velikol.ru
1


Дворец детского творчества

«У Вознесенского моста»


Программа рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на экспертно- Директор ДДТ

методическом совете «У Вознесенского моста»

«___»___________2009г. Э.А. Музиль

«___»____________2009г.


Художественное слово


Образовательная программа по развитию речи

Программа для детей 7 – 11 лет

Рассчитана на 4 года обучения


Безверхова Валентина Николаевна

педагог дополнительного

образования


Санкт-Петербург

2009


Пояснительная записка

^

Направленность программы


Программа «Художественное слово» направлена на реализацию художественно-эстетического цикла, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, подготовить его к восприятию и воспроизведению на сцене художественных произведений.


^ Новизна и педагогическая целесообразность

Многолетний опыт педагога Познер Н.Е. и изучение методической литературы, итогом которого стала магистерская диссертация «Развитие речи в начальной школе как управленческая проблема», позволили создать программу «Художественное слово», утвержденную в 1993г. решением экспертного совета при Комитете по образованию мэрии Санкт-Петербурга (секция содержания обучения) как авторская. (Протокол № 3 от 23 ноября 1993 года).

Цель обучения по данной программе — не «вооружить» детей какой-то конкретной информацией, а, используя игровые формы обучения, раскрыть творческий потенциал ребенка, разбудить его образное видение, логическое и ассоциативное мышление, усовершенствовать технику речи, научить ребенка не только видеть, слышать и чувствовать, но и выразить свои чувства, впечатления, иметь собственное мнение, отойти от шаблонов, штампов, «сметь свое суждение иметь».


^ Актуальность программы

Для чего же нужно художественное слово?

Отнюдь не для подготовки актерских кадров. Слово нужно всем: учителям, лекторам, врачам, инженерам, административным и политическим деятелям.

Каким убогим, невыразительным стал наш «… великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» в нашей повседневной жизни. Мы чаще всего обходимся ограниченным набором заготовленных на се случаи жизни фраз. Кончится дело тем, что словарный запас Эллочки-людоедки для нас будет классикой. Даже поздравляя друг друга с праздниками, мы не можем оторваться от шаблонной фразы: «Желаем крепкого здоровья, успехов в труде и счастья в личной жизни».

Помимо необходимости обогащения словарного запаса, конечно, обращает на себя внимание интонационная невыразительность нашей речи, неумение аргументированно защитить свое мнение. Иногда прекрасные мысли не доходят до своего слушателя из-за недостаточной выразительности речи, плохой дикции, косноязычия автора.

Речь должна быть в меру эмоциональна, приятна по тембру и силе звука. Вежливый и внимательный человек скорее будет услышан и понят своим партнером.

Следует обратить особое внимание на свое поведение в момент беседы. Если человек при разговоре не смотрит на своего собеседника, крутит что-то в руках или чрезмерно размахивает ими, то трудно сосредоточиться и понять его речь.

Приятно воспринимать плавную, размеренную, образную, логичную речь, образцы которой нам представляет русская классическая литература. Очень хочется, чтобы дети открыли ее для себя и своих друзей.

Мы убеждены в том, что образование надо не «давать», а его надо «брать». Отсюда наше стремление развить у детей жажду познания, «зацепить» их любознательность, не давать им максимальную информацию, а пробудить в них желание узнать, уточнить, выяснить что-то самим.

Ребенок от природы необыкновенно одарен и интересен. Задача педагогов – не дать ему «закрыться», поощрить его фантазию, творческое начало, сохранить его индивидуальность.

Программа направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, что является актуальным в любое время.


^ Цель программы

Создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка, формирования технической и эстетической базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений.


