velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХРЕБТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11










Принято на педагогическом

Согласовано :

Утверждаю:

совете МКОУ Хребтовская

Председатель Управляющего совета

Директор МКОУ СОШ № 11

средняя общеобразовательная школа №11

В.А.Котова

Н.Н.Федорова

протокол №1 от 31.08.2011г

протокол №13 от 31.08.2011г

приказ № 69/36 от 01.09.2011г


ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле


1. Общие положения


    1. Настоящее Положение разработано в соответствии с 3а­коном РФ (,Об образовании», Типовым положением об образова­тельном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 (Об обеспечении инспекционно­контрольной деятельности », Уставом Хребтовской средней общеобразовательной школы № 11, программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришколь­ного контроля администрацией.

    2. Внутришкольный контроль - главный источник инфор­мации и диагностики состояния образовательного процесса ос­новных результатов деятельности образовательного учрежде­ния. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы зако­нодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

Внутришкольный контроль сопровождается инструктиро­ванием должностных лиц по вопросам контроля.

    1. Положение о внутришкольном контроле утверждается Педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

    2. Целью внутришкольного контроля является:

  • совершенствование уровня деятельности общеобразова­тельного учреждения;

  • повышение мастерства учителей;

  • улучшение качества образования в школе.

1.5. 3адачи внутришкольного контроля:

  • осуществление контроля над исполнением законодатель­ства в области образования;

  • выявление случаев нарушений и неисполнения законо­дательных и иных нормативных правовых актов и при­нятие мер по их пресечению;

  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

  • инструктирование должностных лиц по вопросам при­менения действующих в образовании норм и правил; - изучение результатов педагогической деятельности, вы­явление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесс а и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тен­денций и распространение педагогического опыта;

  • анализ результатов реализации приказов и распоряже­ний в школе;

  • оказание методической помощи педагоги­ческим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля: информационно­-аналитическая; контрольно-диагностическая; коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

  • соблюдения законодательства РФ в области образования;

  • осуществления государственной политики в области об­разования;

  • использования финансовых и материальных средств в со­ответствии с нормативами и по назначению;

  • использования методического обеспечения в образова­тельном процессе;

  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

  • соблюдения утвержденных календарных учебных графи­ков;

  • соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового рас­порядка и иных локальных актов школы;

  • соблюдения порядка проведения промежуточной аттес­тации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

  • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материаль­ного обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством области и правовыми актами органов местного самоуп­равления;

  • работы подразделений- организаций общественного пи­тания и медицинских учреждений в целях охраны и ук­репления здоровья обучающихся и работников школы;

  • другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля

учитывается:

  • качество учебно-воспитательного процесс а на уроке;

  • выполнение государственных программ в полном объеме (про хождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

  • уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

  • степень самостоятельности учащихся;

  • владение учащимися общеучебными навыками, интел­лектуальными умениями;

  • качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

  • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

  • совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;

  • создание условий, обеспечивающих процесс обучения, ат­мосферы положительного эмоционального микроклимата;

  • умение отбирать содержимое учебного материала (под­бор дополнительной литературы, информации, иллюст­раций и др. материала, направленного на усвоение уча­щимися системы знаний);

  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагоги­ческой деятельности;

  • умение скорректировать свою деятельность;

  • умение обобщать свой опыт;

  • умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

- анкетирование;

- тестирование;

- социальный опрос;

- мониторинг;

- наблюдение;

- изучение документации;

- беседа о деятельности учащихся;

- результаты учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятель­ности:

- наблюдение;

- устный опрос;

- письменный опрос;

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- комбинированная проверка;

- беседа, анкетирование; тестирование;

- проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и про­ведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осу­ществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерацио­нальное дублирование в организации проверок, и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведе­ний о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирова­ния конфликтных ситуаций в отношениях между участника­м, образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусмат­ривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эф­фективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина; учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административной рабо­ты осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешнос­ти обучения в рамках текущего контроля успеваемости и про­межуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды ВШК:

  • предварительный

  • предварительное знакомство;

  • текущий - непосредственное наблюдение за учебно-вос­питательным процессом;

  • итоговый - изучение результатов работы школы, педа­гогов за четверть, полугодие, учебный год.

