velikol.ru
1


Основные направления бюджетной и налоговой политики

Оренбургского района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах». Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использовались сценарные условия социально-экономического развития Оренбургского района на 2013 год и на период до 2015 года.

Основные направления бюджетной политики.


В 2013-2015 годах решение задач социально-экономического развития Оренбургского района будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики, приоритетными направлениями которой являются:

1) переход к программно-целевому принципу организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, переход к формированию программных бюджетов;

2) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг;

3) повышения отдачи от муниципальных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг.

Указанные направления конкретизированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и основных направлениях бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Учитывая вышеизложенное, при осуществлении бюджетных расходов в 2013-2015 годах средства районного бюджета будут концентрироваться на приоритетных направлениях, ориентированных на улучшение жизни жителей района, обеспечение адресного решения социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций и обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Бюджет района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сохранит социальную направленность. Социальная направленность бюджета обусловлена сохранением значительной доли расходов на образование, культуру, здравоохранение, спорт и социальную политику.

Несмотря на все особенности, которые пришлось учитывать при фор­мировании бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, расходы, имеющие социальную направленность, не только не сокращены по сравнению с аналогичными расходами, предусмотренными на текущий год, а увеличены. В 2013 году доля расходов, имеющих со­циальную направленность, составит 76,8 процентов от всех расходов районного бюджета, и их объем прогнозируется в сумме 1 060 896,9 тыс. рублей. В их числе расходы на образование предусматривают­ся в объеме 737 110,1 тыс. рублей.

В районном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов будут учтены ассигнования на обеспечение исполнения в полном объеме установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.

Полноценный переход к программному бюджету в Оренбургском районе станет возможным после того, как будет выстроена необходимая нормативно-правовая база на федеральном и областном уровнях.


Формирование объема и структуры расходов районного бюджета на 2013-2015 годы осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

Увеличение расходов на коммунальные услуги с учетом среднего роста цен на:

газ в 2013-2015 годах – на 15,0 процента ежегодно;

тепловую энергию в 2013-2014 годах – на 8,0 процента, в 2015 году – на 11,0 процента;

электроэнергию в 2013 году – на 10,0 процента, в 2014 году – на 9,0 процента, в 2015 году – на 4,9 процента;

другие услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году – на 5,9 процента, в 2014 году – на 5,2 процента, в 2015 году – на 4,9 процента;

сохранение единых тарифов страховых взносов в системы пенсионного, социального и медицинского страхования в размере 30,0 процентов от фонда оплаты труда, а также по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев – в размере 0,2 процента от фонда оплаты труда;

учет дополнительных бюджетных ассигнований для финансового обеспечения принятых районных целевых программ, реализация которых предусмотрена с 1 января 2013 года.

В районе на протяжении ряда лет приоритетным направлением бюд­жетной политики являлся устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. Во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на 2013-2015 годы предусматриваются:

увеличение фонда оплаты труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений – на 5,0 процентов;

увеличение фонда оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования – на 30,0 процентов;

увеличение фонда оплаты труда педагогических работников МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чебеньковский детский дом Оренбургского района» - на 25,0 процентов;

увеличение фонда оплаты труда работников районных учреждений культуры, отнесенных к профессиональным квалификационным группам работников культуры, искусства и кинематографии – на 20,0 процентов;

социальных работников и специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания – на 40,0 процентов.


Бюджетная политика в сфере образования будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, в том числе ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов среднего звена.

В соответствии с закрепленными полномочиями области, в районном бюджете учтены расходы на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования. Предусмотрены субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Кроме того, в районном бюджете учтена дотация на питание школьников, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях и другие расходы.

В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013-2015 годах будет продолжена реализация мероприятий, направленных на модернизацию системы общего образования. В рамках указанных мероприятий планируется проведение капитального ремонта и противоаварийных мероприятий в муниципальных учреждениях образования.

Предусмотрены средства на обеспечение мероприятий, связанных с оздоровлением и отдыхом детей в каникулярное время, субвенций на содержание ребенка в семье опекуна и приёмной семье, субвенций на выплату единовременного пособия при всех устройствах детей, лишенных родительского попечения, в семью а также расходы, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов.

В качестве дополнительно принимаемых обязательств в районном бюджете предусматриваются расходы на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство и по компенсации части родитель­ской платы за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях.

В районном бюджете планируется выделение денежных средств на софинансирование следующих расходов в сфере образования:

- проведение текущего и капитального ремонта, противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных образовательных учреждений;

- софинансирование мероприятий областной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения;

- дотирование расходов на питание учащихся в общеобразовательных учреждениях в рамках муниципальной программы «Совершенствование организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургского района на период 2011-2013 года». Расходы по стоимости питания для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений на 2013 год определяются исходя из планируемого количества учащихся по состоянию на 1 сентября 2012 года, из расчета 8 рублей на каждого ученика в день его обучения. На плановый период 2014 и 2015 годов стоимость питания планируется на уровне 2013 года.


