velikol.ru
1


МОУ ГАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Родительское собрание


«РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

В САМООБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»


ПОДГОТОВИЛА

ФЕДОРЕНКО Е.М.


Сегодня наша встреча посвящена домашнему заданию.


Известный психолог Эльконин- Давыдов так говорил о роли домашнего задания в учебной деятельности школьников: «Фактически должна стираться грань между домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».


Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.


^ Домашнее задание выполняет различные функции.


Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, особенно в том случае, если ребенок долго болел , пропустил много занятий или не усвоил какую-то тему.


Вторая функция домашнего задания- это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или теме.


Третья функция домашнего задания- развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.


Доказано, что развить способность к суждению у всех учащихся на уроке нереально. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются в совершенствуются в ходе индивидуального освоения материала.


Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против».


Самое элементарное в домашнем задании- это буквальное повторение пройденного учебного материала.


Таким образом, главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных источников;

  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.)

  • самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формируются навыки самообразования.



^ Школьная практика показывает, что выполнение домашнего задания оказывается неэффективным, если:


  • учащиеся ограничиваются полумеханическим чтением изучаемого материала, не делят его на отдельные смысловые части, не осуществляют контроль за усвоением знаний.

  • Ребенок не умеет организовать свое рабочее время, не соблюдает твердо установленный режим выполнения домашнего задания- это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

  • Если ребенок выполняет письменные задания без предварительного изучения теоретического материала, на котором основаны задания. Вследствие этого учащиеся допускают ошибки в выполняемых заданиях.


Среди учеников школы было проведено анкетирование, которое выявило, что

  • в основном наши дети на выполнение домашнего задания тратят 1,5-2 часа

  • домашнее задание выполняют самостоятельно 32% опрошенных учеников, с помощью взрослых- 56%, не выполняют вообще- 12%.

  • Домашнее задание взрослые проверяют у 65% учеников, спрашивают, сделал ли ребенок уроки- 86%, не проверяют вообще- 14%.

  • Часто ребята относятся к домашнему заданию как к тяжелой повинности, не осознают его важности.

  • В старших классах часты случаи, когда ученик просто списывает задание у товарищей перед уроком.

  • Невыполнение домашнего задания многие ученики объясняют тем, что не понимают, как его делать.

  • Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи за своих детей или поступают еще проще- покупают детям книги с готовыми домашними заданиями, откуда ученики просто переписывают решения . Поступая так, родители оказывают своим детям плохую услугу. Такая помощь не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и , в конечном итоге, зачастую развращает школьника.


^ Памятка для родителей по выполнению детьми домашнего задания.


Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.


  • Не превращайте выполнение ребенком домашнего задания в орудие пыток.

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания. Его дальнюю перспективу.

  • Наберитесь терпения, не кричите на ребенка во время выполнения уроков, лучше выявите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

  • Поощряйте его за хорошо выполненное задание, хвалите его.

  • Радуйтесь результатам ребенка, связанным с положительной отметкой.

  • Демонстрируйте успехи ребенка перед другими членами семьи.

  • Покупайте ребенку энциклопедии, справочники, словари.

  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения.

  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то пожертвовать.

  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

  • Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше объясните ему то, что он не понимает.

  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда.

  • Консультируйтесь с учителями- предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашнего задания.



Памятка для родителей по выполнению детьми домашнего задания.


Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.


  • Не превращайте выполнение ребенком домашнего задания в орудие пыток.

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания. Его дальнюю перспективу.

  • Наберитесь терпения, не кричите на ребенка во время выполнения уроков, лучше выявите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

  • Поощряйте его за хорошо выполненное задание, хвалите его.

  • Радуйтесь результатам ребенка, связанным с положительной отметкой.

  • Демонстрируйте успехи ребенка перед другими членами семьи.

  • Покупайте ребенку энциклопедии, справочники, словари.

  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения.

  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то пожертвовать.

  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

  • Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше объясните ему то, что он не понимает.

  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда.

  • Консультируйтесь с учителями- предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашнего задания.