velikol.ru
1

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Вариант 1.

1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста а выполните задания В1—В6

МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, коими (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.

На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись «Рыбно-дачная секция», и тут же был изображён карась, попавшийся на уду.

На дверях комнаты № 2 было написано что-то не сов­сем понятное: «Однодневная творческая путёвка. Обра­щаться к М. В. Подложной».

Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись: «Перелыгино». Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых тёткиных дверях: «За­пись в очередь на бумагу у Поклёвкиной», «Касса», «Лич­ные расчёты скетчистов»...

Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на две­ри, в которую ежесекундно ломился народ: «Квартирный вопрос».

За квартирным вопросом открывался роскошный пла­кат, на котором изображена была скала, а по гребню её ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже — пальмы и балкон, на балконе — сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: «Полнообъёмные творческие отпуска от двух недель (рас­сказ-новелла) до одного года (роман, трилогия), Ялта, Су-ук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)». У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.

Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъёмам и спускам грибоедовского дома, — «Правление МАССОЛИТа», «Кассы № 2, 3, 4 и 5», «Редакционная кол­легия», «Председатель МАССОЛИТа», «Бильярдная», раз­личные подсобные учреждения и, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тётка наслаждалась комедией гениаль­ного племянника.

Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе ту­пицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколь­ко хорошо живётся счастливцам — членам МАССОЛИТа, черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал, к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтам, овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричне­вым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, — известным всей Москве билетом.

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не всё и далеко ещё не всё. Весь нижний этаж тёткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших за­лах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый по­павшийся человек с улицы, а ещё и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сход­ной, отнюдь не обременительной цене.

(«Мастер и Маргарита», гл. 5 «Было дело в Грибоедове».)

1. Каким авторским пафосом (идейно-эмоциональной оценкой) определяется характер образности в приведённом фрагменте?

  1. Определите вид тропа, использованный М. Бул­гаковым в предложении: «За квартирным вопросом от­крывался роскошный плакат...»

  2. Действие романа разворачивается в двух разных пространствах. Назовите город, в котором располагает­ся «грибоедовский дом», описанный в приведённом фрагменте.

  3. Назовите имя персонажа, появление которого за­вершит сцену в «Грибоедове».

  4. Традиции какого русского классика XIX века на­следует М. Булгаков в изображении интерьера «Гри­боедова»?

  5. Как называется стилистическая фигура, которая используется в первом предложении заключительного абзаца отрывка («Кто скажет что-нибудь в защиту зависти?»)?

^ 2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2

Варианты заданий С1

A) Почему, на ваш взгляд, мастер не называет себя «писателем» и не является членом МАССОЛИТа?

Б) Какова роль приводимых М. А. Булгаковым над­писей на кабинетных табличках в характеристике «творческих» устремлений членов МАССОЛИТа?

B) Какие элементы предметного мира используются в отрывке для сатирического изображения писательской «элиты» Москвы?

Варианты заданий С2

А) В каких произведениях русской литературы изо­бражение социально-исторической действительности даётся в сатирическом ключе и в чём сходство этих про­изведений с романом М. А. Булгакова?

Б) В каких произведениях русской литературы изо­бражение Москвы и москвичей занимает значимое мес­то и в чём их сходство и различие с «Мастером и Мар­гаритой» М. А. Булгакова?


Вариант 2

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведе­ния и выполните задания В1В7; CI, C2.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балко­на осторожно заглядывал в комнату бритый, темново­лосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек пример­но лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушав­шись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в ком­нату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больнич­ное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно при­сесть?» — и, получив утвердительный кивок, помес­тился в кресле.

—Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому
грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь бал­ конные-то решётки на замках?

  • Решётки-то на замках, — подтвердил гость, — но Прасковья Фёдоровна — милейший, но, увы, рассеян­ный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выхо­дить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

  • Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

  • Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

  • Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

  • Да... — тут гость встревожился, — но вы, наде­юсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особен­ности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

  • Вчера в ресторане я одному типу по морде засве­тил, — мужественно признался преображённый поэт.

  • Основание? — строго спросил гость.

  • Да, признаться, без основания, — сконфузив­шись, ответил Иван.

  • Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде за­светил? Ведь неизвестно, что именно имеется у челове­ка, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставь­те, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился!

— Профессия?

— Поэт, —почему-то неохотно прмлтлся II и.и
Пришедший огорчился.

  • Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фа­милия?

  • Бездомный.

  • Эх, эх... — сказал гость, морщась.

  • А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любо­пытством спросил Иван.

  • Ужасно не нравятся.

  • А вы какие читали?