Кроме того, в районном бюджете планируется выделение денежных средств на реализацию следующих муниципальных программ в сфере образования:

- на летний отдых, оздоровление и занятость несовершеннолетних на 2013-2016 годы;

- комплексные меры по развитию и совершенствованию системы физической культуры и спорта в образовательных учреждениях района на 2013-2016 годы;

- на развитие дополнительного образования на 2013-2016 годы;

- на развитие муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства МО Оренбургский район на 2013-2015 годы;

- на реализацию молодежной политики в Оренбургском районе «Молодежь Оренбургского района» на 2013-2016 годы.


В связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи с 1 января 2012 года обеспечивается за счет средств областного бюджета. За счет средств местного бюджета предусмотрены расходы, связанные с перевозкой трупов на территории Оренбургского района и расходы по содержанию медицинских сестер в общеобразовательных учреждениях района.

Также предусмотрены расходы на реализацию районных целевых программ:

- «Предупреждение распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» на 2013 -2015 г.г.;

- «Вакцинопрофилактика» на 2013-2015 г.г.,

- МПЦ по профилактике туберкулеза в Оренбургском районе на 2010-2014 г.г.;

- МЦП по профилактике внутрибольничных инфекций в ЛПУ Оренбургского района на 2009-2013 годы.

В последние годы в районе проделана большая работа по приобще­нию населения, в особенности детей и молодежи, к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом. В этих целях по­строены физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжная база, хоккейный корт, реконструируются прочие спортивные объекты.

Расходы на физическую культуру, спорт, молодежную политику в основном будут осуществляться в рамках муниципальных целевых программ «Молодежь Оренбургского района», «Комплексные меры по дальнейшему развитию системы физической культуры и спорта в муниципальном образовании Оренбургский район на 2013-2016 годы».


Приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочную перспективу в сфере культуры и кинематографии будет являться обеспечение сохранности и доступа к культурным ценностям, эффективное использование объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургского района.

В целях реализации вышеназванных приоритетных направлений приняты муниципальные целевые программы: «Культура Оренбургского района на 2013-2018 годы», «Пожарная безопасность в учреждениях культуры и дополнительного образования в области культуры муниципального образования Оренбургский район на 2012-2015 годы», мероприятия которых ориентированы на создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, искусства, развитие материально-технической базы учреждений культуры.

Из районного бюджета, также как и в предыдущие годы, планируется направлять средства на поддержку районной газеты «Сельские вести».

В 2013-2015 годах будет продолжено получение субвенций муниципальным районом на осуществление делегированных полномочий Оренбургской области в сфере социальной политики, в том числе на:

- выплату пособий семьям, имеющим детей;

- выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством;

- предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, многодетным семьям;

- социальное обслуживание в соответствии с Законом Оренбургской области «О социальном обслуживании населения в Оренбургской области» граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также безнадзорных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением социального обслуживания вышеназванных лиц, осуществляемого в государственных областных учреждениях социального обслуживания, перечень которых утверждается Правительством Оренбургской области);

- выплату пособия на погребение или возмещение расходов, связанных с погребением;

- финансовое обеспечение отдыха детей в каникулярное время.

Кроме того, в сфере социальной политики в районном бюджете учитываются расходы на:

- оказание мер социальной поддержки гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Оренбургского района»;

- приобретение лекарственных средств для льготных категорий граждан, приобретение сухих молочных смесей для детей первого и второго года жизни в рамках реализации районной целевой программы «Дети Оренбургского района на 2011-2013 годы»;

- предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургском районе на 2011-2015 годы». Осуществление программных мероприятий требует привлечение средств из районного бюджета на 2013-2015 годы в сумме 4 000,0 тыс. руб. ежегодно.

- оплату за проживание на частных квартирах, оплату стоимости проезда к месту работы педагогического работника, проживающего в г.Оренбурге и других населенных пунктах в пределах Оренбургского района в рамках реализации муниципальной программы «Педагогические кадры образовательных учреждений муниципального образования Оренбургский район на 2009-2013 г.г.»;

- оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, поздравление с юбилеем долгожителей района (от 80 лет) из категории участников и инвалидов ВОВ, вдов погибших, умерших участников и инвалидов ВОВ, инвалидов в рамках реализации муниципальной целевой программы «Социальная помощь и социальная поддержка жителей Оренбургского района».


Формирование бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики планируется осуществлять с учетом повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования бюджетных ассигнований.

В рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2013–2020 годы» осуществляется поддержка сельского хозяйст­ва. Указанная областная программа содержит экономические инструменты для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и повышения качества жизни сельского населения.

В 2013–2015 годах будут выделены районному бюджету из бюджета области межбюджетные трансферты на осуществление автомобильных пригородных пассажирских перевозок на условиях софинансирования из районного бюджета в размере 10 % от объема субсидий.

В сфере дорожного хозяйства финансирование мероприятий будет осуществляться в пределах выделенных из областного бюджета субсидий. Субсидии будут переданы в бюджеты поселений для проведения мероприятий по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Расходы областного бюджета будут выделяться на условиях софинансирования из бюджетов сельских поселений.

