velikol.ru
1

ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СВЕТЛИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2012 ГОД

В последнее время все более возрастает роль образования, так как качество жизни человека тесно связано с качеством его образования. В связи с этим растет интерес общества к результатам образования, появляется множество инициатив, направленных на развитие системы. Благодаря педагогической и родительской общественности, творческим педагогам, вниманию власти, на сегодняшний день система образования Светлинского района - одна из ключевых в социальной сфере района, определяющая будущее его развития и занимающая достойное место в образовании Оренбургской области.

Ключевой темой последних двух лет, непосредственно связанной с качеством образования, была и остается тема новых стандартов. Сегодня переход на новые образовательные стандарты – уже реальность.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является деятельностный характер, ставящий главной целью – развитие личности обучающихся. Требование к результатам обучения сформированы в виде комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью смыслового ядра стандарта являются универсальные учебные действия, которые позволяют обучающимся достигнуть планируемых результатов.

Сегодня уже 343 школьника района обучаются по новым стандартам.

В течение полутора лет в районе велась планомерная систематическая работа, связанная с подготовкой педагогов и обеспечением участников образовательного процесса необходимой учебной и методической литературой. За это время 27 учителей начальных классов и 15 учителей основной школы прошли курсы повышения квалификации по проблеме эффективного внедрения ФГОС на базе ИПК и ППРО ОГПУ в г. Оренбурге и г. Орске. Уже работая в штатном режиме, 24 учителя начальных классов посетили постоянно действующий семинар «Введение ФГОС начального образования».

Во всех школах района созданы и начали действовать основные образовательные программы.

По новому, в соответствии с требованиями организована и внеурочная деятельность младших школьников. При этом ФГОС второго поколения ориентирует усиление внимания к воспитательной работе школ через интеграцию основного и дополнительного образования.

Основными документами, определяющим стратегию развития системы муниципального образования, является Концепция модернизации российского образования на , федеральные целевые программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.

Анализ результатов реализации образовательной политики в районе за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы на ближайшую перспективу.

В рамках успешной реализации в 2006-2011 годах приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации общего образования достигнуты следующие результаты:

созданы условия, позволяющие осуществлять обучение более 75% школьников в условиях, соответствующих современным требованиям: сформирована система базовых школ, обеспечено их ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кое оснащение, позволяющее обеспечить эф­фектив­ную ре­али­зацию но­вых мо­делей об­ра­зова­ния, в том чис­ле с ис­поль­зо­вани­ем ин­форма­ци­он­но - ком­му­ника­ци­он­ных тех­но­логий;

формируется муниципальная система оценки качества образования, позволяющая получать объективную картину уровня достижений учащихся для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с обществом. Второй год Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования региона к введению нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); осуществляется введение ФГОС на уровне начальной ступени обучения;

обеспечена открытость образования путем привлечения органов государственно-общественного управления к управлению образованием, создания сайтов образовательных учреждений, муниципального органа управления образованием, ежегодного издания публичных докладов о результатах деятельности на всех уровнях образования: от школьного до регионального;

Приоритетным направлением деятельности системы образования Светлинского района остается «обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения полноценного образования».

Задачу получения качественного общего образования невозможно решить без обеспечения доступности дошкольного образования. Основной целью развития дошкольного образования в районе является реализация права детей на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Система дошкольного образования района объединяет сегодня 7 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольную группу в МБОУ «Озерная СОШ». На 01.01.2013 г. их посещает 633 ребенка (48 %). Развитие дошкольного образования в той или иной степени обуславливается демографическими процессами, которые влияют на рост или снижение потребностей в услугах дошкольных образовательных учреждений. Всего в районе зарегистрировано 1327 детей дошкольного возраста, из них 633 охвачены услугами дошкольного образования, 694 ребенка, не посещают дошкольные учреждения.

Очередность в дошкольные образовательные учреждения района составляет 196 детей. Данная ситуация не может быть признана удовлетворительной. Дошкольное образование впервые законодательно закреплено как первая самостоятельная ступень образования. У всех ребят дошкольного возраста должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования - формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть доступно всем. У каждого дошкольника должны быть возможности хорошо начать обучение в школе.

