velikol.ru
1


Педагогическое эссе Рогачевой С.Н учителя биологии МБУ СОШ № 89. г.о. Тольятти




Моя педагогическая философия.

Однажды у мудреца спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время, и какое самое нужное дело? И он ответил: самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, самое нужное дело - сделать добро человеку, с которым в данную минуту имеешь дело.

Главный человек.

Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда. В чьих-то азарт, удивление, любопытство… Какие они разные, мои Ученики! У каждого свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, характер, жизненный опыт, наблюдения, разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба, своя жизнь. В жизни каждого из них тысячи людей: близких и далёких, случайных и значимых, равнодушных и искренне любящих. Учитель. Какое место занимает он в жизни ребёнка? Индийский мудрец сказал: «Учитель является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера мюрида [ученика], тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков». Такова миссия учителя: педагогу важно не пропустить в ребенке его уникальность, разглядеть неповторимый мир его души, вовремя поддержать его стремления к росту, помочь найти пути раскрытия его талантов. И тогда хрупкий, тонкий «росток» превратится в целеустремлённого, уверенного в себе и в своих силах, порядочного, Настоящего ЧЕЛОВЕКА, ГЛАВНОГО в судьбе каждого учителя.

^ Главное время.

Время, в котором мы живём… Какое оно? Яркое, стремительное, мобильное, предоставляющее каждому широкий спектр возможностей. Ему нужны инициативные, высоко образованные люди, которые могут принимать ответственные и взвешенные решения в ситуации неоднозначного выбора, готовые к постоянному профессиональному и личностному росту, нравственные, толерантные, открытые к диалогу и сотрудничеству.

Третью часть времени ребёнок проводит в школе. Здесь он учится, исследует, делает открытия, дружит, любит, мечтает - живёт. Задача современной школы - создать условия для саморазвития, самореализации личности, которая будет легко адаптироваться и социализироваться в наше непростое, но интересное время.

Год за годом, десятилетие за десятилетием меняются запросы общества, меняются технологии и методы, но миссия учителя остаётся низменной. Ещё в начале XIX века немецкий педагог Ф. Дистервег писал: «Плохой учитель сообщает истину, хороший - учит ее находить». Хороший учитель по-прежнему развивает в ребёнке умение учиться, а это значит: самостоятельно добывать знания, осознавая цели и задачи своего учения, свободно ориентироваться в информационном океане понятий и теорий, слушать и слышать мнение другого человека, принимать иную, отличную от себя личность. Такого человека можно назвать человеком современного общества, осознающего ответственность за настоящее и будущее своего Отечества, Человеком Нашего времени, ГЛАВНОГО ВРЕМЕНИ, в котором мы живём.

^ Нужное дело.

Где-то там, в одном из уголков далёкого детства зажигается в нас искорка профессионального будущего. Кто-то мечтает стать врачом, кто-то играть на сцене, а я всегда хотела быть учителем. С того момента, когда, придя в первый класс, я увидела их, учителей, таких красивых, нарядных, улыбающихся, с огромными букетами цветов. Я стала мечтать о том, как стою у доски с мелом в руке и всё-всё знаю, а дети смотрят на меня с восхищением и все хотят учиться.

И вот я – учитель. Каждый день у доски с мелом в руке понимаю, что знаю далеко не всё, но точно знаю одно: каждый мой шаг, поступок, сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Поэтому, идя на урок, я беру с собой не только микроскоп и таблицы, но и тепло души, искренность, любовь к моим будущим Павловым и Бехтеревым…

День за днём, год за годом: первое сентября, школьные занятия, последний звонок, экзамены, выпускной бал… А затем я узнаю, что кто-то из моих учеников стал врачом, психологом, учителем, достойным человеком и понимаю, что делаю НУЖНОЕ ДЕЛО.