velikol.ru
1


Подготовили:

  • Подготовили:

  • Ученицы 10 класса

  • Ярцева Инна

  • Снимщикова Татьяна


Узнать, как можно больше новой информации о «Символических изображениях Иисуса Христа»

  • Узнать, как можно больше новой информации о «Символических изображениях Иисуса Христа»



Цели

  • Цели

  • План

  • Введение

  • Символические изображения

  • Христос Ветхий Деньми

  • Христос в образе Ангела

  • Спас «Благое молчание»

  • Христос Агнец Божий

  • Христос «Лоза истинная»

  • Спас «Недреманное око»

  • Христос в образе Нищего

  • «Ты Еси Иерей во век»

  • Спас Великий Архирей

  • Заключение.

  • Выводы



Введение

  • Символические изображения Иисуса Христа в иконографии являются отражением евангельских притч, в которых Христос выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза.

  • Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».



Символические изображения

  • Символические изображения

  • 1. Христос Ветхий Деньми

  • Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике старца, седовласого как лунь — Ветхого днями. Облачение то же, что и в исторических типах Христа — хитон и гиматий.

  • Надписание: Широта употребления образа ограничена его эсхатологической тематикой. По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования — храмовые росписи.



Надпись «Иисус Христос» указывает на вторую Ипостась Святой Троицы — Бога Слова. Надпись же «Ветхий деньми», как думает Н. П. Кондаков, относится к первой Ипостаси — Богу Отцу. Их совмещение при одном изображенном лице, а именно личность изображается на иконе, вызывает скорее недоумение, чем догматическую ясность.

  • Надпись «Иисус Христос» указывает на вторую Ипостась Святой Троицы — Бога Слова. Надпись же «Ветхий деньми», как думает Н. П. Кондаков, относится к первой Ипостаси — Богу Отцу. Их совмещение при одном изображенном лице, а именно личность изображается на иконе, вызывает скорее недоумение, чем догматическую ясность.



2. Христос в образе Ангела

  • 2. Христос в образе Ангела

  • Изображение Иисуса Христа в образе Ангела характерно для искусства византийского круга XIII–XIV веков. Таковым Он предстает в сюжете «Ангел Великого Совета», а также в сценах «Трапезы Софии», «Причащения Апостолов Софией» и «София Премудрость Божия», исполненных на текст начальных стихов 9-й притчи Соломона «Премудрость созда Себе дом...»

  • Иисус Христос — София Премудрость Божия имеет символический вид — внешность Ангела, которая указывает на Него, как на Единородного Сына — Великого Совета Ангела. К той же мысли приурочен нимб, имеющий форму восьмиконечной звезды, сложенной из двух четырехугольников. Восьмеричным числом лучей она символизирует Восьмой день творения — грядущее Небесное Царство, путь вхождения в которое был освобожден Христом и пролегает через служение Ему.



Древнейшее среди известных изображений Христа-Ангела датируется VI веком и находится в александрийских катакомбах. Его сопровождает надпись: «София — Иисус Христос».

  • Древнейшее среди известных изображений Христа-Ангела датируется VI веком и находится в александрийских катакомбах. Его сопровождает надпись: «София — Иисус Христос».



3. Спас «Благое молчание»

  • 3. Спас «Благое молчание»

  • Тип известен в двух вариантах.

  • Спаситель в образе Ангела. Руки сложены у груди раскрытыми ладонями вовнутрь. Облачение — далматик, украшенный лором и оплечьем. Нимб в форме восьмиконечной звезды.

  • Спаситель имеет юношеский облик. Композиционная схема повторяется. Облачение напоминает далматик.





4. Христос Агнец Божий

  • 4. Христос Агнец Божий

  • Определяющим признаком типа служит изображение Богомладенца Христа в потире или на дискосе, установленном на столе. Как правило, Он окружен различными фигурами. В композициях «Божественная литургия», «Небесная литургия», «Служба ангелов» окружение Агнца обычно составляют Спаситель в образе Великого Архиерея, ангелы и святые Отцы (Илл. 70).

  • В сценах «Поклонения жертве», «Поклонения Агнцу», «Службы святых Отцов» престолу предстоят с двух сторон святители, в непосредственной близости к престолу могут находиться Ангелы с рипидами.

  • Названные сцены относятся к разряду алтарных.

  • Местоположение первых — верхние регистры алтарной апсиды; вторые составляют нижний ряд росписи, идущий под сценой Евхаристии.





На иконе XVI–XVII века «Агнец Божий Иисус Христос» потир с Богомладенцем установлен на небольшом квадратном престоле. Над Ним — поясная фигура Господа Саваофа в архиерейском облачении со знаком Святого Духа в круге у груди. В медальоне слева — повторное изображение Агнца Христа в потире. Над Ним — Ангел с коротким жезлом. В медальоне справа — телец, удерживаемый Ангелом с кинжалом в руке. Общим фоном служат облачка. Композиция заключена в овал, из-за которого виднеются углы четырехугольника с символами евангелистов.

  • На иконе XVI–XVII века «Агнец Божий Иисус Христос» потир с Богомладенцем установлен на небольшом квадратном престоле. Над Ним — поясная фигура Господа Саваофа в архиерейском облачении со знаком Святого Духа в круге у груди. В медальоне слева — повторное изображение Агнца Христа в потире. Над Ним — Ангел с коротким жезлом. В медальоне справа — телец, удерживаемый Ангелом с кинжалом в руке. Общим фоном служат облачка. Композиция заключена в овал, из-за которого виднеются углы четырехугольника с символами евангелистов.



5. Христос «Лоза истинная»

  • 5. Христос «Лоза истинная»

  • В подножии Христова Креста, помещенного в аркаде, стоит Гроб Господень «в виде каменной лежанки». Около него, на отваленном от входа в гробницу камне, восседает воскресший Христос. Одеянием Ему служит лентион, препоясанный по чреслам. В руках Спасителя — виноградная лоза, поднимающаяся из Гроба. Христос выжимает из нее вино в потир, который подает коленопреклоненный Ангел.

  • В Новоиерусалимском историко-археологическом и художественном музее хранится икона «Спас Лоза Истинная», западноукраинского мастера, 1799 года, вид которой несколько отличен. Христос показан сидящим вполоборота на престоле. Тело — в каплях крови, прикрыто лентионом и багряницей, на главе — терновый венец. Из прободенного ребра растет лоза и, огибая сверху фигуру, спускается в руки Спасителя. Он выдавливает гроздь в потир, стоящий рядом на престоле и поддерживаемый Ангелом, занимающим место справа.



6. Спас «Недреманное Око»

  • 6. Спас «Недреманное Око»

  • Средоточие композиции составляет образ Отрока Христа, с открытыми глазами почивающего на ложе; голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица у изголовья и Ангел с рипидою у ног. Сверху слетает Ангел с восьмиконечным крестом, тростью и копием в руках. В качестве фона избирается или пустынный гористый ландшафт, по греко-афонской традиции, или цветущий сад, отвечающий русским привязанностям.



Тип «Спас «Недреманное Око» был сочинен на тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче необычного и сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою как Бог, попирая смерть: «...сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех , глас 2-й), «...спит Живот, и ад трепещет» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех, глас 2-й).

  • Тип «Спас «Недреманное Око» был сочинен на тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче необычного и сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою как Бог, попирая смерть: «...сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех , глас 2-й), «...спит Живот, и ад трепещет» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех, глас 2-й).



Та оригинальная черта иконы «Спаса «Недреманное Око», что Божественный Отрок спит с открытыми глазами, происходит как раз из этого символического сопоставления. На некоторых памятниках эта аналогия представлена вполне наглядно: в ногах Отрока-Христа изображен лежащий лев.

  • Та оригинальная черта иконы «Спаса «Недреманное Око», что Божественный Отрок спит с открытыми глазами, происходит как раз из этого символического сопоставления. На некоторых памятниках эта аналогия представлена вполне наглядно: в ногах Отрока-Христа изображен лежащий лев.