В районе принимаются меры по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования. В 2010-2011 учебном году открыты дополнительные группы в МДОБУ детский сад «Буратино» пос. Светлый (40 мест), МДОАУ детский сад «Солнышко» пос. Светлый (40 мест), дошкольная группа при МБОУ «Озерная СОШ» на 20 мест. В рамках муниципальной программы «Развитие системы дошкольного образования Светлинского района на 2011-2013 годы» планируется открыть дошкольные группы при МБОУ «Целинная СОШ», МБОУ «Восточная СОШ», МБОУ «Спутниковская СОШ», проводится реконструкция здания жилого дома под дошкольное учреждение в поселке Тобольский.

Жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьёзной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что деятельность педагогического коллектива всегда направлена на поиск качества образования. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях Светлинского района осуществляют 76 педагогических работника, в том числе 7 заведующих, 1 педагог-психолог, 2 учитель-логопед, 4 музыкальных работника, 3 инструктора по физической культуре, 3 старших воспитателя, 56 воспитателей.

16 педагогов (23%) имеют высшее образование, 48 педагогов (70%) – среднее специальное. 85,7% руководителей имеют высшее образование. 83,3 % педагогических кадров ДОУ имеют квалификационную категорию, из них высшую квалификационную категорию 4 педагога (5,7%), первую квалификационную категорию 29 педагогов (43%), вторую – 20 педагогов (29%).

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, ко­торые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных госу­дарственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функциониро­вания и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

  • замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;

  • увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;

  • изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

  • изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

В соответствии с федеральными государственными требованиями во всех ДОУ района разрабатывается основная общеобразовательная программа. И сейчас предстоит огромная работа по улучшению необходимых условий для реализации такой программы. Администрацией дошкольных учреждений уделяется особое внимание оснащению педагогического процесса программно-методическими комплектами. Однако программно-методическая обеспеченность ДОУ продолжает оставаться неполной, требует обновления и дополнения в условиях внедрения федеральных государственных требований.

Государственная политика в условиях модернизации образования диктует обновление содержания, технологий и системы оценки качества дошкольного образования, изменение условий образовательной деятельности.

Перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача – подготовить ребенка к школе. Причем так, чтобы из стен детского сада будущий первоклассник вышел физически крепким, коммуникабельным, с развитым (по возрасту) кругозором.

С целью создания в общеобразовательных учреждениях отвечающих современным требованиям осуществления образовательного процесса условий в рамках областного фонда софинансирования расходов в районе произведены ремонтные работы в 14 образовательных учреждениях на сумму 1406,381 тысяч рублей, в том числе осуществлён ремонт кровли. Ремонтные работы профинансированы на сумму более 51,8 млн. руб.

Осуществлялось финансирование мероприятий комплексной безопасности. На обеспечение в муниципальных образовательных учреждениях безопасных условий пребывания детей, в том числе обеспечение мер антитеррористической, противопожарной безопасности направлено более 150 тыс. руб.

По итогам 2011-2012 учебного года образовательные учреждения района прошли процедуру лицензирования и аккредитации.

Из 11 общебразовательных учреждений имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности по реализации программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования 10 ОУ. Три образовательных учреждения дополнительного образования детей имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования.

Все образовательные учреждения дошкольного образования имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В связи со сменой типа образовательного учреждения лицензии переоформлены.

Аккредитационные свидетельства на право осуществления общеобразовательной деятельности по реализации программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования имеют 10 ОУ. Образовательные учреждения дополнительного образования и дошкольного образования процедуру аккредитации не проходят.

Отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности МБОУ «Спутниковская СОШ», срок лицензии которой закончился в июне 2011 года и образовательный процесс осуществляется в здании не отвечающем требованиям Сан ПиН, а в старом здании осуществляется капитальный ремонт. После осуществления капитального ремонта будет проведена процедура лицензирования и аккредитации МБОУ «Спутниковская СОШ».

В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Одним из критериев при оценке показателей качества образования является уровень сохранности здоровья обучающихся.

В системе образования района принимаются определенные меры по укреплению и сохранению здоровья школьников. Вся работа по данному направлению осуществляется на основе взаимодействия управления образования, МБУЗ «Светлинская ЦРБ» и образовательных учреждений.

