velikol.ru
1

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онылская основная общеобразовательная школа»



ПОДПРОГРАММА

«ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»

на 2010 — 2014 учебный год

Составитель: Кулешова Т.М.

вожатая




ПОДПРОГРАММА «ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»


Аналитическая справка

Современный взгляд на общество предполагает прежде всего взгляд на общественное устройство, как изменяющееся; новая ситуация требует нового поведения. Важнейшей составляющей этого поведения является овладение знаниями нормативно-правовых документов, касающихся школьников и их родителей. Другими словами, школьники должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.

Воспитание правосознание подростков – одна из актуальных проблем современного российского общества. Формирование правовой культуры особенно важно для подрастающего поколения, так как установки сложившиеся в период гражданского становления, во многом определяют сознание во взрослой жизни.

Ежегодно в рамках месячника гражданского – правовой защиты и недели права (ноябрь) проводится мероприятия на правовую тематику (классные часы, деловые игры).


^ Гражданско-правовое воспитание – это система воспитания и обучения, ориентированное на формирование совокупности гражданских свойств личности:

  1. Социально-гражданская компетентность (совокупность знаний в области социологии, этики, права, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества).

  2. Гражданственность (наличие у человека социально-значимых нравственных ценностных ориентиров).

  3. Гражданская активность (направленные на защиту прав граждан, укрепление правопорядка).

  4. Воспитание гражданина нового демократического государства. Уроки гражданственности призваны воспитывать патриотов, мужественных людей, преданных Родине, - это требует постоянной работы, каждодневных усилий семьи, школы и общества.

^ По результатам анкетирования, наблюдений, бесед выявлены проблемы:

Не все подростки владеют информацией о своих правах, не знают источники, декларирующие права несовершеннолетних, и не имеют возможности получить квалифицированную помощь.

Каждый третий опрашиваемый утверждает, что его права нарушаются в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазинах), в школе, в семье. Необходимо выявить конкретные семьи данных учащихся и определить реальную причину ущемления прав ребёнка.

Основными проблемами подростки считают – алкоголизм, курение в среде подростов, проблемы в отношении с родителями и большие нагрузки в школе;

^ Предлагаемые пути решения проблем:

Необходимо повышать правовую культуру учащихся через новые формы деятельности: юридические консультации детей и родителей, деловые игры, игры в малых группах, работа с правовыми источниками, оказание практической помощи по защите прав детей.

Проблему алкоголизма, курения и наркозависимости в среде подростов решать через систему мер профилактики и пропаганде ЗОЖ, оказание медицинской помощи учащимся, нуждающихся в лечение через сотрудничество с медицинским учреждением.

Проблемы учащихся в школе, в отношении с учителями решать через работу индивидуальное собеседование с обеими сторонами, через работу ученического самоуправления, проведении круглых столов с учащимися и педагогами.

В проблеме «ребёнок – родитель» могут помочь индивидуальные беседы, просвещение родителей в области семейных взаимоотношений, родительские собрания.

Необходимо наладить тесную взаимосвязь с правоохранительными органами, систему социальной защиты.

Создать в школе специальную службу, защищающую права детей.

Таким образом, создание гражданско-правовой приёмной по вопросам защиты прав детей станет шагом на пути к построению работы по просвещению, правовому развитию детей и их родителей, соблюдению и защите прав детей.

^ Срок выполнения:

Подготовительный этап 2010-2011г.

Основной этап: 2011 – 2013г.

Заключительный этап: 2014г.

Тема подпрограммы - «Гражданско-правовое воспитание»

Цели:

  • Подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

  • Формирование правовой культуры учащихся, содействие осознанию значимости соблюдения законов государства.

  • Оказание детям практической помощи в защите их прав и свобод.

Задачи:

  • Создание условий для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;

  • Развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях; воспитывать качества гражданина-патриота, ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства;

  • Расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;

  • Создание условий, в которых дети могли бы самостоятельно находить адекватные способы защиты своих прав и свобод.



