velikol.ru
1


УТВЕРЖДАЮ . от ___________________


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

Класс 5

Учитель: Федотова Мария Вячеславовна

Количество часов

всего - 204 часа

в неделю - 6 часов

Плановых контрольных работ (в том, числе диктанты, сочинения, изложения) - 10


Учебная программа (автор): Г.Граник

Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания) :

Г.Граник , Н.Борисенко Русский язык 5 класс,

издательство «Просвещение», Москва 2009 год.

Дополнительная литература: тесты по русскому языку





пп

Содержание

(раздел, тема)

Кол-во

часов

Информационно-технологическое оснащение урока

Домашнее задание

ЗУН

учащихся

( после изучения раздела или темы)

Дата

прове-

дения


Приме-чание

1

2

3

4

5

6

7

8







1

О чем расскажет учебник. Как работать с оглавлением.


1




с.3-6, словарь



Знать простые и сложные предложения. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

Знать характерные признаки текстов разного стиля. Уметь задавать вопрос. Знать определение темы и основной мысли текста,










^ Повторение изученного в начальной школе

Синтаксис и пунктуация (9 ч.)

















2.

Простые и сложные предложения.


1

Таблицы,

схемы, тесты

п.1 №6







3.

Графический разбор предложения.


1




п.2 №8







4.

Развитие речи. Главная мысль текста.


1




с.15 словарь







5.

Виды сложных предложений.


1




п3. №9

Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных; постановку запятой перед союзами а, но, что, чтобы…


знать х-ку предложения по цели высказывания, главные и второстепенные члены предложения, знать состав подлежащего, состав сказуемого. Уметь определять подлежащее, выраженное синтаксически неделимым сочетанием.







6.

Схемы предложений.


1




п.4 схемы







7.

Предложения-«гуси» и предложения-«матрешки».


1




п.5-6 №11







8.

Опасности в сложных предложениях.


1




п5-6. №14







9.

Синтаксические «карлики» и «великаны».


1




п7. №17







10

Самоинструкция.


1




п. 8 №20










^ Морфология и орфография (8 ч.)























Как узнать, к какой части речи относится слово.


1




п.9-10 №26

Уметь определять части речи, их морфологические признаки; знать спряжение глагола, уметь применять правило на написание безуд.окончания гл., знать склонение существительного.

Уметь применять правило «И-е в окончаниях существительных.»







11.







12-13


Правописание безударных личных окончаний глагола.

2




п.11 №29 самоинстр.







14-15

Правописание окончаний существительных.


2




п.11 №33







16

Правописание окончаний прилагательных.


1




п.11 №37

знать склонение прилагательных

Уметь применять правило «Правописание окончаний прилагательных»







17-18

Контрольный диктант № 1.

Анализ контрольного диктанта



1

1




самоинстр.

словарь

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками ; уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

Уметь классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки






















Речь (13 ч.)




















19

20

21

22

23


24

25

26

27-29


30

31

Язык и речь. Речь, ее значение в жизни человека.

Устная речь.

Письменная речь.

Внутренняя речь.

Типы речи. Описание, повествование, рассуждение.

Сочетание типов речи в тексте.

Монолог, диалог, полилог.

Знаки препинания при диалоге.

Прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.


Контрольный диктант № 2.

Анализ контрольного диктанта.


1

1

1

1

1


1

1

1

3


1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п. 12-13 №41

п.14 №45

п.15 №48(2)

п.16 №51(3)

п.17 №57-2,3


п.18 №60

п.19 №66

п.20 №71

п.20 №74

п.20 №77


схемы, словарь

вопросы с.73



Знать признаки и различия устной и письменной речи

Знать характерные признаки текстов разных типов. Уметь задавать вопрос.


Различать монолог, диалог и полилог, уметь на письме оформлять прямую речь


Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками ; уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.
















^ Синтаксис и морфология (12 ч.)




















32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Простое глагольное сказуемое

Наклонения глагола. Повелительное наклонение.

Сослагательное наклонение.

Изъявительное наклонение.

Составное глагольное сказуемое.


Составное именное сказуемое.


Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки.

Развитие речи. Подробное изложение.

Анализ изложений.



1

1

1

1

2


2


2


1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п.21 №84

п.22 №88

п22 №93

п.22 №95

п.23 №96

№99

п24 №103

п.25 №104

п.26 №109

самоинстр.

словарь

№118


Уметь определять наклонение глагола, спряжение глагола, различать форму глагола. Знать виды сказуемого. Уметь определять сказуемое, выраженное глаголом ;знать правило постановки тире в предложении.

Знать связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия «ближнего пространства». Знать требования к написанию изложения по данному плану.




























^ Фонетика (12 ч.)




















44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

Как рождаются звуки речи. Речевой аппарат.

Звуки речи. Гласные и согласные.

Воображение.

Зачем нужна транскрипция. Орфоэпия.

Как записывается слово в транскрипции.

Обозначение в транскрипции согласных звуков.