Основная задача современной школы - предоставление качественных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом и обеспечение комфортной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Решению данной задачи способствует организация качественной медицинской помощи в учреждениях образования.

Современная школа должна содействовать сохранению здоровья обучающихся через обеспечение адекватных социальному заказу условий для обучения и воспитания, способствовать развитию саногенного мышления, проявляющегося в умении эффективно использовать знания и по вопросам сохранения и укрепления здоровья, а также формирования установок на ведение здорового образа жизни.

В начале нового 2012-2013 учебного года 1551 учащихся школ района прошли профилактический медицинский осмотр. По итогам данного осмотра 512 (33%) учащихся отнесены к 1 группе здоровья, 818 (52,7%) ко второй, 217 (14%) к третьей, 4 (0,3%) к четвертой группе.

Медицинское обслуживание учащихся школ обеспечивают 11 медицинских работников, которые состоят в штате МБУЗ «Светлинская ЦРБ». Из них 2 медицинские сестры работают непосредственно в школах, остальные учащиеся обслуживаются работниками ФАП.

Для организации медицинского обслуживания школьников имеются медицинские кабинеты в двух школах МБОУ «Светлинская СОШ №1» и «Светлинская СОШ №2», которые имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности

В образовательных учреждениях с контингентом обучающихся менее 300 человек имеются кабинеты медицинской профилактики (9 кабинетов). Кабинет медицинской профилактики в ОУ предназначен для организации профилактических тренингов, консилиумов, встреч учащихся с врачами-специалистами, диспутов и дискуссий с обучающимися по вопросам сохранения и укрепления здоровья, а также для организации помощи педагогам и родителям в вопросах здоровьесбережения обучающихся, с целью повышения валеологической культуры педагогов и устранения безграмотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Направление предусматривает также мероприятия по

- обеспечению горячим питанием учащихся школ. На начало учебного года во всех образовательных учреждениях издаются приказы об организации горячего питания, назначаются ответственные, составляются графики дежурства для преподавателей и детей, графики приема пищи, составляется 10-дневное меню, которые затем согласовываются в обязательном порядке в Роспотребнадзоре.

По состоянию на 01 января 2013 г. в школах охвачено горячим питанием 100% учащихся. Средства на организацию горячего питания поступают из областного и местного бюджетов: 8 рублей +3,45 рубля. Стоимость завтраков составляет 11,45 руб., обедов 25 руб. Денежные средства выделяются только для организации одноразового питания (завтрака), поэтому в целях сохранения здоровья учащихся проводится работа с родителями о их вкладе в организацию двухразового питания. В МБОУ «Светлинская СОШ №1» -27 учеников получали горячие обеды за счет родителей, в МБОУ «Светлинская СОШ №2» -54, МБОУ «Целинная СОШ» - 3, МБОУ «Коскульская СОШ» - 17. МБОУ «Степная» 25 Бесплатные горячие обеды получают 64,5% учащихся групп продленного дня. В связи с введением ФГОС решается вопрос с организацией двухразового горячего питания.

Меню в школах разнообразное, в достаточном количестве выпечка, учитываются калорийность и полезность продуктов, имеются в ассортименте салаты из свеклы, моркови, капусты, весной – свежие огурцы, помидоры. При приготовлении блюд используется йодированная соль. Рацион включает в себя: мясо, рыбу, молоко, свежие овощи, фрукты, макаронные изделия, крупы, сливочное и растительное масло, яйца, сыр, кондитерские изделия. В качестве напитков детям дают кисели, компоты, чай, какао, соки.

Проводится обязательная витаминизация напитков. Питание школьников предусматривает использование определенных способов приготовления блюд: это варка, приготовление на пару, тушение, запекание. Исключены продукты с раздражающими свойствами.

Меню в школах разнообразное, в достаточном количестве выпечка, учитываются калорийность и полезность продуктов, имеются в ассортименте салаты из свеклы, моркови, капусты, весной – свежие огурцы, помидоры. При приготовлении блюд используется йодированная соль. Рацион включает в себя: мясо, рыбу, молоко, свежие овощи, фрукты, макаронные изделия, крупы, сливочное и растительное масло, яйца, сыр, кондитерские изделия. В качестве напитков детям дают кисели, компоты, чай, какао, соки.

