velikol.ru
1

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Объясняя новый материал:

- не торопитесь, повторите лишний раз;

- опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки;

- учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательную активность и т. д.

Вызывая к доске:

- заранее проговорите задание, чтобы у ребёнка в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться;

- дайте учащемуся высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу;

- дав ребенку задание для выполнения - отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему;

- избегайте телесного контакта с ребёнком (поглаживание по голове или руке) - это сбивает с мысли и не даёт сосредоточиться;

- сообщите заранее критерии оценки качества знаний по предмету;

- успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат;

- обращайтесь к детям по именам.

Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

Оценивая и анализируя:

-не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению;

- если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников - вдвоём у доски спокойнее;

- создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись отвечать и поверили в себя и свои силы;

- старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт для понимания, что нужно повторить, на что обратить внимание;

- замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Олю с Сашей», можно «Сашу вчерашнего и сегодняшнего»);

- не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика;

- наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.);

- пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника;

- используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

Взаимодействуя:

- будьте с детьми вежливыми;

- корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая прошлое и не давая негативного прогноза на будущее;

- осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей;

- разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально;

- налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.