  • Никаких я ваших стихов не читал! — нервно вос­кликнул посетитель.

  • А как же вы говорите?

  • Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как буд­то я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хоро­шо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, ска­жите сами?

  • Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произ­нёс Иван.

  • Не пишите больше! — попросил пришедший умо­ляюще.

  • Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

(М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)


1. Укажите жанр, к которому относится произве­дение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. В начале фрагмента даётся описание внешности незнакомца. Как называется это средство характерис­тики персонажа?

3. Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста.

4. Установите соответствие между персонажами романа «Мастер и Маргарита» и их ролью в образной системе призведения.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

^ ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Коровьев 1) управдом-взяточник

Б) Латунский 2) конферансье театра Варьете

B) Босой 3) литературный критик

4) помощник Воланда

5. Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась» и т. п.). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?

6.Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой грозящий палец» незнакомца)?

7. Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?

С1. Какую роль в судьбе Ивана бездомного сыграла описанная встреча?

С2.В каких произведениях русских писателей за­тронута тема творчества и что сближает их с произведе­нием М. А. Булгакова.


Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1В7; С1С2.

Всадники остановили своих коней.

  • Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысячи лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

  • Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спо­койное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

  • Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

  • Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита.

  • Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

  • Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сор­вался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:

  • Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, по­тому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговари­вать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крик­нул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

— Свободен! Свободен! Он ждет тебя!



  1. Назовите имя героя, судьба которого является предметом об­суждения в данном фрагменте.

  2. Роман мастера получает в данном фрагменте завершение («Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»). Каким термином обознача­ется завершающий этап развертывания действия?

  3. Каким термином обозначается глубинное противоречие, ста­новящееся в литературном произведении основой действия (напри­мер, противоположность мировоззренческих позиций героев — про­куратора и Га-Ноцри)?

  4. Каким термином называется введение в реальный мир заве­домо неправдоподобных, вымышленных явлений и событий (полет всадников, составляющих свиту Воланда, участие сатаны в судьбе мастера и Маргариты, бессмертие смертного прокуратора)?

  5. Кому из героев романа принадлежит утверждение о том, что в числе человеческих пороков одним из самых главных является тру­сость?

  6. Как в литературоведении называется преувеличение, использованное, например, при характеристике смеха Воланда («грохот... смеха»)?

  7. Как называется придание неодушевленным предметам и явлени­ям свойств живых существ (например, «эхо запрыгало... по горам»)?


С1. Почему прокуратор Иудеи ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?

С2. Герои каких произведений русской литературы испытывают глубокое раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с героем М. Булгакова?


Вариант 4.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1— В7;С1— С2.

Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.

Первым показался шагом следующий мимо решетки сада конный милиционер, а за ним три пеших. Затем медленно едущий грузовик с музыкантами. Далее — медленно двигающаяся похоронная новенькая открытая машина, на ней гроб весь в венках, а по углам площадки — четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина. Даже на расстоянии Маргарита разглядела, что лица стоящих в похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие - то странно растерянные. В особенности это было заметно в отноше­нии гражданки, стоявшей в левом заднем углу автодрог. Толстые щеки этой гражданки как будто изнутри распирало еще больше какою-то пикантной тайной, в заплывших глазах играли двусмысленные огонь­ки. Казалось, что вот-вот еще немного, и гражданка, не вытерпев, подмигнет на покойника и скажет: «Видали вы что-либо подобное? Прямо мистика!» Столь же растерянные лица были и у пеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной.

Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же «Бумс, бумс, бумс», и думала: «Какие странные похороны... И какая тоска от этого «бумса»! Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоро­нят с такими удивительными лицами?»

— Берлиоза Михаила Александровича, — послышался рядом несколько носовой мужской голос, — председателя МАССОЛИТа.

Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо пола­гать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.

Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами.

- Да, — продолжал неизвестный гражданин, — удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда дева­лась его голова!

- Какая голова? — спросила Маргарита, вглядываясь в не­ожиданного соседа. Сосед этот оказался маленького роста, пламен­но-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.

- Да, изволите ли видеть, — объяснил рыжий, — сегодня утром в Грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.

- Как же это может быть? — невольно спросила Маргарита, в то же время вспомнив шепот в троллейбусе.

- Черт его знает как! — развязно ответил рыжий, — я, впро­чем, полагаю, что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко сперли. Такой скандалище! И, главное, непонятно, кому и на что она нужна, эта голова!


  1. Назовите имя персонажа, который оказался «неожиданным соседом» Маргариты на скамейке и сообщил о похоронах Берлиоза.