1.13. Формы внутришкольного контроля:

- персональный;

- тематический;

- классно-обобщающий;

- комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

  • ВШК осуществляет директор школы или по его поруче­нию заместители по учебно-воспитательной работе, ру­ководители методических объединений, другие специа­листы;

  • в качестве экспертов к участию в ВШК Могут привлекать­ся сторонние (компетентные) организации (УО), отдельные специалисты, учителя высшей квалифициро­ванной категории других школ);

  • директор издает приказ (указание) о сроках проверки, теме проверки, устанавливает срок предоставления ито­говых материалов, план-задание;

  • план-задание устанавливает вопросы конкретной провер­ки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов BIIIК: для подготовки итого­вого документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

  • продолжительность тематических или комплексных про­верок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

  • эксперты имеют право запрашивать необходимую инфор­мацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу ВШК; ­

  • при обнаружении в ходе ВШК: нарушений законодатель­ства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

  • экспертные вопросы и анкетирование обучающихся про­водятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой;

  • при проведении планового контроля не требуется допол­нительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля;

  • в экстренных случаях директор и его заместители по учеб­но-воспитательной работе могут посещать уроки учите­лей школы без предварительного предупреждения;

  • при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до по­сещения уроков;

  • в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков(экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

- заявление педагогического работника на аттестацию;

- плановый контроль;

- проверка состояния дел для подготовки управляющих ре­шений;

- обращение физических и юридических лиц по поводу на­рушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутри­школьного контроля или доклада о состоянии дел по проверяе­мому вопросу или иной формы, установленной в школе.

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результа­тами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они постав­лены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию проф­кома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел:

  • проводятся заседания Педагогического или Методичес­кого советов, производственные совещания, рабочие со­вещания с педагогическим составом;

  • сделанные замечания и предложения фиксируются в до­кументации согласно номенклатуры дел школы;

  • результаты внутришкольного контроля могут учитывать­ся при проведении аттестации педагогических работни­ков, но не являются основанием для заключения эксперт­ной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного

контроля принимает следующие решения:

  • об издании соответствующего приказа;

  • об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

  • о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

  • о привлечении к дисциплинарной ответственности дол­жностных лиц;

  • о поощрении работников;

  • иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обра­щениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в уста­новленном порядке и в установленные сроки.


^ 2. Личностно-профессиональный контроль


2.1. Личностно-профессиональный контроль - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

  • уровень знаний учителем современных достижений пси­хологической и педагогической науки, профессиональ­ное мастерство учителя;

  • уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, метода­ми и приемами обучения;

  • результаты работы учителя и пути их достижения;

  • повышение профессиональной квалификации через раз­личные формы обучения.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководи­тель имеет право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с функци­ональными обязанностями, рабочими программами (те­матическое планирование, которое составляется учите­лем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может коррек­тироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, папкой класса, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собра­ний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

  • изучать практическую деятельность педагогических ра­ботников школы через посещение, анализ уроков, вне­классных мероприятий, занятий кружков, факультати­вов, секций;

  • проводить экспертизу педагогической деятельности; - проводить мониторинг образовательного процесса с пос­ледующим анализом на основе полученной информации;

  • организовывать социологические, психологические, пе­дагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

  • делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. проверяемый педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельно­сти;

  • знать цель, содержание, виды, формы и методы конт­роля;

  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендация­ми администрации;

  • обратиться в конфликтную комиссию профкома школы, или вышестоящие органы УО при несогласии с резуль­татами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.


^

З. Тематический контроль



3.1. Тематический контроль проводится по отдельным про­блемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обу­чения, устранения перегрузки учащихся, уровень сформиро­ванности общеучебных умений и навыков, активизации позна­вательной деятельности и др.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изуче­ние фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающе­го обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров пе­дагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденция­ми развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть озна­комлены с темами, сроками, целями, формами и методами кон­троля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

  • про водят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, ме­дицинской службами школы, городским информаци­онно-диагностическим (методическим) центром, муни­ципальным центром психологической службы обра­зования;

  • осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководи­теля, руководителей кружков и секций, учащихся, по­сещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций;

  • анализ школьной и классной доку­ментации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещани­ях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля приинимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспита­тельного процесс а и повышение качества знаний, уровня вос­питанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.


4. Классно-обобщающий контроль


4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в кон­кретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получе­ние информации о состоянии образовательного процесс а в томили ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдель­ном классе или классах:

  • деятельность всех учителей;

  • включение учащихся в познавательную деятельность;

  • привитие интереса к знаниям;

  • стимулирование потребности в самообразовании, само­анализе, самосовершенствовании, самоопределении;

  • сотрудничество учителя и учащихся;

  • социально-психологический климат в классном коллек­тиве.

4.4. Классы для про ведения классно-обобщающего контро­ля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Срок классно-обобщающего контроля определяется не­обходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля прово­дятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его за­местителях, классные часы, родительские собрания.


^ 5. Комплексный контроль


5.1. Комплексный контроль проводится с целью получе­ния полной информации о состоянии дел и состоянии учебно­-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному вопросу.

5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы, под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов городского управления образования, ученых Ря­занского государственного педагогического университета, преподавателей Рязанского областного института развития образования.

5.3. Члены группы должны четко определить: цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная за­дача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комп­лексной проверки.

5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целя­ми, задачами, планом проведения комплексной проверки в со­ответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справ­ка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится Педсовет, совещание при директоре или его заместителях.

5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.