velikol.ru
1

Наблюдение за явлениями неживой природы с детьми средней группы.

ОСЕНЬ

Солнце: * отметить с детьми, солнечный или пасмурный день, какие участки освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки;

  • через несколько дней снова провести наблюдение, дети заметят. Что солнце уже не освещает некоторые объекты, а вечером заходит раньше.

  • вывод: солнце совершает определенный путь, объяснить детям, что осенью у солнца путь короче;

  • после наблюдений спросить у детей, почему люди одели теплую одежду.


Ветер: * в ветреную погоду отметить, что деревья качаются, гнутся;

  • облака бегут быстро;

  • флажки трудно удержать в руках;

  • сравнить ветер летом и осенью;

  • предложить детям побегать в сторону ветра и против ветра, что они чувствуют?

  • при помощи флажков, вертушек, шариков отметить силу ветра;

  • понаблюдать за движением флюгера (его можно сделать из пенопласта или попросить родителей);


Облака:

  • рассмотреть, как в солнечный день плывут облака;

  • понаблюдать за облаками и отметить, на что они похожи;

  • отметить, как движутся облака, сделать вывод ( в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро);

  • куда ветер гонит облака, в какую сторону;

  • учить детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра;

  • какие облака бывают в пасмурную погоду: серые, тяжелые, низкие;


Осадки:

  • понаблюдать, как идет осенний дождь: медленно, моросит;

  • какой дождь: холодный, теплый;

  • сравнить дождь летом и осенью;

  • вывод: в конце осени холодные дожди усиливаются и вскоре, из туч на землю будут падать снежинки.



Прогулки на водоем: (для того, чтобы лучше узнать свойства воды);

  • понаблюдайте, купаются ли кто-нибудь в водоеме;

  • зачерпните немного воды из речки, предложите ее потрогать какая вода;

  • вывод: рыбам стало холодно – они спрятались поглубже на дно реки: там им теплее;

  • какой цвет воды на реке, вспомнить цвет воды летом;

  • сравнить бросок тяжелого и легкого камешка;


Почва: * приучайте детей видеть зависимость состояния почвы от погоды;

  • потрогать почву рукой и определить какая она (земля теплая – ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета);

  • посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, мокрой;

  • провести наблюдение в середине и конце осени;

  • рассмотреть с детьми белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы- это иней;

  • вывод: с наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.


Луна и звезды:

  • на вечерних прогулках обратить внимание детей на глубокое, темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп – месяц;

  • проследите все изменения луны: от появления месяца до полнолуния, отмечайте ее цвет;

  • обратите внимание, когда светит луна, вокруг светло, видны все предметы;

  • осенью на темном небе особенно ярко светят звезды;

  • обратите внимание на форму звезд, величину, яркостью (приучайте детей любоваться красотой луны и звезд).