  2. Каким термином называется описание внешности персонажа («Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий»)?

  3. Как называется предметная подробность, используемая для характеристики персонажа (например, куриная кость в кармане пиджака у собеседника Маргариты)?

4. Какой вид комического, основанный на соединении фантастики и реальности, страшного и смешного используется в отрывке (например, история с украденной головой Берлиоза)?

5. Каким термином называется обмен репликами между двумя персонажами?

6. «Черт его знает...», «до ужаса ловко сперли» — как называется этот тип лексики в речи героя?

7. С точки зрения какого из персонажей представлены события в приведенном отрывке?

С1. Какая роль отведена Берлиозу в истории мастера?

С2. В каких произведениях русской литературы герой представлен в противостоянии власти и в чем сходство и различие этих героев с булгаковскими персонажами?


3. Задания С5

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проб­лемы.


  1. Какие нравственные проблемы романа связаны с образом Понтия Пилата (по роману «Мастер и Маргари­та »)? Мария

  2. В чём и почему Булгаков отступает от евангель­ской трактовки событий Священной истории (по рома­ну «Мастер и Маргарита»)? Ирина

  3. Каковы соответствия между участниками «мос­ковской» и «ершалаимской» сюжетных линий в рома­не М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Настя

  4. Что и почему осознаётся персонажами романа «Мастер и Маргарита» как «самый страшный порок»? Татьяна

  5. Как сочетаются реальность и фантастика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Анна

  6. Почему поэт Иван Бездомный в финале романа становится историком Иваном Николаевичем Понырёвым (по роману «Мастер и Маргарита»)? Ирина

  7. Как вы объясните приговор, вынесенный мастеру (по роману «Мастер и Маргарита»)? Мария

  8. Как осмысляются в романах М. Булгакова тради­ционные нравственные категории добра и зла (по роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)? Настя

  9. Чем больше всего дорожат любимые герои М. А. Булгакова (по роману «Белая гвардия» или «Мас­тер и Маргарита»)? Татьяна

  10. Какие человеческие типы становятся объектом сатиры М. А. Булгакова (по роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)? Анна

Марина выбирает 1 любую тему ( на 200 слов)


Материал для ознакомления

С1. ^ Каковы жизненные приоритеты и «творческие принципы» членов МАССОЛИТа.?

Писатели и критики, входившие в МАССОЛИТ, изображены в романе сатирически: их нельзя назвать творческими личностями, так как для них литератур­ная деятельность — это прежде всего повод стать чле­ном этого объединения и получить доступ к различным «благам». Надписи на множестве кабинетов в «Гри­боедове» указывают, что здесь занимаются всеми воз­можными вопросами (от рыболовного до квартирного), кроме творческих. Те немногие вывески, которые хоть как-то можно связать с литературной деятельностью, показывают, что относятся члены МАССОЛИТа к ней утилитарно и прагматично. Например, срок пребывания в «творческом отпуске» прямо пропорционален объёму произведения, которое писатель за это время должен сочинить. Культовым местом в «Грибоедове» стал не какой-либо зал или та же гостиная, где гениальный племянник якобы читал тётке свою комедию, а ресторан. Подробное описание роскошных блюд представляет писателей гурманами, но никак не твор­цами. Закономерным итогом становится сожжение «Грибоедова»: это кара за опошление литературной де­ятельности, превращение её в источник наживы.

С2. ^ В каких произведениях русской литературы герои занимаются писательским трудом (или созданием мемуарных записок) и в чём они видят его главную задачу?

Один из героев А. С. Пушкина — Гринёв в «Ка­питанской дочке» — пишет мемуары, и целью этого труда является ретроспективное осмысление Петром Андреевичем своей жизни, процесса нравственного ста­новления. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первая часть текста (до «Журнала Печо­рина»)— это «путевые записки» странствующего офи­цера, любующегося красотой Кавказа и описывающего встречающихся ему людей (в писательской наблюда­тельности и способности точно понимать характер че­ловека по его внешности лермонтовскому герою-повест­вователю не отказать). Примером творческого проекта, в котором изначально была выбрана задача воспеть Единое Государство (и себя лишь как частицу этого ми­ра), являются записи Д-503, составляющие текст рома­на Е. И. Замятина «Мы». Однако вместо «гимна» лжи­вому тираническому режиму роман отражает процесс кардинальной трансформации сознания героя, из мозга которого путём хирургической операции «удаляется» фантазия.


^ С1. Какую роль в развитии действия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» играет эпизод встречи Ивана Бездомного и Берлиоза с Волан-дом на Патриарших прудах?


