velikol.ru
1

Подготовка самоанализа

Самоанализ представляет собой изучение учителем состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Объем самоанализа составляет, как правило, 7 печатных страниц. Практикой доказано, что это позволяет раскрыть основное содержание.

Целью представленного на аттестацию самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации.

Она выражается в умении:

– творчески решать педагогические (управленческие) задачи;

– осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления);

– самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы;

– создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников);

– применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;

– планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

А также цель выражается в освоении учителем новейших достижений педагогической науки и практики в профильной области знаний.

При подготовке самоанализа следует помнить, что это не статистический отчет! Его предмет – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога.

Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог, следующие:

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно, какая задача решается, почему именно она является для учителя актуальной, что делается для ее реализации и каков результат проделанной работы.

То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее преодолению.

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых видах деятельности.

Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего учителем применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их он использовал в своей деятельности, как это повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди учителей (особенно аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации.

Педагогическая рефлексия – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие профессиональные проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося опытного педагога.

С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития.

^ Вопросы для самоанализа учителя

1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором вы работаете?

2. Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3. Какова ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором вы работаете?

4. Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5. Что вами делается для эффективного использования времени учеников и вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?

6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?

7. Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса школьников на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

9. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому вами предмету?

10. Какие методы оценки деятельности учащихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их учебной деятельности?

11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

12. Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как вами учитываются их мнения и запросы относительно успеваемости и прогресса детей? Как сообщается информация об учебных достижениях?

13. Как вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

14. Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

15. С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения

1. Каковы основные характеристики вашего образовательного учреждения?

Кратко опишите отличительные черты своей школы. Обрисуйте особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению ее характеристик, например:

  • проблемы набора и сохранения состава персонала;

  • мобильность учащихся;

  • важные события в истории школы.

Приведите любые дополнительные характеристики школы, на которые вы хотели бы обратить внимание эксперта.

2. Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты вашего ОУ, например:

  • планируете ли перевод его в более высокий статус (лицей, гимназия); если ваша школа уже является таковой – опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;

  • существуют ли какие-либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

  • имеется ли сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).

3. Что, по вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития?

4. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в вашем образовательном учреждении?

  • Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?

  • Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?

5. Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?

  • Какова эффективность созданной в школе системы воспитательной работы?

  • Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?

6. Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?

7. Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательных учреждений?

8. Оцените уровень морально-психологической атмосферы в вашем коллективе.

9. Обеспечила ли система внутришкольного управления достижение запланированных результатов?

  • Какова степень выполнения целей и задач, поставленных школой?

  • Создана ли в ОУ целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?

  • Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?

  • Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?

  • Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?

  • Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?

  • Степень участия органов управления во внутришкольном контроле.

10. Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательных учреждений.

^ Экспертная оценка самоанализа

Баллы

Характеристика

5

Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения учителя к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта

4

У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; он производит осмысленный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают

3

Недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы проявлена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия.

Присутствует осознание результатов труда. Слабо показана способность к теоретическому обоснованию собственной практической работы. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности

2

Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования, и не до конца понимает необходимость пересмотра его содержания, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам

1

Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, при котором основную роль играет интуиция; аттестуемый не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам

^ Подготовка второго этапа комплексной экспертизы деятельности педработников

Вариативными формами второго этапа комплексной экспертизы при аттестации педагогических работников являются следующие мероприятия:

Таблица

^ Второй этап: определение уровня квалификации и професcионализма

Квалификационная категория

Высшая

Первая

Вторая

Защита научно-методической разработки.
Защита опытно-экспериментальной разработки.
Защита реализованного педагогического проекта

Защита опытно-экспериментальной разработки.
Защита реализованного педагогического проекта

Защита педагогического проекта.
Собеседование.
Творческий отчет

Защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки (ОЭР) – форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет и научно обосновывает разработанную или апробированную технологию обучения, систему приемов и методов, раскрывает их актуальность применительно к имеющимся педагогическим условиям, показывает результативность своего труда, его значение для системы образования.

Готовясь к защите, аттестуемый должен помнить, что в любом исследовании, эксперименте развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс. Следовательно, выступление необходимо начать с обоснования актуальности выбора темы методической работы или ОЭР.

