velikol.ru
1



План комплексного анализа текста

(восприятие, истолкование, оценка)

  1. Кратко сообщите об авторе текста, особенностях его творчества, истории создания текста (если знаете и считаете нужным об этом написать)

  2. К какому функциональному стилю принадлежит текст? (художественный, публицистический, научный и т.д.)

  3. Каков тип речи? (повествование, описание, рассуждение)

  4. Определите жанр текста (эпизод текста худ. Произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе, рассказ и т.д.). Какое настроение преобладает в тексте?

  5. Определите тему текста (о чём он, какая проблема волнует автора?)

  6. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

  7. Охарактеризуйте композицию текста (кольцевая, с обрамлением, зеркальная, линейная и т.д., диалог или монолог (если есть)).

  8. Понаблюдайте над лексикой текста (многозначные слова, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоциональная лексика, разговорная лексика, возвышенная лексика, старославянизмы и т.д.). Зачем они употреблены автором?

  9. Обратите внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию и т.д.). Какова их роль в тексте?

  10. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (аллитерация, ассонанс, звукопись). Чего достигает автор их употреблением?

  11. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-то изменяющегося, обили е прилагательных, употребление частиц, передающих неожиданность, удивление, восхищение и т.д.)

  12. Понаблюдайте над синтаксисом (предложения какой структуры употребляет автор? Почему именно к ним прибегает автор?)

  13. Сформулируйте ИДЕЮ текста (что хотел сказать автор, зачем написал этот текст, как отвечает на волнующий его вопрос). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определённой мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

  14. Каково ваше впечатление от текста?

  15. Если сможете, сопоставьте текст с другими произведениями литературы, кинематографа, живописи, музыки и т.п. близкими по проблематике.



Анализ представляет собой ^ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ; предложенный ПЛАН примерный;

особое внимание уделяется особенностям текста (тому, что является интересным, странным, что удивляет). Обращайте внимание на ключевые слова, повторы - всё, что кажется вам важным.


При оценке учитывается

  • Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя)

  • Знание фактического материала из истории и теории литературы, умение ими пользоваться

  • Умение определять авторскую позицию, выражать свои мысли и чувства

  • Композиционная стройность, язык, стиль работы: логичность, ясность, речевая грамотность