^ Задачи программы

Обучающие:

- обеспечить условия для формирования всесторонне развитой личности, умеющей воспринимать и ценить прекрасное, свободно владеющей своей речью (обладающей умением ярко, образно, убедительно выражать свои мысли) и телом (ребенок должен быть свободным, раскрепощенным, но не развязным);

- расширить словарный запас ребенка, развить внимание, зрительную память;

- дать понятие о синонимах, антонимах, сравнениях и других средствах выразительности речи;

- познакомить с основами стихосложения;

- дать представление о теме и идее стихотворения;

- обучить детей осознанному восприятию литературных произведений,

работе над литературным материалом, чтецким мастерством;

- познакомить со средствами выразительности речи (логические ударения, паузы, сила звука, темпо-ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о подтексте).

Развивающие:

- раскрыть природный творческий потенциал ребенка: его индивидуальность, органику, фантазию, внимание;

- сформировать техническую и эстетическую базы для дальнейшего восприятия и воспроизведения художественных произведений;

- развить органику поведения (снять зажатость, закомплексованность,

развить чувство ритма и координацию движений);

- дальнейшее развитие координации движений (дирижирование, походка);

- развить ассоциативное и логическое мышление;

- воспитание образного видения через этюды (изобразить предмет, иллюстрации литературных произведений этюдами).


Воспитывающие:

- способствовать эстетическому и духовному воспитанию личности средствами художественного слова;

- воспитать любознательных, доброжелательных, отзывчивых членов нашего общества с активной гражданской позицией;

  • заложить основы культуры поведения в обществе.



^ Отличительные особенности программы

Данная образовательная программа позволяет не только совершенствовать технику речи ребенка, расширить словарный запас, разнообразить интонационное богатство речи, но и подготовить детей к восприятию литературных произведений, то есть работать над тем, на что часто не хватает времени на уроках русского языка и литературы в школе.

Во втором полугодии третьего года обучения занятия проходят по следующей схеме: тренинг (скороговорки, упражнения на дыхание, координацию движений, ритмику) и работа над индивидуальными стихотворениями. Работа над каждым стихотворением начинается с обсуждения темы, композиции, идеи стихотворения. Вся группа участвует в обсуждении. Работа завершается конкурсом на лучшее исполнение стихотворения.


Программа рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проводятся с детьми младшего школьного возраста один раз в неделю по два академических часа.


^
Условия приема

Прием в коллектив производится вне конкурса. Приглашаются все желающие заниматься в кружке.

Методы организации образовательного процесса

В работе используются как традиционные методы, так и методы активного обучения:

1. Словесные

  • Рассказ

  • Беседа

  • Лекция

  • Беседы-размышления

  • Анализ текста

  • Устное изложение и др.

2. Практические

  • Тренинг

  • Игровая ситуация

  • Упражнения

  • Экскурсия и др.

3. Наглядные

  • Наблюдения

  • Самонаблюдения

  • Показ видеоматериалов, иллюстраций

  • Показ, исполнение педагогом

  • Работы по образцу и др.


Формы проведения занятий

  • занятие-тренинг

  • занятие-игра

  • репетиция

  • конкурс

  • экскурсия

  • викторина

  • концерт

  • праздник и др.



Формы организации деятельности учащихся на занятии

 групповая

 индивидуальная

 индивидуально-групповая и др.


^ Ожидаемые результаты

1 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:


желание остаться в коллективе. Усовершенствование техники речи, воспитание органики поведения, расширение словарного запаса. Знание понятий «артикуляция», «постановка дыхания» и др. Умение четко и дикционно чисто произносить разученные скороговорки. Приобретение навыка коллективного чтения стихотворения.


^ Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:


раскрытие природного творческого потенциала ребёнка, развитие фантазии, внимания; снятие зажатости, закомплексованности.


^ Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:


знакомство с этикетом, речевой культурой, культурой жестов; воспитание культуры восприятия стихотворного произведения.


2 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

раскрытие своих индивидуальных возможностей. Знакомство с литературоведческими понятиями. Знание понятий «тема», «идея», «подтекст», «темп», «ритм» и др. Навык владения логическим ударением. Умение логически правильно выстроить свою речь.

^ Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

развитие координации движений, развитие ассоциативного и логического мышления.


Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:

развитие умения слушать и слышать других, воспитание речевой и сценической культуры, умение оценивать свои успехи и успехи товарищей, формирование доброжелательного отношения к окружающим.

3 год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

Знание понятий «жанр», «типы речи», «ассоциации». Знакомство с нормами русского литературного языка. Умение создать текст определенного типа речи. Умение определять тему и идею текста, высказывания; сформулировать и обосновать свою точку зрения.


^ Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

дальнейшее развитие органики поведения, образного видения через этюды.


Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:

воспитание культуры восприятия литературного произведения, формирование гражданской позиции.


^ 4год обучения

Ожидаемые результаты на уровне обучающих задач:

знание характерных признаков различных стилей речи, основных частей композиции произведения. Умение создавать сравнительное описание, краткую автобиографию.

Подготовка индивидуального чтения стихотворения. Осознанное восприятие литературных произведений. Приобретение навыка самостоятельного анализа художественного произведения, опыта сценического исполнения стихотворения.

^ Ожидаемые результаты на уровне развивающих задач:

формирование технической и эстетической базы для восприятия и воспроизведения художественных произведений.


^ Ожидаемые результаты на уровне воспитывающих задач:


овладение речевой и сценической культурой, формирование навыков толерантного общения.

^ Оценка результативности

  • по факту сохранности контингента коллектива с учетом анализа причин, по которым ребенок перестал посещать занятия;

  • по создавшемуся морально-этическому климату на занятиях;

  • по итоговым занятиям;

  • по результату участия в конкурсе в конце третьего года обучения.


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- коллективное чтение стихотворений

- творческие работы детей (стихотворения, рассказ на одну букву, сочинения)

- индивидуальное чтение стихотворения

- открытые занятия


- викторины и др

. – анкетирование

- метод «Недописанный тезис»

-мини-сочинения

-наблюдения педагога

-обсуждение выполненного задания в коллективе


^ Учебно-тематический план.


1 год обучения




Тема

Количество часов

Теория

Практика

1


2


3


4


5


6


7


8


Вводное занятие. Знакомство с историей предмета. Техника безопасности.

Культура поведения.


Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания.


Чувство ритма и координация движений.


Основы стихосложения.


Развитие речи.


Раскрытие творческого потенциала.


Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов

1


1


2


1


2


2


1


1



4


29


13


4


6


5




ВСЕГО

11

61

72 часа


^ 2 год обучения



Тема

Количество часов

Теория

Практика


1

2


3


4


5


6


7

8


Вводное занятие «Как я провел лето».

Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция.


Средства выразительности.


Чувство ритма, координация движений.


Развитие речи.


Раскрытие творческого потенциала учащихся.


Секреты литературного творчества

Итоговое занятие. Обсуждение достигнутых успехов.



4


1


6


1


4


1


1

7


9


7


19


7


4




ВСЕГО

18

54

72 часа


^ 3 год обучения



Тема

Количество часов

Теория

Практика

1


2


3


4


5


6


7

Вводное занятие «Мое летнее открытие».


Секреты литературного творчества


Этическое воспитание.


Техника речи.


Раскрытие творческого потенциала


Развитие речи

.

Итоговое занятие. Обсуждение выступления на итоговом концерте.



5


4


1


4


12

1


5


9


18


12


1




ВСЕГО

26

46

72 часа


4 год обучения




Тема

Количество часов

Теория

Практика

1


2


3


4


5


6

Вводное занятие «Мое летнее открытие».


Техника речи


Развитие речи


Раскрытие творческого потенциала


Индивидуальная работа над выбранными стихотворениями.

Итоговое занятие. Обсуждение выступления на итоговом концерте.





5


1

1


10


15


9


30


1




ВСЕГО

10

62

72 часа



^

Содержание образовательной программы

Содержание программы


первого года обучения


В первый год обучения работа ведется по следующим темам:

Тема 1. Вводное занятие. История предмета. Древние ораторы. Знакомство.


