velikol.ru
1

Определение типа мышления
(модификация Г.В. Резапкиной)


Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать,
внимательно слушать,
спокойно отвечать и молчать,
когда нечего больше сказать.

Народная мудрость

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник, разработанный психологом Резапкиной Г.В., поможет вам определить тип своего мышления.

Инструкция

если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте рядом с его номером «+», если нет «-».

1.Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.Я люблю читать книги.

4.Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.Я люблю играть в шахматы.

8.Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14 Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.Ранообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

20 Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21.Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22.Я предпочитаю точные науки ( физику, математику).

23.Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25.Я хотел(а) бы подчинить свою жизнь определенной системе.

26.Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.Я понимаю красоту математических формул.

28.Мне легко говорить перед аудиторией.

29.Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.Красота для меня важнее, чем польза.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40.Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Бланк ответов

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

^ Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень его развития (0-2 низкий,3-5 средний, 6-8 высокий).

^ 1.Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Они обладают хорошей координацией движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры .Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

^ 2.Абстрактно-символическим мышлением(А-С) обладают многие люди науки- физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

^ 3.Словесно- логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат.verbalis словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению, ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

^ 4. Наглядно-образное мышление (Н-О). Обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. В чистом виде эти виды мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышлений, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность (К). Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления, это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Мышление – трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность. На успешность выполнения интеллектуальных задач влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы.