velikol.ru
1

М.А.Колесникова

учитель ИЗО и ДПИ

МОУСОШ д.Чекашево


Педагогическое эссе


«Все в моих руках»


«Учитель-хранитель ребячьих сердец,

Актер, режиссер и отличный певец.

Талантлив он, ярок и самобытен,

Он полон эмоций, любви и не скрытен.

Общителен, оптимистичен, отзывчив.

К новым идеям всегда восприимчив.

Учеников за собою ведёт,

А дети искренно любят его».


Почему я стала учителем?

Как большинство детей в детстве я любила «играть в школу». Моими благодарными учениками были игрушки, с ними я вела диалог, им преподавала русский язык, чтение, арифметику…Занятие порой длились часами, причём усталости не чувствовали не я, ни мои ученики.

Не знаю, откуда у девчонки из рабочей семьи взялось это желание - воспитывать, обучать?

Мои школьные годы состояли из сплошных переездов семьи из города в город г. Артёмовск Донецкой области, г. Вятские Поляны, г. Киров, г. Саратов, станции БАМа, где пришлось сменить три школы и наконец школа д. Чекашево, где успешно окончила десять классов и в данный момент работаю в ней. Много встречала разных людей и разных учителей. Кто-то любил детей, а кто-то оставался к ним равнодушным, кто-то относился с уважением, а кто-то открыто высмеивал, кто-то старался чтобы ученикам было на уроках интересно, но к сожалению были и такие кому было всё равно усвоили дети учебный материал или нет.

Прошли годы, я окончила педучилище г. Советска, стала учителем начальных классов, затем окончила педагогический университет в г. Кирове и вот уже за плечами восемнадцать лет педагогической деятельности. Меняется время, меняется отношение людей к жизни, а я каждый раз задумываюсь о предназначении учителя. Каким он должен быть и чему должен учить!

Почему первоклассники идут в школу с огромным желанием учиться, но через несколько месяцев это желание угасает? Неужели только из-за того, что школа заставляет трудиться, а к труду не все привыкли? Но почему даже старательные, трудолюбивые ребята обычно делают только то, что задаёт учитель, и не хотят (или не могут, не умеют) узнавать что-то новое самостоятельно, расширяя свои знания, выходя за границы школьной программы?

А дело-то во все не в ребенке, а в учителе. Нужен творчески работающий учитель. Думаю, не ошибусь, если скажу, что очень многие сегодняшние учителя- грамотные, творческие люди, одержанные идеями поиска нового педагогического опыта. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только «от сих до сих», не несущий в себе многократных качеств творческой индивидуальности.

А что представляет собой учитель, работающий творчески и ощущающий себя творческой личностью? Задав этот вопрос своим ученикам, я получила интересные ответы.

Вот некоторые из них:

- «Творчески работающий учитель - это находчивый, интересный, остроумный, весёлый, иногда со «странностями».

- «Он уделяет много времени детям, даёт дополнительный материал, опрос на уроках бывает необычный, применяет много творческих заданий».

- «В работе такого учителя всегда есть «изюминка».

- «На своих уроках такой учитель поддерживает непринужденную обстановку, никогда не повышает голоса».

Проанализировав ответы своих учеников, я ещё раз убедилась, что по настоящему творческий работающий учитель, прежде всего, должен любить детей и уметь воспитывать людей, которые не будут равнодушными, эгоистичными. Он будет стараться активно влиять на формирование личности растущего человека, готового в будущем к творческому труду в любой сфере жизни общества, умеющего раскрыть свой творческий потенциал. А осуществлять это возможно только в процессе общения, сотворчества, сотрудничества и содружества учителя и ученика.

На своих уроках я стараюсь создать ситуацию совместных поисков, коллективных раздумий, а самое главное - успеха.

И когда видишь в глазах ребенка радость от успешно выполненной работы, которую по достоинству оценили учитель и товарищи, чувствуешь, что и сам становишься счастливым от совместно одержанной победы.

Эти моменты, наверное, самые главные в работе учителя, так как приходит осознание того, что ты сделал всё возможное, что бы ребенок поверил в свои силы, познал радость успеха.

Для меня не существует безталантных детей. Я верю и знаю, что у каждого из моих учеников есть хорошие природные данные, просто они ещё сами не знают своих возможностей. И моя задача как учителя-помочь им раскрыться. Я уверена, что если на уроке царит атмосфера открытости , доброжелательности, взаимопонимания и взаимодоверия, то у детей обязательно появиться желание приоткрыть дверцы своей души, своего мира, проявить свой талант и способности появится желание учиться . Я полностью согласна с К.Д. Ушинским, который написал в своих трудах «Ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в учении охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».

Известно, что лучший способ чему -нибудь научиться -это открыть самому. И моя задача как учителя - возбудить их любознательность, заронить в них искру. Как образно сказал Монтель: «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для мёда, но перерабатывать его в мёд ребенок должен сам!»

Вспомним «прекраснодушного мечтателя» Манилова или «золотого человека» Обломова, которые много хотели, но ни чего при этом не делали. Поэтому деятельность самого ребёнка очень важна, а учителю необходимо поддержать его инициативу, помочь поверить в свои силы, вселить уверенность, что все получится.

Известный американский психолог Розенталь сказал, что «в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они, действительно, этот успех начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными». И действительно таких примеров в моей практике не мало.

А какой заряд энергии, ответной любви получаю сама! Всё это с лихвой восполняет собственные затраты, приносит радость и удовлетворение от работы. Когда снова с гордостью отмечаю, что выбор, сделанный в юности, не случаен и что это моё любимое дело. Я рада что могу помочь детям, которые, надеюсь, верят мне.

Рассуждая на тему о роли учителя, на ум пришла одна легенда.

«Это история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет - мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так и все случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»


А ведь действительно все в моих руках, какими вырастут мои воспитанники, какими знаниями и умениями будет обладать, будут ли они готовы идти по жизни с высоко поднятой головой или убегать от неё.


Всё в моих руках!.