Тема 2. Культура поведения: культура общения, вежливость, умение слушать


Теория: Понятие о комплименте, урок добрых слов. Правила разговора по телефону, поведение в транспорте, магазине на природе.

Практика: Отрабатывается умение представить себя, сделать поклон.

Работаем над осанкой, правилами общения в различных бытовых ситуациях. Учимся видеть в человеке прекрасное.

Итог. Сочинение индивидуальных поздравлений родным, близким, друзьям.


^ Формы оценки результативности

  • Наблюдение педагога дает возможность сделать вывод о степени успешности выполнения индивидуально-педагогических задач.

  • Комплимент гостям или товарищам.


Тема 3. Дикция, артикуляция, постановка голоса и дыхания


Теория: Понятие о дикции, артикуляции, ритме речи, посыле звука. Практика: Дикционные упражнения (скороговорки и чистоговорки на чистоту и быстроту произношения).

Итог. Дикционная чистота произношения, умение владеть посылом звука, чувствовать ритм речи.

Формы оценки результативности

  • Наблюдения педагога.

  • Конкурс «Как на горке, на пригорке…».


Тема 4. Чувство ритма и координация движений


Теория: Что такое ритм? Координация. Для чего она нужна?

Практика: Воспитание органики движений. Упражнения на развитие речевых нервных центров, находящихся в кончиках пальцев. Хлопки по четвертям, отхлопывание заданного ритмового рисунка, хлопки с выделением сильной доли такта. Сочетание двух разных ритмов.

Итог. Раскрепощение, конкретность, отхлопывание заданного ритма, хлопки с выделением сильной доли такта.


^ Формы оценки результативности

  • Обсуждение выполненного упражнения «Буратино» («подвесить себя на гвоздик», то есть мгновенно пропустить через позвоночник «стержень»); упражнений «Дай, дай – не надо, не надо», «Книга», «Горошина», «Ловля мух».


Тема 5. Первое знакомство с основами стихосложения


Теория: Понятие о рифме и ритме стихотворения. Роль ритма и рифмы в стихотворном произведении.

Практика: Упражнения на подбор рифмы. Сочиняем коллективное стихотворение.

Итог. Хлопки по четвертям, хлопки с выделением сильной доли такта. Подбор рифмы. Сочинение своего стихотворения.


Формы оценки результативности

  • Наблюдение педагога.

  • Обсуждение кружковцами каждой работы.


Тема 6. Развитие речи


Теория: Вступление, основная часть, заключение- неотъемлемые части сочинения. Логика произведения.

Практика: Развитие логического мышления, умение построить логическую «цепочку», логическое ударение. Расширение словарного запаса: «Рассказ из слов на одну букву». Сочиняем сказку (рассказ) вместе.

Итог.

  • Работа над логической «цепочкой» ведется на материале произведений из немецкого фольклора.

  • Владение логическим ударением показывается на материале скороговорок.

  • Создание рассказа, се слова которого начинаются на одну букву.

  • Сочинение коллективного рассказа на заданную тему.


Формы оценки результативности

  • Обсуждение в коллективе.

  • Выявление победителя конкурса «Аукцион слов на одну букву…»


Тема 7. Раскрытие творческого потенциала


Теория: Что это такое «этюд»? Понятие о пантомиме.

Практика: Развитие фантазии, образного видения (упражнения «Полет на ковре-самолете», «Шарик», этюды).

Тренировка зрительной памяти (игра «Баранья голова»).


Итог.

  • Передача различных воображаемых предметов (жаба, горячая картошка, цветок и т.д.).

  • Изображение пантомимой задуманного животного.


Формы оценки результативности

  • Обсуждение выполнения упражнений в коллективе.


Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Я научился…»


Содержание второго года обучения


Задачей второго года обучения является продолжение работы по развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса, воспитание ассоциативного и логического мышления). Знакомство со средствами выразительной речи (логические ударения, пауза, сила звука, темпо-ритм, тембр голоса, интонационная окраска, понятие о «подтексте»).

Дальнейшее развитие координации движений (дирижирование, походка…).