Под актуальностью понимается степень важности исследования в данный момент для выяснения конкретного вопроса. Его значение заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

Актуальность обычно состоит из представления проблем, стоящих перед экспериментатором, в аспекте выбранного направления ОЭР. Кроме того, предполагается показать и то, что сделано в этой области в педагогической практике и что осталось нерешенным.

На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. На основании обнаруженного противоречия формулируется проблема.

Показав противоречия и проблемы, которые учитель хотел бы решить в ходе экспериментальной работы, необходимо перейти к цели и задачам.

Следующий важный момент, который необходимо отразить в выступлении, это технология (методика) организации деятельности по решению выдвинутых задач.

Говоря о результатах, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Достигнута ли цель (с доказательствами ее достижения).

2. По каким параметрам отслеживались результаты.

3. Какие изменения произошли вследствие экспериментальной работы (в соответствии с целями эксперимента):

  • в содержании образования;

  • в применяемых педагогических технологиях, методах, формах организации учебной деятельности и т.д.;

  • в качестве обученности, развития, воспитанности учащихся;

  • в уровне профессиональной компетентности самого педагога;

  • в системе управления учебно-воспитательным процессом и т.д.

4. Сопоставление планируемого и достигнутого результатов.

5. Критерии и методы проверки результата.

6. Перспективы:

  • какие трудности возникли в ходе эксперимента;

  • какие коррективы в него внесены;

  • какие проблемы возникли в ходе экспериментальной работы;

  • как в дальнейшем предполагается их решить.

7. Необходимые условия для закрепления положительных результатов эксперимента, их внедрения в педагогическую практику конкретной школы, других образовательных учреждений.

Аттестуемому отводится не более 15 –20 минут для изложения сути работы и презентации результатов ее реализации.

Помните! Текст выступления нельзя перегружать сухими перечислениями и цифровой информацией, которая может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм в компьютерной презентации.

Желательно сопровождение выступления компьютерной презентацией.

По окончании выступления предполагаются ответы на вопросы членов аттестационной комиссии, уточняющие его содержание.

Защита педагогического проекта – форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет и обосновывает проектную разработку, отчет о сути реализованного проекта и полученных результатах. Защита происходит в форме доклада.

Необходимо отметить, что проект, выдвигаемый на вторую квалификационную категорию, обычно посвящается разработке методики изучения какой-либо темы курса, особенностей ее преподавания. Это может быть технологическая карта, серия учебных занятий, внеклассных мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленной цели, способствующих решению проблемы, обозначенной педагогом.

Проект, который представляется на первую квалификационную категорию, призван решить проблемы, имеющие практическую значимость и для других педагогов. В нем должна убедительно доказываться эффективность предлагаемого или применяемого подхода, выявляться показатели для оценки полученных или только планируемых результатов.

Проект, претендующий на высшую квалификационную категорию, требует новаторского подхода к решению исследуемой проблемы. Автор выдвигает идеи, предлагает технологию, методы решения проблемы.

Проектная разработка должна включать:

  • описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема;

  • постановку проблемы;

  • цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности;

  • обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы, или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем);

  • задачи и план деятельности;

  • планируемые образовательные результаты;

  • описание показателей достижения результатов и способов диагностики;

  • описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.

Большую роль играют содержание и характер приложений к проекту, подтверждающих уровень сформированности проектировочных и методических умений. В приложениях может быть представлена учебно-программная, нормативная документация, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, описание применяемых технологий и пр.

Желательно сопровождение выступления компьютерной презентацией.

Аттестуемому отводится не более 15 –20 минут для изложения сути проекта и презентации результатов его реализации.

При оценке проекта экспертами рассматриваются:

  • актуальность проблем, выделенных автором, ценность работы с учетом специфики образовательного учреждения, целей и задач, обозначенных в программе развития школы, особенностей контингента учащихся и других факторов;

  • аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, результатов ранее проведенных исследований и педагогической практики;

  • анализ поставленных целей и задач педагогической деятельности с точки зрения влияния на качество обучения, развитие учащихся; соотнесения с целевым ориентиром образовательного учреждения; научного обоснования выбранного подхода и всей педагогической деятельности;

  • эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике; предложенные критерии и показатели для оценки эффективности подхода, разработанного педагогом (для творческого проекта желательно показать степень его реализации);

  • системность: взаимосвязь целей, средств, конечного результата, критериев оценки;

  • перспективность и практическая значимость работы; возможность использовать идеи, проекты, методики в других образовательных учреждениях;

  • соблюдение принципа здоровьесбережения, отражающего гуманные идеи сохранности здоровья участников образовательного процесса;

  • инновационность работы – новые подходы к организации образовательно-воспитательного процесса.