Проводится обязательная витаминизация напитков. Питание школьников предусматривает использование определенных способов приготовления блюд: это варка, приготовление на пару, тушение, запекание. Исключены продукты с раздражающими свойствами.

В отчетном году продолжалась работа по апробации процедуры проведения независимой экспертизы качества образовательных достижений учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Одним из инструментов проверки качества образования в 11 классах остается единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ). Анализ результатов ЕГЭ в районе показывает, что в сравнении с результатами ЕГЭ прошлого 2011 года по 6 предметам из 10 наблюдается повышение среднего тестового балла (математика, биология, химия, история, физика, география), по 3 предметам наблюдается понижение балла (русский язык, информатика, обществознание).

На экзаменах в форме ЕГЭ по обязательным предметам (математика, русский язык) из 107 выпускников не набрали установленного Рособрнадзором минимального количества баллов 2 чел (1 по математике, 1 по русскому языку). По итогам пересдачи в резервные дни ученица Целинной СОШ окончила школу со справкой, т.е. повторно не набрала достаточное количество баллов.

По предметам по выбору не набрали минимальное количество баллов:

по химии 1 человек (Коскульская СОШ) и по физике 1 ученик (Светлинская СОШ №1).

^ Выше районного среднего балла показали по математике выпускники Светлинской СОШ №2, Светлинской СОШ №1 и Коскульской СОШ. По русскому языку выпускники ССОШ №1 и Озерной СОШ.

Лучшие результаты показали следующие выпускники: Мирошкина Екатерина и Локтева Анна по русскому языку по 90 баллов (ССОШ №2), Жарылгасынов Сабыржан (98 баллов) и Попов Дмитрий (96 баллов) по истории (ССОШ №1).

В государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов приняли участие 149 выпускников из 150. Один выпускник Светлинской СОШ №1 был не допущен к итоговой аттестации.

Аттестат об основном общем образовании получили 149 выпускников, что составляет 99,3% от их общего количества (2011г. – 98,9 %).

По результатам сдачи обязательных экзаменов улучшились результаты выпускников: по математике качество знаний увеличилось на 4,5 % при 100 % успеваемости, по русскому языку качество знаний увеличилось на 7,2 % и успеваемость так же 100 %.

По итогам проведения ГИА и ЕГЭ нарушений дисциплины учащимися не зафиксировано, апелляций о нарушении установленного порядка проведения экзаменов не поступало.

В отчетном году актуальным оставался вопрос стимулирования развития системы дополнительного образования в районе как неотъемлемой части системы непрерывного образования детей и подростков. Программы дополнительного образования детей реализовывали 3 учреждения дополнительного образования. Контингент обучающихся в них 1700,педагогов 95, из них 56 совместителей, более 58% имеют высшее образование, 78%- квалификационные категории. Учреждения дополнительного образования детей активно сотрудничают со школами в направлении организации внеурочной деятельности детей в рамках введения ФГОС.

Согласно требованиям ФГОС учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, которая позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников и добиться получения высоких результатов в обучении и воспитании. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. В 2010-2011 учебном году апробация модели внеурочной деятельности началось на базе пилотной площадки по опережающему введению ФГОС (МБОУ «Светлинская СОШ №2»). В 2011 году школа представила свой опыт на секции августовской конференции. В 2012 году возможность заниматься внеурочной деятельностью получили все первоклассники и второклассники. С целью трансляции опыта введения ФГОС педагоги проводят тематические семинары, мастер-классы, осуществляют анализ эффективности действующих моделей.

Опыт образовательных учреждений, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги при реализации стандарта, поставил перед муниципальной системой образования ряд задач:

- определить содержательные приоритеты внеурочной деятельности так, чтобы они в максимальной степени отвечали требованиям стандарта в достижении комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов; обеспечивали гармоничное развитие детей во всех направлениях и видах внеурочной деятельности;

- определить организационные подходы с целью оптимизации нагрузки ребенка: учитывая время, которое ребенок проводит в школе, в дополнительном образовании, тратит на подготовку домашнего задания;

- обеспечить качество внеурочной деятельности школьников кадровыми, финансовыми, информационными и другими необходимыми ресурсами.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы.