В своём ответе укажите, что разговор поэта Ивана Бездомного и пред­седателя МАССОЛИТа М.А. Берлиоза является экспозицией романного действия, связанного с фабулой московских глав. Вспомните, что одер­жимый гордыней, Берлиоз отрицает историческое существование Христа и доказывает ложность позиции молодого поэта-безбожника, у которого Иисус получился «как живой». Отметьте, что странность жаркого майско­го вечера, невыносимая духота олицетворяют дыхание ада.

Подчеркните, что завязкой основного действия «Мастера и Маргари­ты» становится появление таинственного незнакомца Воланда, магистра чёрной магии, который опровергает аргументы главы писательской орга­низации, доказывая, что сам человек не может управлять своей жизнью. Расскажите, как загадочный иностранец не только предсказывает гибель литератору, но и вызывает смятение и ужас у несчастного Иванушки, безрезультатно преследующего консультанта и его свиту: «переводчика» Коровьева, подручного Азазелло и огромного чёрного кота. Лишь попав после многочисленных злоключений в клинику Стравинского, Бездом­ный узнаёт от ночного гостя — Мастера, кто явился ему майским вечером.

Подводя итоги, рассмотрите, как всё происшедшее на Патриарших прудах перевернёт жизнь участников событий. Так, Иван Бездомный, ставший уважаемым профессором Института истории и философии, каж­дое весеннее полнолуние будет переживать приступы «бездомности» и по­сещать памятные ему места. Вернувшись домой, Понырёв после укола, сделанного на ночь женой, будет видеть во сне всех участников событий: Пилата и Иешуа, Мастера и Маргариту, уходящих клуне.

С2. В каких ещё произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов?

Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что образы пред­ставителей мирового Зла, прежде носителей божественной природы, а за­тем врагов людей, связаны с мифологической, фольклорной и литератур­ной традициями. В «Слове о полку Игореве» упоминаются имена многих сверхъестественных существ.

Подчеркните, что иррациональные силы зачастую становятся дей­ствующими лицами романтических произведений, для эстетики которых характерна тяга к чудесному, сверхъестественному. Так, в балладе В. А. Жу­ковского «Светлана» появление гостя из загробного мира — мертвеца — соотносится с переживаниями главной героини по поводу судьбы суже­ного и происходит в пространстве сна. В романтических произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова мистические персонажи связаны с по­становкой важных мировоззренческих вопросов.

Отметьте, что в стихотворении А. С. Пушкина «Бесы» представители потустороннего мира олицетворяют злые силы, препятствующие челове­ку на его жизненном пути, в то же время это и пороки самого человека. В поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» «дух изгнанья» символизирует тос­ку его создателя по свободе и титаническим страстям. Гоголевский чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» связан с народными представле­ниями о нечистой силе. Вий в одноимённой повести Н. В. Гоголя — де­моническое существо, обладающее, подобно василиску, смертоносным взглядом.

Вспомните также представителей неведомого мира из прозы А. М. Ре­мизова, фантастических произведений А. Н. Толстого («Нежить»), героев стихотворного цикла А. А. Блока «Пузыри земли». Обладая сакральной властью, недоступной обыденному миру, такие существа становятся но­сителями сокровенной мудрости. В символистском романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» появляются не только известные нам герои доктор Фа­уст и Мефистофель, но и главная героиня Рената, связанная с нечистой силой. Она одержима мечтой об Огненном ангеле — Мадиэле. Душа героини становится местом борьбы добрых и злых сил. В её поисках верным помощником служит рыцарь Рупрехт. Благодаря Ренате мы присутствуем на ежегодном шабаше ведьм и чертей, знакомимся с главой потустороннего мира — мастером Леонардом.

Прямым предшественником М.А. Булгакова в разработке сюжета о пришествии князя тьмы на Землю является Л.Н. Андреев. Его неокон­ченный роман «Дневник Сатаны» знаменует новый этап в оценке роли инфернальных героев в жизни людей. Вочеловечившийся дьявол, его секретарь, старый чёрт Топпи, превращаются не в вершителей козней, а в устроителей земных дел. А вот воплощением абсолютного зла стано­вится девушка с именем Богородицы — Мария. В земной преисподней действуют иррациональные законы, вызревают безбожные идеи. Филан­тропия сатаны здесь не нужна.

Обобщая сказанное, отметьте, что в романе «Мастер и Маргарита» грань между добром и злом предельно тонка. Явившийся на Патриарших прудах Воланд, несмотря на свою инфернальную природу, осуществляет функции наместника Бога на земле: творит возмездие, восстанавливает нарушенную гармонию.