velikol.ru
1

Наказывать или нет? 


Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. у ребёнка в возрасте от 3-5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в в 47% случаев. Поощрение похвала ребёнку за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания раз за разом слабеет, и в этом его недостаток.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Так какие же наказания способны воздействовать на ребёнка подобным образом?


^ ФИЗИЧЕСКИЕ  НАКАЗАНИЯ  эффективны. Но каковы последствия?

Прибегая к физической силе, родители  лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребёнка.

Физические наказания унижают личность ребёнка, убеждают в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, т.е. те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно в нём воспитывать.

Рукоприкладство родителей освобождает детей от чувства вины, и они считают, что вольны поступать так, как им вздумается, развивает у них упрямство. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.. А страх в свою очередь порождает агрессию.


ЗАПУГИВАНИЕ (Отдадим дядьке, сделаем укол, серый волк придёт...) 

Очень эффективный способ. Рекомендуется использовать тем, кто хочет вырастить невротичную личность с огромным количеством страхов и тревог.

Часто взрослые не выполняют обещания, и ребёнок привыкает к угрозам. А большое количество страхов и тревог порождают ответное чувство - агрессию. 


КРИК родителей дети воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битьё. (А вот реакция детей на родительский крик: "Лучше бы ударили один раз, чем кричали!", "Ты лучше меня убей!")


 ^ ПЕДАГОГИЧЕСКИ  ОПРАВДАННЫЕ  НАКАЗАНИЯ:

  1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка.

  2. Выговор - серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.

  3. Лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр ТВ и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

  4. Недопустимо наказывать трудом. К этому не относится наказание как метод "естественных последствий": насорил - убери за собой.

  5. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как они вызывают стремление противодействовать.

 

^ ЕСЛИ БЕЗ НАКАЗАНИЙ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ, ТО НАДО ПОМНИТЬ О ПРАВИЛАХ

  1. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда окружающим, сознательное нарушение интересов семьи.



  1. Наказания не должны быть слишком частыми, дети привыкают к ним.



  1. Нельзя наказывать, когда ребёнок болен, ест, после/перед сном, во время игры, занятий, после физической или духовной травмы.

 

 ИТАК...

Наказание - сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учётом мотивов детей, возрастных особенностей. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него, не оттачивайте на детях своё остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Чем больше вы применяете поощрений, тем меньше вам придётся прибегать к наказаниям. Физические наказания недопустимы.