В 2011-2012 учебном году образовательные учреждения района столкнулись с трудностями организации внеурочной деятельности. К ним относятся: недостаточная готовность материальной базы, неготовность учителя к реализации деятельностного подхода и др.

С целью предотвращения рисков при реализации внеурочной деятельности, несмотря на то, что образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу, следует определить единые организационные и содержательные подходы внеурочной деятельности школьников района.

В муниципальной системе образования района накоплен опыт, который дает основание для определения единых содержательных линий внеурочной деятельности.

Такие учебные предметы как история и обществознание могут быть поддержаны в рамках внеурочной деятельности изучением истории Оренбургской области и Светлинского района. Формы внеурочной деятельности по данному направлению соответствуют возрастным особенностям школьников.

Изучение истории родного края обучающиеся могут и должны на занятиях, организованных в музее. Важную роль в воспитании взаимоуважения и формировании общегражданских ценностей этнокультурного мировоззрения подрастающего поколения играют школьные музеи. В системе образования насчитывается 6 музеев, комнат, залов. Музейная педагогика включает в себя поиск и сбор материалов, работу в походах и экспедициях, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок. Благодаря поисково-собирательской и исследовательской работе детей, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Поэтому это направление внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС мы считаем наиболее перспективным.

Анализ содержания образовательных программ внеурочной деятельности первоклассников и второклассников, реализуемых в 2012 году в общеинтеллектуальном направлении, показал, что они недостаточно соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта в части повышения качества образовательных результатов обучающихся. С целью достижения оптимальных результатов освоения учебных предметов, а также обеспечения возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий, необходимо обеспечить поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников во внеурочной деятельности. Позитивное отношение младшего школьника к знанию как общественной ценности, будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Отдельные курсы предметной внеурочной деятельности могут интегрировать содержание из двух и более учебных дисциплин.

Так как перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества, в рамках внеурочной деятельности необходима организация библиотечных уроков. Библиотечные уроки могут проводиться в форме экскурсий, практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (включая Интернет), игровых мероприятий, проектной и исследовательской деятельности. Хороший опыт проведения библиотечных уроков накоплен в МБОУ «Светлинская СОШ №2» и в МБОУ «Восточная СОШ».

Посредством районных массовых мероприятий школьники ежегодно участвуют в таких видах деятельности как познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность). В данном случае внеурочная деятельность интегрируется с системой воспитательной работы, сложившейся на уровне школы и района. В прошедшем учебном году практически все образовательные учреждения активно участвовали в различных районных мероприятиях. Однако следует отметить, что качество подготовки обучающихся иногда существенно различается, что свидетельствует об отсутствии или недостаточной сформированности воспитательной системы в ряде школ.

Пристальное внимание во внеурочной деятельности должно уделяться вопросам формирования у ребенка экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни. Грамотно выстроенные занятия, поддерживающие в начальной школе такие предметы как ОБЖ и окружающий мир, позволят сформировать у школьников ценностное отношение к собственным безопасности и здоровью. Основой для организации социальных практик детей могут стать проекты «Карта безопасного детства», «Дети Светлинского района за здоровый образ жизни». Участие детей в таких акциях как «Кормушка», «Сохраним природный мир Светлинского района» и др. способствуют развитию экологического мышления. Положительный опыт работы в этом направлении накоплен в Светлинской №2, Коскульской, Актюбинской, Тобольской средних общеобразовательных школах.

Итак, мы определили систему единых содержательных приоритетов внеурочной деятельности в культурно-образовательном пространстве района, которая обеспечивает сохранение накопленного положительного опыта развития детей. При этом выбранные приоритеты удовлетворяют условию самостоятельности действий школы, включая возможность использования нескольких организационных моделей внеурочной деятельности.

Сегодня в 45% образовательных учреждений реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. В 55% школ интегрируются оптимизационная модель и модель дополнительного образования. При этом в 34% учреждений используются ресурсы внутришкольного дополнительного образования, 66% школ сотрудничают с учреждениями дополнительного образования.

Конечно, дополнительное образование – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных услуг, как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях района. Однако, главное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности заключается в требованиях, предъявляемых к их образовательным и воспитательным целям и результатам. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что это самостоятельные элементы образовательной системы. Образовательным учреждениям представляется целесообразным сохранить самостоятельность дополнительного образования, что способствовало бы гармоничному соединению трех разных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования ребенка. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы.