Расходы на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства будут предусмотрены в рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие торговли на территории муниципального образования Оренбургский район» на 2013–2014 годы». Мероприятия программы направлены на развитие сферы торговли с целью содействия торговой деятельности и создания благоприятных условий для ее развития, удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах торговли.


Поддержка отрасли жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему будет осуществляться посредством выделения бюджетных средств из областного и районного бюджетов на проведение капитального ремонта и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

Одним из приоритетов по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отдельных категорий граждан, определенных законодательством Оренбургской области.

В 2013-2015 годах будет продолжена работа по реализации мероприятий, принятых в рамках районной программы «Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургского района на 2011–2015 годы», которая будет направлена на реконструкцию полигонов для хранения твердых бытовых отходов и старых полигонов, выполнение работ по восстановлению лесозащитных полос и санитарной порубке леса, и других мероприятий в области охраны окружающей среды. Программа будет осуществляться на условиях софинансирования с муниципальными образованиями сельских поселений.

Одной из важнейших задач в части формирования межбюджетных отношений в Оренбургском районе является выравнивание фи­нансовых возможностей бюджетов поселений по решению вопросов местного значения. Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями будут совершенствоваться. При этом межбюджетные трансферты, предоставляемые из районного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, поддержку сбалансированности местных бюджетов сельских поселений, будут сохранены.

Политика в области формирования межбюджетных отношений в 2013 году будет направлена на:

- повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в использовании полученных межбюджетных трансфертов с одновременным повышением ответственности за результативность и эффективность их использования;

- обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления поселений Оренбургского района в расширении доходной базы, повышении собираемости налогов.

В целях стимулирования повышения эффективности осуществления бюджетного процесса по-прежнему особое внимание будет уделяться работе с высокодотационными поселениями, в части подписания Соглашений между администрацией района и администрациями поселений, являющихся получателями межбюджетных трансфертов из бюджета района, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения налоговых и неналоговых доходов.


Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом заключается в осуществлении взвешенной долговой политики и совершенствовании системы управления долговыми обязательствами.

Политика в области управления муниципальным долгом Оренбургского района на 2013–2015 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности районного бюджета;

обеспечение постоянного доступа Оренбургского района к источникам заемных средств на приемлемых условиях;

минимизацию стоимости муниципальных заимствований;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств районного бюджета;

совершенствование учета и отчетности по обслуживанию муниципального долга и обеспечение раскрытия информации о долге.


Основные направления налоговой политики


В период 2013 -2015 годов приоритеты в области налоговой политики остаются прежние – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства.

В качестве мер, направленных на повышение устойчивости экономики местных бюджетов и создания условий для положительных темпов экономического роста, в ближайшее время планируется внесение изменений в налоговое законодательство о налогах и сборах, в том числе по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

В рамках обеспечения налогового стимулирования на федеральном и областном уровне предполагается осуществить:

  1. Меры налоговой поддержки плательщиков налога на доходы:

предусмотрев освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде:

единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи, оказываемой в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;

материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

субсидий, предоставляемых главам крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

сумм денежных средств, выплачиваемых органами служб занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства;

земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей;

сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской федерации;

материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантам и докторам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.

2. Уточнение порядка предоставления имущественного налогового вычета.

закрепления порядка получения имущественного налогового вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка.

Планируется уточнение процедуры распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность. Рассматривается возможность получения участником общей долевой или общей совместной собственности, не обратившегося за получением вычета при приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность, имущественного налогового вычета по другому объекту в полном объеме.

3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

В этих целях будет продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

С 1 января 2013 года будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая в виде главы 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации будет выделена из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» в самостоятельный специальный налоговый режим.

Главой 26.5 Кодекса будут установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.

При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения будет зачисляться в бюджеты муниципальных районов.

Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года станет добровольным, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2018 года отменен.

Будут внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов.

В качестве мер, предусматривающих повышение доходов бюджетов муниципальных образований, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

налогообложение природных ресурсов;

введение налога на недвижимость;

сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

совершенствование налогового администрирования;

противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

В разрезе перечисленных направлений предполагается:

1. На первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество предлагается признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.

При этом рассматривается вопрос о предоставлении налогоплательщикам налога на недвижимость стандартных и социальных налоговых вычетов.

При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица от 0,05 процента до 0,3 процента. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от количества собственников, а также наличия льгот у собственников.

2. В целях совершенствования налогового администрирования предусматривается внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков.

В перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о наличии вкладов (депозитов) и об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) физических лиц.

При внесении изменений в законодательство о налогах и сборах особое внимание будет уделено вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием «фирм-однодневок».

Несомненно, все обозначенные меры налогового стимулирования и повышения доходов бюджетов всех уровней невозможно реализовать без согласованных действий органов местного самоуправления района с исполнительными органами государственной власти Оренбургской области, территориальными федеральными органами исполнительной власти по мобилизации доходов в бюджет района.

Эффективным инструментом в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в районный бюджет по-прежнему остается увеличение неналоговых доходов, проведение работы по обеспечению полноты их поступлений, повышению эффективности администрирования доходов и совершенствования системы управления муниципальной собственностью, в том числе земельными ресурсами.