velikol.ru
1

То, что мы собрались вместе, - это только начало;

То, что мы продолжаем оставаться вместе,

- это уже достижение;

то, что мы вместе работаем, - это настоящий успех.

Г.Форд


Особенности учебно-познавательной деятельности и речи школьников с трудностями в обучении.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьника, она определяет уровень его психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) у детей выражается в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы.

Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после того как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются переодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.

Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ЗПР – их низкая познавательная активность. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального. Оказалось, что форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Однако главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль. Необходимо при ознакомлении детей с новым материалом широко применять наглядные средства, а при закреплении знаний постепенно переходить к словесным методам.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживаются в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Выполнение задания, как правило, осложняется ещё и тем, что дети плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного. Серьёзные проблемы возникают при изучении математики.

Значительно отстают по уровню развития лексическая, грамматическая и семантическая стороны речи. При составлении предложений школьники в основном используют бытовую лексику.

Большинство детей с трудностями в обучении не устанавливают временную последовательность в сериях картин. Вместе с тем в пассивном словаре детей имеется большое количество прилагательных. Эта лексика переходит в активную в условиях, способствующих развитию познавательной деятельности ребёнка.

Нарушения речи, связанные с фонетико-фонематическим недоразвитием, сказываются в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму. Поэтому нужна длительная работа, направленная на развитие фонематического восприятия и формирования звукового анализа.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР должна осуществляться вместе с коррекцией речи в целом, т.е. включать развитие фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи.

Учитывая особенности протекания психических процессов у детей с ЗПР на 1 этапе обучения отличается от традиционного. Рассмотрим его специфику:

  • в этот период дети должны овладеть навыком интонационного выделения звуков, необходимым для звукового анализа слова;

  • особое значение придаётся артикуляции выделенных звуков для создания их чётких речедвигательных образов и для их дифференциации;

  • ведётся работа над зрительными образами букв, включающая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов, с использованием различных приёмов (разное расположение букв, введение лишних элементов, исключение элементов);

  • вводится моделирование звукового состава слова, определена наиболее целесообразная последовательность действий ребёнка, выполняющего звуковой анализ.

Формирование навыков полноценного звукового анализа предусматривает отработку определенной последовательности действий ребёнка.

Сначала последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания и самостоятельно выкладывают схемы из фишек, кроме того, вычерчивают их карандашами. Учащиеся как бы записывают слова без букв. Такая схема помогает ребёнку глубже проникнуть в звуковую структуру слова. Важно, чтобы каждый ученик последовательно выполнял все задания, так как пропуски ведут к неполноте знаний и неустойчивости навыка.

Полноценное формирование звукового анализа происходит в условиях постепенного увеличения объёма предлагаемого детям материала и его усложнения. Необходимо также предусматривать повышение самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

При этом как для формирования правильного звукопроизношения, так и для развития графических навыков необходимо использовать приёмы кинезитерапии, обеспечивающей совместную работу двигательного и слухоречевого анализаторов.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для детей, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование).

В период, когда ребёнок ещё не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка. Хорошо зарекомендовала себя система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» – фишками, наклейками, штампиками. В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником. Тот, у кого их больше, объявляется лучшим.

При подготовке и проведении занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.