Анализ реализации существующих моделей показал, что еженедельная занятость детей во внеурочной деятельности крайне неравномерна и составляет от двух до пяти часов. Практически во всех образовательных учреждениях при реализации программ внеурочной деятельности не учитывается занятость детей в учреждениях дополнительного образования, в том числе детской музыкальной школе, учреждениях культуры. С целью оптимизации учебной нагрузки при создании плана внеурочной деятельности каждому образовательному учреждению необходимо знать направление и еженедельную часовую занятость ребенка в дополнительном образовании. Такой анализ позволит определять приоритеты в выборе направлений внеурочной деятельности, эффективно осуществлять ее кадровое и финансовое обеспечение.

Индивидуальный маршрут ребенка во внеурочной деятельности должен отражаться в следующих документах:

- договор образовательного учреждения с родителями,

- индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности (заполняется классным руководителем),

- журнал занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности (основа: журнал факультативных занятий, являющийся основным документом учета факультативных групп),

- план внеурочной деятельности, закрепленный в основной образовательной программе (приказ Министерства образования и науки РФ №2357 от 22.09.2011),

- портфолио школьника (Портфолио содержит в себе информацию об индивидуальных образовательных достижениях школьника. Здесь могут быть расположены материалы творческих работ, самостоятельные проекты, грамоты и благодарности. Обязательным в портфолио ученика являются и разделы с официальной документацией, отзывами и рекомендациями педагогов). Большая работа по созданию портфолио воспитанников проделана Центром дополнительного образования, Домом детского творчества. Детско-юношеская спортивная школа отслеживает развитие своих воспитанников через систематическое тестирование уровня физической подготовленности.

Итак, в настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Реальность такова, что возникла необходимость разработать основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей. Сконструированная таким образом система внеурочной деятельности сможет стать ориентированной на долгосрочную перспективу и минимизировать дополнительные финансовые расходы.

Стимулирование развития внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях осуществляется через выплаты педагогическим работникам средств за выполнение функций классных руководителей.

Исполнять ответственнейшую миссию педагога было непросто во все времена. А сегодня, когда общество предъявляет к образовательным учреждениям все большие требования, именно на профессиональное педагогическое сообщество возлагаются большие надежды и ответственность за подготовку самостоятельных, активных, компетентных молодых людей, формирование их гражданской позиции.

Кадровый состав педагогов характеризуется высокой долей педагогического персонала, имеющего высшее образование 70,4%. В соответствии с вступившим в действие с 1 января 2011 года положением об аттестации педагогических работников аттестационные процедуры прошли 5,45% учителей и 3,63% прочих педагогических работников. Из 3% учителей, получивших первую и высшую квалификационные категории, третья часть аттестовалась до истечения срока аттестации, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне педагогического персонала школ, инновационной активности педагогов.

В Светлинском районе, в общеобразовательных учреждениях работают 4% молодых специалистов от общего числа учителей. Привлечению молодых специалистов на работу в образовательные учреждения способствуют меры социальной поддержки, реализуемые в муниципалитете: надбавки к должностному окладу молодым специалистам в размере 20%, предоставление жилья молодым специалистам или осуществляется возмещение затрат на аренду жилья

Повышению качества образования немало способствует информатизация учебного процесса. Развитие данного процесса через исполнение следующих функций:

1. Анализ состояния информатизации, сбор данных, мониторинг функционирования и развития данного процесса в образовательном учреждении.

Так, отслеживается наличие и работа компьютерной техники, оказывается помощь в ее приобретении, активации и эксплуатации продуктов СПБПО, проводится систематический мониторинг использования интернета в учебном процессе, функционирования и обновления сайтов ОУ. Ежегодно проводится мониторинг ИКТ-компетентности педагогических кадров и администрации общеобразовательных учреждений.

Ежемесячно осуществлялся контроль за ходом электронного мониторинга реализации основных направлений модернизации образования.

2. Повышение компьютерной грамотности педагогических работников через курсы в РЦРО, ИПК и ППРО ОГПУ, семинары и консультации работниками РМК по вопросам использования программного оборудования, в том числе и по базам данных участников ЕГЭ и новой формы итоговой аттестации в 9-х классах; по созданию сайтов ОУ, по размещению годовых отчетов.