Обозначение в транскрипции гласных звуков.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Фонетический разбор.

Повторение изученного по фонетике.

Развитие речи. Сочинение-описание животного.

Можно ли писать так, как слышишь

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п.27 №121-2

п.28 №125

с.117 №133-3

п.28 №135

п.30 №140

п.31 №145

п.32 №148

п.33 №150

п.34 №158

№165

словарь

п35 №169-2

Знать отличие буквы от звука, принцип деления на гласные и согласные. Уметь правильно произносить названия букв ; располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарём.

знать все случаи, в которых е,ё,ю,я обозначают два звука, уметь выполнять фонетический разбор таких слов. Знать композиционные и жанровые особенности сочинения-описания.










^ Дорога к письменности (5 ч.)




















56

57

58

59

60

Сигналы в жизни людей.

Рисуночное письмо

Берестяные грамоты.

Священные знаки.

Кто создал славянскую письменность


1

1

1

1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п.36-37 №172

п38 №№175

п.39-40 слов.

п.41-42 №180

п.43 №182

пробуждать любовь к русскому языку, поддерживать познавательный интерес.























^ Фонема (9 ч.)




















61

62

63

64


65

66

67

68

69

Звуки-смыслоразличители.

Познакомимся с фонемой поближе.


Обозначение на письме твердых и мягких согласных фонем.

Буква-помощница ь. Обозначение фонемы

Правописание разделительных ъ и ь.


Алфавит.

Повторение изученного по фонетике.


1

2


1


1

2


1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п.44 №184-2

п.45-46 №189


п.48 №192

словарь

п.49-50 №195

п.51-52 №204

п.53№ 206

п.54 №212

п.55 №213

Уметь различать приставку и предлог, применять правило постановке ъ, ь.

уметь различать твёрдые и мягкие согласные, знать алфавит.
















^ Главное правило (11 ч.)




















70

71

72

73

74

75


76

77

78

79

80

Во всех ли словах можно сделать ошибки.

Орфографическая зоркость. Ошибкоопасное место.

Непозиционные чередования звуков.

Позиционные чередования звуков.

Ключ к тайне фонемы – определение позиции.

Сильные и слабые позиции для согласных. Правописание звонких и глухих согласных.

Сильные и слабые позиции для гласных.

Безопасные и опасные гласные.

Главное (фонемное) правило русской орфографии.

Контрольный диктант № 3.

Анализ контрольного диктанта.


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

Таблицы,

схемы, тесты

п.56 №215

п.57-58, слов.

п.59 №218

с189 №219

п.60-62 словарь

п.61 №226

п.64-65 №237

п.66 №245-2,3

п.67 №246

словарь

схемы

знать понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм. Уметь определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твёрдости; выполнять фонетический разбор. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками ; уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.










^ Фонемные и нефонемные правила (11 ч.)




















81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Фонемы «повелевают буквами».

Правописание ь между согласными.


Фонемные блоки: чн, чк, нч, нщ

Фонемные блоки: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание непроизносимых согласных.

Нефонемное правило: гласные и–ы после ц.


Повторение изученного.

Контрольный диктант № 4.


1

2


1

1

1

2


1

1



Таблицы,

схемы, тесты

п.68 №249

п.70 №251

п.70 самоин.

п.71 №253

п72 №258

п.73 №262

п.74 №268, №272

п.75 самоин.

словарь

Определять звуки речи, знать фонемные и нефонемные правила написания блоков.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками ; уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.













91

Анализ к/диктанта. Работа над ошибками.



1




схемы, словарь

Уметь классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки.







92-96

Резервные уроки

5



















^ Память и грамотность (7 ч.)



















97

98



Для чего нужна память. Виды памяти

Зрительная память

Речедвигательная память. Орфографическое проговаривание

Слуховая и рукодвигательная память

Развитие речи. Сочинение о памяти

Составление плана

Контрольное списывание

1

1

1


1

1

1

1

Таблицы,

схемы, тесты

с.3 №178

с.5-6 №280


с.11-12 №285


с.11-17

№291-4

дописать соч.


с.20 №293

повторить словарь

Вспомнить и закрепить характеристики звуков, понимать и оперировать терминами : сильная и слабая позиция;

Знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике;

























99


100


101


102


103











^ ИЗ ЧЕГО СТРОЯТСЯ СЛОВА (11 ч.)























^ Строительная работа морфем (8 ч.)






















104


105


106


107


108


109


110

111


112


113


114


Морфемы-«смыслиночки». Строительная работа приставок

Строительная работа суффиксов

Роль окончаний в слове

Виды морфем

Вторые имена морфем

Как сделать морфемный разбор слова

Контрольная работа №5 и ее анализ


Где же хранятся слова? (3 ч.)

Какие бывают словари?

Как найти слово в словаре?

