жизнь — опре­деляются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверст­никами и взрослыми.

Ребята умеют работать над собой — воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Класс и каждый ученик занимаются нравственным само­воспитанием. На этом этапе работы непочатый край. Встречают­ся большие трудности, испытания, но тем радостнее победы.

Ваш класс именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития коллектива. Можно двигаться дальше.

^ Обработка полученных результатов. Общее мнение уча­щихся класса о том, па каком этапе развития находится классный коллектив, является групповой самооценкой уровня развития классного сообщества. При поиске сходства и раз­личий жизнедеятельности в данном классе с предложенны­ми для обсуждения этапами развития коллектива можно выявить сильные и слабые стороны ученической общности, определить основные направления формирования классного коллектива.


^ 2.3. МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА.

(разработана профессором Р. С. Немовым)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

«Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обла­дают перечисленными качествами.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи круж­ком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

н — никто; м — меньшинство; п — половина; б — большинство; в — все.

нмпбв 1. Свои слова подтверждают делом,

нмпбв 2. Все вопросы решают сообща,

нмпбв 3. Правильно понимают трудности, стоящие пе­ред классом.

нмпбв 4. Радуются успехам товарищей,

нмпбв 5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.

нмпбв 6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

нмпбв 7. Знают задачи, стоящие перед классом,

нмпбв 8. Требовательны к себе и другим,

нмпбв 9. Личные интересы подчиняют интересам кол­лектива.

нмпбв 10. Принципиально оценивают успехи коллектива,

нмпбв 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

нмпбв 12. К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования,

нмпбв 13. Самостоятельно выявляют и исправляют не­достатки в работе.

нмпбв 14. Знают итоги работы коллектива,

нмпбв 15. Сознательно подчиняются дисциплине.

нмпбв 16. Не остаются равнодушными, если задеты ин­тересы класса.

нмпбв 17. Одинаково оценивают общие неудачи,

нмпбв 18. Уважают друг друга,

нмпбв 19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.

нмпбв 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

нмпбв 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся дру­гих классов.

нмпбв 22. По-хозяйски относятся к общественному добру,

нмпбв 23. Поддерживают принятые в классе традиции.

нмпбв 24. Одинаково оценивают справедливость нака­заний.

нмпбв 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

нмпбв 26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов.

нмпбв 27. Действуют слаженно и организованно в слож­ных ситуациях.

нмпбв 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга».

На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход проведения. После тщательного объяснения исследова­телем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помога­ет ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответила на все вопросы, тогда повышается до­стоверность и облетается обработка получаемых результатов. Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов и баллы используется шкала:

в — 4 балла; б — 3 б.; п2 балла; м — 1 балл; н — 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

^ Матраца для определения эталонности общности

Фамилия, имя

Ответы

Сумма

баллов

Кол-во ответов




1

2

3

4



27

28







Итого:




























Показателем эталонности общности в восприятии ее чле­нов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае ^ М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50—74% (2 < М< 3) или менее 50% {М< 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уров­нях эталонности общности в восприятии ее членов.



следующая страница >>