3. Разработка методических рекомендаций по использованию программных продуктов.

4. Координация деятельности ОУ в системе взаимоинформирования участников образовательного процесса через электронную почту и электронный документооборот.

На 01.01.2013 года в районе функционирует 21 образовательное учреждение:

11 общеобразовательных школ, 3 учреждения дополнительного образования, 7 дошкольных образовательных учреждений.

В 2011 году была закрыта Светлинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, в этом году закрывается Казанчинская основная общеобразовательная школа.

2011-2012 учебный год в районе окончили 1640 учеников, что на 53 ученика меньше, чем в 2011 году.

Наблюдается тенденция увеличения выбывших в течение учебного года и летний период учащихся 10 классов и сокращение набора в 10 класс. В 2011 году в 10 класс было набрано 95 учеников, сегодня в 10 классах по району обучается 67 человек.

В 2011-2012 учебном году произошло увеличение числа учащихся, выбывших до получения среднего (полного) общего образования. Не допущено к государственной (итоговой) аттестации 3 выпускника 11 класса. (ССОШ №1 и Спутниковская СОШ). По результатам сдачи ЕГЭ 1 выпускница Целинной СОШ не преодолела минимальный порог по русскому языку, тем самым не получив документ государственного образца об образовании.

Процент учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5», уменьшился на 4,4 % и составил 36,8% (в прошлом учебном году 41,2 %).

Анализ данных показывает, что выше качество знаний на первой ступени обучения, на второй и третьей ступенях обучения качество знаний заметно снижается.

В сравнении с самими собой выросло качество знаний учащихся по сравнению с прошлым годом ССОШ №2 на 7 %, в Гостеприимной СОШ на 2%, в Озерной СОШ на 7,7 % и Тобольской СОШ на 4 %.

Ниже районного показателя качество знаний в Целинной СОШ на 17,8 %, в Степной СОШ на 1%, Спутниковской на 12,2 %, Озерной СОШ на 0,7 % и Восточной СОШ на 9,8 %.

По итогам учебного года оставлены на второй год обучения 12 учеников, что на 7 человек больше чем в прошлом учебном году, причем 9 из них ученики Светлинской СОШ №1, из которых 7 учеников 10 класса.

В 2011-2012 учебном году на 0,3 увеличилось число пропусков учащимися уроков по неуважительной причине. Наибольшее количество пропусков уроков в Светлинской СОШ №1, Гостеприимной и Спутниковской СОШ, что свидетельствует о недостаточном контроле за посещаемостью учащимися учебных занятий.

Положительная тенденция снижения числа прогулов прослеживается в Целинной, Озерной, Коскульской и Восточной СОШ.

Не обеспечивается достижение рядом образовательных учреждений качественного образования:

- Ниже регионального показателя средний балл ЕГЭ-2011 по 4 общеобразовательным предметам : русский язык, информатика, английский язык, обществознание.

Не создаются необходимые условия для организации работы с одаренными школьниками по их подготовке к участию в олимпиадном движении:

Недостаточно эффективно решаются вопросы кадрового обеспечения:

- Высок процент учителей пенсионного возраста – 15,5% (областной показатель – 12%).

- Укомплектованность школ педагогическими кадрами составляет 99,7%. Имеется дефицит учителей английского языка, физики, математики.

- 5% учителей являются «условными» специалистами, продолжается отток педагогических работников в другие отрасли (рост на 1,4% по сравнению с 2011годом).

- 9% педагогических работников не имеют квалификационной категории, не один педагог не прошел процедуру соответствия занимаемой должности.

- Продолжается феминизация педагогических кадров (93% учителей – женщины).

Развитие муниципальной системы образования и в дальнейшем будет идти в инновационном режиме, и. несмотря на все проблемы и недостатки, поставленные задачи будут выполнены.

А на сегодняшний день перед педагогическим сообществом поставлены очередные задачи: введение в начальной школе стандартов второго поколения, дальнейшее повышение профессионального мастерства педагогических кадров, развитие системы поддержки талантливой молодежи, сохранение и укрепление здоровья школьников, дальнейшее развитие самостоятельности.