velikol.ru
1

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Планируемые результаты описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.

^ Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

^ Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Сформированные интегративные качества ребёнка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие – промежуточные результаты

^ Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной подпериод освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Программа) по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:

• соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

• возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;

• проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).

Результаты определяются два раза в год.

^ Итоговая оценка проводится ежегодно при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает – описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Здесь большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

^ Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы


Представленная система мониторинга составлена с учетом Конвенции о правах ребёнка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», «Методических рекомендаций по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста…» О.А. Скоролуповой, подходов А.И. Шадрикова, М.Н. Нижегородцевой, представленных в книге «Психолого-педагогическая готовность к школе», авторской программы целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой.

^ Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям (интегративные качества личности, стартовая готовность к обучению в школе) основной общеобразовательной программы ДОУ; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процесс ДОУ.

^ Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.


Задачи мониторинга:

  1. Выявить актуальный уровень развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, уровень стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста.

  2. На основе анализа диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.

  3. Разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.

  4. Осуществить действенную обратную связь в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.

^ Основными объектами психолого-педагогического мониторинга инвариантной части Программы являются:

  • интегративные качества личностного развития ребенка, выделенные согласно возрасту и содержанию реализуемой ООП;

  • готовность ребёнка к школе.

Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа ДОУ в состав, которой могут войти: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.

^ Субъекты психолого-педагогического мониторинга, и их деятельность: воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Методы мониторинга:

    1. Наблюдение за проявлениями ребенка в разных видах деятельности и педагогических ситуациях.

    2. Метод экспертной оценки (фиксируют родители, оба воспитателя группы).

    3. Беседы, интервью с детьми старшего возраста.

^ Формы организации мониторинга:

- тетрадь индивидуальных встреч;

- «паспорт здоровья»;

- диагностические карты, аналитические листы;

- карты готовности детей к школе.

^ Этапы педагогического мониторинга:

I этап: организационно – подготовительный.

Цель: Создание программы и разработка процедуры психолого-педагогического мониторинга по выявлению результативных показателей Программы.

^ II этап: диагностический.

Цель: сбор диагностической информации.

III этап: аналитико-прогностический.

Цель: постановка педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанником, разработка психолого-педагогического сопровождения ребёнка в Программе.

IV этап: коррекционно-образовательный.

Цель: реализация программ, их текущая коррекция, отслеживание динамики развития ребёнка.

V этап: результативно-аналитический.

Цель: выявление эффективности результатов мониторинговых процедур.

Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.