Какая наука изучает происхождение слов


1

1

1

1

1

1

2


1

1

1

Таблицы,

схемы, тесты




п.77-78 №297

п.79 №298


п.80 №303


п.81 №304


п.82 №306

п.83 схема

№308

словарь


п.84 №311

п.85 №319


п.86 №324

Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор. Знать способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о лексическом значении слова и закрепляемости его в корне. Иметь навыки проверки гласной в корне.

Знать словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов. Уметь пользоваться толковым словарём, различать прямое и переносное значение слова;

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора. Повторить орфограммы в корнях суффиксах и окончаниях;






















^ ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ (45 ч.)





















115

116


117


118

119


120

121

122

123


124

125


126

127


128

129


130


131

132

133

134


135

136

137


138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151



^ Слова-родственники (5 ч.)

Как правильно найти корень

Развитие речи. Сочинение «Какая морфема в слове самая важная?»

Как находить родственные слова

Чередование в корне


^ Кто командует корнями (32 ч.)

Полногласные и неполногласные сочетания

Правописание корней гор-гар, клон-клан, твор-твар, зар-зор, плав-плов

Развитие речи. Обучающее подробное изложение

«Заря и зарница» и его анализ

Буквы о – а в корне раст (ращ)-рос

Буквы о – а в корне скак-скоч

Развитие речи. Выборочное изложение «Выскочка» и его анализ

Правописание корней равн-ровн

Правописание корней мак-мок

Правописание корней с чередованием е-и

Другие корни, в которых написание зависит от суффикса -а-

Чередование а(я)-им(ин)

Развитие речи. Обучающее сжатое изложение «Хрюшка-парашютист» и его анализ

Правописание корней лаг-лож, кас-кос

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Блоки в глаголах совершенного и несовершенного вида

Повторение

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения и его анализ

Контрольный диктант №6 и его анализ

Правописание о-ё после шипящих в корне

Повторение и обобщение пройденного



1

1


1

2


2

2


2


1

1

2


1

1

2

1


1

2


2

1

2

2

2


2

2

1

Таблицы,

схемы, тесты



п.87 подг.

к соч.


п.88 №330


п.89 №336,

№340


п.90 №343,№350

п.91 №353, №356


словарь


п.92 №362

п.92 №367


№370-3


п.93 №373


п.п.93 №375

п.94 №380, №383

п.95 №385


п.96 №388

№391-4


п.97 №393, №396

п.98 №399

№405


№409

подг. к соч.


п.99

словарь

самоинструкц

п.100 №427, №430-431-уст





знать понятие орфограмма-буква, условия появления орфограмм.


Запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. Повторить изученные орфограммы, слова-исключения.









151


152


153


154


155


156

157

158


^ Корень и главное правило (8 ч.)

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением

Правила собирания родственных слов

Как проверить слова, употребленные в переносном значении

Слова с греко-латинскими словообразовательными элементами

Правописание слов с удвоенными согласными

Контрольный диктант №7 и его анализ



1


1


1

1


1


1

2

Таблицы,

схемы, тесты



п.101 №435

самоинстр.


п.102 №440-3


п.103 самоинстр.

п.104 №447


п.105-106 №450


п.107 №457

№461



Иметь навыки проверки безударной гласной в корне.

Знать словарь, уметь определят прямое и переносное значение слова.










^ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК (27 ч.)




















159


160


161

162


163


164

165

166

167

168


169

170

171


172

173

174

175

176


177

178

179

180

181

182

183

184

185


^ Поговорим о всех приставках сразу (2 ч.)

Знакомство с приставками

Три группы приставок

Приставки первой группы (3 ч.)

Приставки первой группы и главное правило

Трудности в приставках первой группы

Правописание приставки с-

^ Приставки второй группы (8 ч.)

Правописание приставок на -з,- с

Удвоенное с на стыке приставки и корня

Гласные о-а в приставке роз-(рос-) – раз-(рас-)

Правописание ы в корне после приставок

Повторение

Контрольный диктант №8 и его анализ

Приставки третьей группы (14 ч.)

Приставки третьей группы – самые трудные

Первое значение приставки при-

Второе значение приставки при-

Третье значение приставки при-

Четвертое значение приставки при-

Развитие речи. Обучающее сжатое изложение и его анализ

Первое значение приставки пре-

Второе значение приставки пре-

Повторение правописания приставок при- и пре-

Контрольный диктант №9 и его анализ



1

1


1

1

1


2

1

1

1

1

2


1

1

2

1

1

2

1

2

1

2

Таблицы,

схемы, тесты






Знать словообразовательную роль приставок.

Уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги.


Знать правописание приставок на з,с,


Правописание приставок пре-, при-, уметь определять значение слова с приставкой.







186-193

194

195

196-204

^ Повторение изученного в 5 классе (10 ч.)

Повторение изученного в 5 классе

Итоговый контрольный диктант №10 и его анализ

Резервные уроки


8

2

9

Таблицы,

схемы, тесты




Повторить изученный материал.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками ; уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений Уметь классифицировать орфографические и пунктуационные ошибки









Календарно-тематическое планирование составила учительница русского языка и литературы Федотова М.В.