Воспитание образного видения через этюды. (Изобразить предмет; иллюстрация литературных произведений этюдами).

На втором году обучения много времени уделяется играм со словами. Через игру дается понятие о синонимах, антонимах, сравнениях. Используются игры со словами: шарады, анаграммы, лотагрифы, метаграммы.

Дается представление о теме и идее стихотворения.


Тема 1. Вводное занятие. Беседа «Как я провел лето».


Тема 2. Техника речи: дикция, дыхание, посыл звука, артикуляция


Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.

Практика: Посыл звука отрабатывается при помощи упражнения: «Бросить вдаль звуковой «мячик» на счет 5-8-10»; тренировка дыхания на скороговорке «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки…»; артикуляционные упражнения: произнесение сочетаний гласных и согласных звуков: и, э, а, о, у, ы; би, бэ, ба, бо, бу, бы; ви, вэ, ва, во, ву, вы; биппи, бэппэ и др.


Итог:

  • владение силой произносимого звука

  • правильное дыхание при выразительном чтении

  • дикционная чистота произношения


Формы оценки результативности


  • выявление победителя конкурса «Как на горке, на пригорке…»

  • наблюдения педагогом за уровнем владения детьми силой произносимого звука


Тема 3. Средства выразительной речи


Теория: Интонация: Логическое ударение, сила звука, пауза, тембр голоса, темпо-ритм. Интонационное звучание (понятие о «подтексте»). Понятие о темпе и ритме. Совпадения и расхождения темпа и ритма художественном произведении.

Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок: «Бобр…», «Цапля…», «Карл…», «От топота копыт…».

Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова (тембр голоса, подтекст). Упражнение: с помощью интонации убедить слушающих, что слон – большой, мышь – маленькая, торт – вкусный, горчица – горькая, картошка – горячая, вода – холодная и т.д.

Итог

  • Владение логическим ударением.

  • Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова.



Формы оценки результативности

  • Наблюдение за кружковцами дает педагогу оценить и дальнейшем использовать индивидуальные данные каждого ребенка.

  • Обсуждение в коллективе успехов товарищей.


Тема 4. Чувство ритма, координация движений


Теория: Ритмическая основа музыкальных произведений (марш, вальс и др.)

Практика: Дирижирование в четвертях, (отхлопывание с выделением сильной доли такта).

Итог


Игра-упражнение: «Волшебная палочка» (передача палочки в заданном ритме).

Упражнение на внимание «Зеркало». Игра «Разведчики».


Формы оценки результативности

  • Наблюдения педагога позволяют проанализировать степень усвоения детьми пройденного материала.

  • Подведение итогов игры «Разведчики».


Тема 5. Развитие речи


Теория: Понятия о синонимах и антонимах, сравнении, эпитете.

Практика: Создание рассказа, логически связывающего 3 слова. Понятие о синонимах и антонимах. Подбор синонимичных и антонимичных пар. Упражнение подбери сравнение.

Словарный запас. Подбор определений к заданным словам.

Итог:



  • Задание: придумать предложение, состоящее из 5-7 слов, начинающихся на одну заданную букву.

  • Упражнение. «Рассказ по картинке». (Придумать рассказ, в котором в начале, в середине или в конце могла бы быть использована данная картинка в качестве иллюстрации), определение настроения персонажа картинки.

  • Составление рассказа, все слова в котором начинаются на заданную букву.

  • Анаграммы, метаграммы, лотагрифы.

  • Шарады. (Понятие и разыгрывание).

  • Составление рассказа с использованием сравнений

  • Выполнение заданий расширяет словарный запас детей, формирует умение логически выстроить свою речь, тренирует внимательность, сообразительность и фантазию.


Формы оценки результативности

  • анализ творческих работ учащихся педагогом

  • обсуждение наиболее удачных рассказов в коллективе

Тема 6. Раскрытие творческого потенциала учащихся


Теория: Образное видение. Искусство восприятия.