Творческий отчет – форма аттестации, которая заключается в отчете аттестуемого о своей профессиональной деятельности, претендующей на новизну, оригинальность, возможность расширенного использования, а также ее результативность.

Он позволяет педагогу комплексно представить результаты своего труда (систематизацию, структурирование и теоретическое обоснование; демонстрацию индивидуальной системы работы, претендующей на оригинальность по сути и форме, технологичность, результативность и новизну), условия их достижения (т.е. уровень профессиональной компетентности) и спроектированный по этим результатам перспективный план предстоящей деятельности на последующий период.

Принципиальное отличие творческого отчета состоит в том, что он проводится в образовательном учреждении, по месту работы аттестуемого, и является устной формой прохождения аттестации.

Основой творческого отчета являются самоанализ и самооценка учителей своей профессиональной деятельности, в процессе которых необходимо:

  • вычленить ведущие проблемы, решаемые педагогом в прошедший период (или период, предшествующий аттестации);

  • проанализировать полученные результаты;

  • установить причинно-следственные связи между результатами обучения и условиями их достижения (применяемыми педагогическими технологиями, уровнем профессионализма самого учителя, материально-технической базой, социальными, управленческими условиями и т.д.);

  • выявить возникшие противоречия и спроектировать пути их разрешения в последующий период;

  • оценить эффективность собственной деятельности.

Творческий отчет может быть построен на основе:

– оригинальных методических разработок процесса обучения (системы занятий (урока), темы, разделов курса) с демонстрациями, пояснениями, обоснованиями;

– методологического анализа различных форм и методов обучения, применяемых в педагогической деятельности;

– анализа работы по реализации авторских, модифицированных, экспериментальных программ обучения и/или воспитания;

– анализа своего вклада в работу (или руководства) творческой группы, постоянно действующего семинара, методического объединения, школы передового опыта и т.д.

Технология проведения творческого отчета предполагает несколько этапов.

1. Выступление педагога, раскрывающее один из аспектов своей деятельности, в соответствии с заявленной темой, проблемой, и отражающее общий уровень квалификации и профессионализма.

Структура выступления должна включать несколько разделов:

Во введении освещаются проблемы профессиональной деятельности, которые решались педагогом в период, предшествующий аттестации. Обозначаются тема, условия возникновения и становления опыта, актуальность и перспективность его развития, возникшие противоречия.

^ Аналитическая часть может состоять из двух разделов: анализ результатов, т.е. продуктивность труда учителя; анализ условий достижения результата для установления причинно-следственных связей между ним и условиями педагогической деятельности.

^ Проектная часть посвящена описанию, планированию деятельности на следующий период. Основным элементом проектирования является целеполагание, прогнозирование результатов обучения и собственной работы (в т.ч. экспериментальной).

В заключении доклада рекомендуется дать оценку эффективности своего труда, используя самостоятельно выбранные критерии и показатели. Кроме того, можно включить план применения разработанного проекта или план экспериментальной работы.

2. Иллюстрирование доклада (по выбору аттестуемого), отражающее проблему, над которой работает педагог. Это может быть:

– показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

– демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности;

– предъявление всевозможного наглядного, дидактического, видео- и фотоматериала, созданного педагогом;

– организация методической выставки и т.п.

3. Ответы на вопросы экспертов, членов аттестационной комиссии, уточняющие содержание отчета (доклада) с точки зрения требований к квалификационной категории.

Длительность отчета – 15 –20 минут.

Собеседование – форма аттестации, при которой педагог отвечает на вопросы экспертов в ходе свободной беседы. Экспертом оцениваются не столько коммуникативные умения педагога, сколько весь набор профессиональных знаний и умений, позволяющих получать устойчивые результаты.