7. Христос в образе Нищего

  • 7. Христос в образе Нищего

  • Тип представлен фреской из церкви Успения на Волотовом поле (около 1380 г.). Южная стена храма расписана трехчастной композицией на тему «Слова о некоем игумене, его же искуси Христос в образе нищего», известного по Прологу (18 октября).



В первой части изображен странник в рубище, с непокрытой головой и босыми ногами. На плече — сума, в руке — посох. Это Иисус Христос. Он обращается с просьбой о приюте к монаху-привратнику, который стоит в дверях монастырского здания. В следующей части монах-привратник извещает игумена о пришельце, «не ведый, яко Христос есть». Игумен восседает на богатом золоченом кресле. Отстраняя привратника левой рукой, правой указывает на трех знатных гостей, сидящих с ним за столом. Им прислуживает монах. Третья часть показывает раскаяние игумена. Простирая руки в мольбе о прощении, он идет вослед Христу-страннику. Христос оборачивается и подает ему правую руку. Сцену окружает гористый ландшафт.

  • В первой части изображен странник в рубище, с непокрытой головой и босыми ногами. На плече — сума, в руке — посох. Это Иисус Христос. Он обращается с просьбой о приюте к монаху-привратнику, который стоит в дверях монастырского здания. В следующей части монах-привратник извещает игумена о пришельце, «не ведый, яко Христос есть». Игумен восседает на богатом золоченом кресле. Отстраняя привратника левой рукой, правой указывает на трех знатных гостей, сидящих с ним за столом. Им прислуживает монах. Третья часть показывает раскаяние игумена. Простирая руки в мольбе о прощении, он идет вослед Христу-страннику. Христос оборачивается и подает ему правую руку. Сцену окружает гористый ландшафт.



8. «Ты Еси Иерей во век»

  • 8. «Ты Еси Иерей во век»

  • В центре — Распятие. Тело Христа прикрыто херувимскими крыльями. Восьмиконечный крест утвержден на Голгофе, в ней — человеческие останки. Над Распятием, в облачном круге, — Господь Саваоф Ветхий деньми, увенчанный царской короной, в архиерейском облачении, благословляет на обе стороны. На Его лоне как бы сидит Младенец-Христос. Облачение — хитон и гиматий. В левой руке — свиток, правой благословляет. Все изображение окружено двумя концентрическими кольцами, пронизанными сиянием. Они, в свою очередь, вписаны в четырехугольник, в углах которого — символы евангелистов.

  • Содержание образа «Ты еси Иерей» представляется малопонятным.







Описанные иконографические типы, как кажется, исчерпывающе представляют тот раздел православного иконописания, который был заявлен в заглавии. Объем типологического материала намеренно был взят в пределах, исключающих сложносоставные композиции, где образ Христа, хотя и является доминантой, не вполне самостоятелен. Библейские и литургические сюжеты, как то: праздники, чудеса и прочее, или «Верую», «Единородный Сыне», по-видимому должны рассматриваться отдельно, в своем контексте. Таким образом, предметом иконографии Иисуса Христа являются лишь те типы икон, которые соответствуют ей номинативно и художественно, типы не обусловленные извне, внутренне полноценные и самодостаточные. В книге этот принцип выдержан.

  • Описанные иконографические типы, как кажется, исчерпывающе представляют тот раздел православного иконописания, который был заявлен в заглавии. Объем типологического материала намеренно был взят в пределах, исключающих сложносоставные композиции, где образ Христа, хотя и является доминантой, не вполне самостоятелен. Библейские и литургические сюжеты, как то: праздники, чудеса и прочее, или «Верую», «Единородный Сыне», по-видимому должны рассматриваться отдельно, в своем контексте. Таким образом, предметом иконографии Иисуса Христа являются лишь те типы икон, которые соответствуют ей номинативно и художественно, типы не обусловленные извне, внутренне полноценные и самодостаточные. В книге этот принцип выдержан.

  • Как видно, одни типы имеют богословское происхождение, другие — историческое. Все вместе они — живое слово Божие, выраженное образно, результат богодухновенного творчества. Это и умозрение в красках, и Предание Церкви в красках одновременно. И как таковые, иконы Христа продолжают свидетельствовать миру истинность тайны Боговоплощения.