Практика: Игра «Море волнуется раз…» (задумать какое-либо растение, животное, предмет, литературного героя и «застынь», изображая задуманное. Водящий должен расколдовать игроков, т.е. отгадать изображенное).

Искусство восприятия.

Умение слушать, реакция (этюды).

Итог:

  • Разыгрывание этюдов позволяет ребенку проявить себя как режиссера, актера, учит взаимодействию на сценической площадке.


Формы оценки результативности

  • использование метода « незаконченный тезис»

Тема 7. Знакомство с секретами литературного творчества


Теория: Понятия о теме и идее произведения. Знакомство с законами стихосложения. Дальнейшее раскрытие понятий «рифма» и «ритм»

Практика: Анализ сказок К.Чуковского и С. Маршака. Создание собственных стихотворных миниатюр.


Итог: Создание собственных стихотворных миниатюр.

^ Формы оценки результативности

Анализ стихотворных миниатюр созданных воспитанниками.


Тема 8. Итоговое занятие. Беседа-анализ «Мои успехи».


Содержание третьего года обучения


Задачей третьего года обучения является обучение детей осознанному восприятию литературных произведений; работа над литературным материалом, чтецким мастерством (использование всех средств выразительности речи).

Дается представление о жанровых особенностях прозы, поэзии, басни. Учащиеся знакомятся с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Понятие о монологе и диалоге.

Необходимо поговорить с ребятами и о природе юмора.


Тема 1. Вводное занятие «Мое летнее открытие».


Тема 2. Секреты литературного творчества


Теория: Знакомство с основными элементами композиции произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Практика:Сочинение и разыгрывание сказок с использованием «пальчиковых» игрушек.

^ Итог: Разыгрывание придуманных сказок.

Формы оценки результативности:

Обсуждение разыгранных сказок.


Тема 3. Развитие речи.

Теория:Знакомство с тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Понятие о юморе.

Представление о том, над чем можно смеяться, а над чем нельзя.

Басня, особенности жанра. Мораль в басне.

Понятие о монологе и диалоге.

Знакомство с нормами русского литературного языка.

Практика: Чтение и обсуждение стихотворений из немецкого фольклора «Крысолов из Гамельна» и др.; басен Крылова, Лафонтена, Михалкова.

Чтение по ролям стихотворения «Телефон» К.Чуковского.

Итог. Создание ребенком определенного типа речи. Аргументированность утверждений.


^ Формы оценки результативности

Анализ созданных текстов как закрепление представлений о типах речи.


Тема 4. Раскрытие творческого потенциала.

Теория: Ассоциации.

Практика: Ассоциативное мышление.

Определение литературных героев через ассоциации.

Импровизация на указанную тему: слушание музыки, пантомима, рассказ.

Итог.

  • Игра на внимание «Сумасшедший дом».

  • Игра «Ассоциации».

  • Упражнение на развитие фантазии. «Конкурс Мюнхаузенов».


Формы оценки результативности

Обсуждение в коллективе выполненных заданий.


Тема 5. Этическое воспитание.


Теория: Понятие о прекрасном. Беседа.

Практика: К прорыву блокады Ленинграда. Беседа о С.-Петербурге с демонстрацией видов города. Чтение стихотворений М.Борисовой из книги «Прогулка по Ленинграду» и Баруздина из книги «Что я видел в Эрмитаже». Прослушивание «Гимна Великому городу» Глиэра.

Итог: Поэтические произведения заставляют по-новому взглянуть на родной город.


^ Формы оценки результативности: Выявление интереса ребят к теме занятия с помощью опросника по теме.


Тема 6 .Техника речи.

Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.

Практика: Дальнейшее совершенствование дикционной чистоты произношения скороговорок, наращивание темпа, интонационное разнообразие актёрских задач.

^ Итог: безупречность произношения.

Формы оценки результативности: Наблюдения педагога за дикционной чистотой исполнения произведений.


Тема 7: Итоговое занятие. Обсуждение исполнительского мастерства.


^ Содержание четвёртого года обучения.


Тема 1. Вводное занятие «Моё летнее открытие».


Тема 2.Техника речи..

Теория: Объяснение критериев правильного выполнения упражнений.

Практика: Дальнейшее совершенствование дикционной чистоты произношения скороговорок, наращивание темпа, интонационное разнообразие актёрских задач.Чтение алфавита как поздравительной открытки, выговора, просьбы и т.д.

^ Итог: безупречность произношения.

Формы оценки результативности: Дикционная чистота при исполнении произведений.


Тема 3. Развитие речи.

Теория:

Знакомство со стилями речи: художественным, научным, публицистическим, официально – деловым.

Задача эпиграфа. Углубление представлений о композиции произведения.

Раскрываем тайны происхождения слов. Дальнейшее расширение словарнрго запаса учащихся, их способности сформулировать значения слов.

Понятие о биографии и автобиографии, сравнительной характеристике.

Практика:

Определение стиля речи, создание своего высказывания определённого стиля.

Анализ композиции произведения. Работа с этимологическим словарём. Составление кроссвордов, автобиографий.Итог: Создание высказываний определённого стиля. Умение выделять композиционные части произведения. Знакомство с этимологическим словарём. Написание автобиографий.

^ Формы оценки результативности:Наблюдения педагога, обсуждение с детьми выполненных заданий позволяют проанализировать степень усвоения детьми пройденного материала.


Тема 4. Раскрытие творческого потенциала.

Теория: Знакомство с импровизацией.

Практика: Задание на импровизацию ( в очень жаркий день ешь мороженое, на улице тебя застал внезапный ливень, перебираешься по бревну через лесной ручей, запекаешь картошку в костре и т.д.)

^ Итог: выполнение импровизационных заданий.Формы оценки результативности:

Наблюдения педагога за умением учащихся при выполнении импровизаций убедить зрителей в правдоподобности своих действий.


Тема 5. Индивидуальная работа над выбранными стихотворениями.


Второе полугодие четвёртого года обучения занятия проходят по следующей схеме: Тренаж (скороговорки, упражнения на дыхание, координацию движений, ритмику) затем работаем над индивидуальными стихотворениями, выбранными учащимися для своего исполнения в течение первого полугодия. Работа над каждым стихотворением начинается с обсуждения темы, композиции, идеи стихотворения. Весь класс участвует в обсуждении.


Итог: По программе работа завершается конкурсом на лучшее исполнение стихотворения.


Формы оценки результативности

  • Участие в конкурсе дает возможность анализировать уровень чтецкого мастерства, владение интонационными средствами выразительности, степень осмысленности прочтения, умения «подать» себя, «взять» зрительный зал.


Тема 6: Итоговое занятие. Обсуждение исполнительского мастерства.


Методическое обеспечение программы


  • Программа «Художественное слово»

  • Словари русского языка

  • Разработки конкретных дел

  • Дидактический материал (наглядные пособия на различных носителях)



Образцы детской литературы, которые используются на занятиях


  1. Андерсен Г-Х. Огниво и другие сказки. – М., 2003.

  2. Баруздин С. Прогулки по Петербургу. – М., 1993.

  3. Барто А.Л. Игрушки. – М., 2005.

  4. Заходер Б. Про всех на свете. – М., 2005.

  5. Литература и фантазия. /сборник. – М., 1992.

  6. Макин В. О серьезных пустяках, о словах-озорниках. – С-Пб., 1993.

  7. Маршак С. Золотое колесо. – М., 1977.

  8. Маршак С. Детки в клетке. М., 1996.

  9. Мозаика. /сборник. – М., 1996.

  10. Песня Победы. /сборник стихов. – Ленинград, 1985.

  11. Пословицы, поговорки, потекши, скороговорки. /сборник. – Ярославль, 1996.

  12. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1985.

  13. Расскажи стихи руками. /сборник. – М., 1992

  14. Сатир Г. Твой букварь. – М., 2004.

  15. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – С-Пб., 1994.

  16. Стихи о Петербурге для детей. /сборник. С-Пб., 1994.

  17. Успенский Э. Общее собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес. – С-Пб., 1993.

  18. Хармс Д. Пир на улице. – С-Пб., 1992.

  19. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб., 1996.

  20. . Черный С. Что кому нравится. М., 1993

  21. Чуковский К.И. Сказки. – Московская область, город Балашиха, 2002


Материальное и ресурсное обеспечение программы


  1. Просторный, светлый класс, удобные столы и стулья.




  1. Аудиотехника, видеотехника.

  2. Репродукции картин.

  3. Аудиокассеты с записью музыкальных композиций.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:


  1. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. –М., 1987.

  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения.-М., 1991.

  3. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся.-М., 1983.

  4. Лобановская З.Д. Радость познания.-С.Петербург.,1993.

  5. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.-С.Петербург., 1991.

  6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985.

  7. Скаткин М.М. Школа и всестороннее развитие детей.-М., 1980.

  8. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе.-С.Петербург.,1994.

  9. Суркина Е.С. Совершенствование техники речи – важнейшее условие выразительного чтения.-М.,1968.

  10. Теория и практика сценической речи. - Л.,1985.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ


1. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования.—

М., 2003.

2. Волкова В. Без слова нет мысли. (Обогащение словарного запаса учащихся). – Народное образование. – 1965. - № 4.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. – Киев, 1971.

5. Добрецова Н.В., Инц И.Г. Учебно-методический комплекс — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.—

С—Петербург, 2004.

6. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов./ под ред. О.Е.Лебедева. — М., 2000.

7.Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. – М., 1987.

8.Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. – М., 1987.

9. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.

10. Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. - Русский язык в школе. - № 4. - 1978.

11. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

12. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся. – Русский язык в школе. - № 4. – 1985.

13. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1991

14. Методические рекомендации по развитию речи учащихся I-IV классов. – М., 1984.

15. Политова А.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М., 1984.

16. Речевые секреты: Книга для учителя нач.кл. – М., 1992.

17. Фирсов Г.Н. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка.


^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ



1. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. – Киев, 1971.

2. Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: методические рекомендации. – М., 1995.

3. Лобановская З.Д. Радость познания. (Развитие речи младших школьников). – С.-Петербург, 1998.

4. Рождественский В.С. Читая Пушкина. – Л., 1966.

5. Розенталь Д.З., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985.

6. Теория и практика сценической речи. – Л., 1985.

7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., 1993.


Образцы детской литературы, рекомендуемый родителям и учащимся


  1. Андерсен Г-Х. Огниво и другие сказки. – М., 2003.

  2. Баруздин С. Прогулки по Петербургу. – М., 1993.

  3. Барто А.Л. Игрушки. – М., 2005.

  4. Заходер Б. Про всех на свете. – М., 2005.

  5. Литература и фантазия. /сборник. – М., 1992.

  6. Макин В. О серьезных пустяках, о словах-озорниках. – С-Пб., 1993.

  7. Маршак С. Золотое колесо. – М., 1977.

  8. Маршак С. Детки в клетке. М., 1996.

  9. Мозаика. /сборник. – М., 1996.

  10. Песня Победы. /сборник стихов. – Ленинград, 1985.

  11. Пословицы, поговорки, потекши, скороговорки. /сборник. – Ярославль, 1996.

  12. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1985.

  13. Расскажи стихи руками. /сборник. – М., 1992

  14. Сатир Г. Твой букварь. – М., 2004.

  15. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – С-Пб., 1994.

  16. Стихи о Петербурге для детей. /сборник. С-Пб., 1994.

  17. Успенский Э. Общее собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес. – С-Пб., 1993.

  18. Хармс Д. Пир на улице. – С-Пб., 1992.

  19. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С-Пб., 1996.

  20. . Черный С. Что кому нравится. М., 1993

  21. Чуковский К.И. Сказки. – Московская область, город Балашиха, 2002