^ Тип подпрограммы – социально – значимый


Статус подпрограммы – внутришкольного уровня


Участники подпрограммы – учащиеся 1 – 9 классов, администрация школы, родители, члены Совета старшеклассников, сотрудники ОВД, социальные защиты, специалисты сектора опеки и попечительства, классные руководители.


^ Содержание подпрограммы:

Подпрограмма включает следующие направления деятельности:

  1. Консультирование детей и родителей.

  2. Работа с учащимися по правовому просвещению и развитию навыков правового поведения.

  3. Сотрудничество с педагогическим коллективом.

  4. Сотрудничество с внешкольными организациями.



Направление 1. Консультирование по вопросам правовой помощи.

Цель: Предоставление правовой помощи по вопросам защиты и соблюдения прав семьи и детей.

№ п\п

мероприятия

сроки

ответственные

1.

Выявление уровня осведомленности школьников о системе гражданских прав и свобод (проведение анкетирования, опрос)

Мониторинговые исследования уровня осведомленности школьников о системе гражданских прав и свобод (ежегодно)

2010 – 2014г.


2010 – 2014г.

Вожатая

2.

Оформление стенда «Мои права»

2011г.

Вожатая

3.

Изготовление буклетов и лестовок «Права детей»

2012г.

Члены совета старшеклассников

4.

Проведение родительских собраний (тема: современные проблемы воспитания подростков)

2010 – 2014г.

Классные руководители

5.

Выпуск школьной газеты «Ребёнок и закон»

2010 – 2014г.

Члены Совета старшеклассников



^ Направление 2. Работа с учащимися по правовому просвещению и развитию навыков правового поведения.

Цель: Формирование правовой культуры и гражданской позиции учащихся.

№ п\п

мероприятия

сроки

ответственные

1.

Деловые и ролевые игры с учащимися, круглые столы, работа с правовыми источниками.

2010 – 2014г.

Классные руководители

2.

Проведение внутришкольных акций «Знай свои права и обязанности», «Конституция – основной закон государства», «Умей себя защищать» и др.

2010 – 2014г.

Вожатая и совет старшеклассников

3.

Индивидуальные консультации с учащимися (по мере необходимости)

2010 – 2014г.

Вожатая и ответственный за детей «Группы риска»

4.

Классные часы с участием сотрудников правоохранительных органов, Прокуратуры.

2010 – 2014г.

Вожатая

5.

Совместные мероприятия с учащимися.

2011 – 2014г.

Вожатая, учитель истории Суханова М. Л. и обществознания Селезнёва В. В.

6.

Классные часы и беседы: «Осторожно: криминальная опасность!»; «Стать преступником очень легко»; «Как вести себя во время задержания»; «Вас обокрали»; «На вас напал грабитель»;

Для родителей: «Вашего ребёнка обвиняют в совершении преступления: ваши действия»; «Пропал ребёнок» и др.

2011 – 2014г.

Вожатая и классные руководители

7.

Встреча с учащимися других школ для проведения чемпионатов, игр, дискуссий

2011 – 2014г.

Вожатая, классные руководители

8.

Деятельность информационно-библиотечной службы школы:

- обеспечение литературой;

- оформление стендов»

- тематические выставки

2011 – 2014г.

Библиотекарь



^ Направление 3. Работа с педагогическим коллективом.

Цель: Оказание консультативной помощи и просветительская деятельность.



№ п\п

мероприятия

сроки

ответственные

1.

Консультация по вопросам правовой и социальной защиты учащихся

2010 – 2014г.

Вожатая

2.

Участие (проведение) в работе педагогических советов, методических объединениях, встреча с работниками Прокуратуры.

2010 – 2014г.

Вожатая

3.

Проведение мероприятий совместно с администрацией школы и представителями школьного самоуправления (круглый стол), родителями.

2011 – 2014г.

Вожатая, администрация школы, Совет старшеклассников, родители.

4.

Выпуск сборника занятий (для классных часов) по правовой тематике.

2012г.

Вожатая



^ Направление 4. Сотрудничество с внешкольными организациями.

Цель: Получение интересующей информации и оказание реальной помощи семье (учащимся).



№ п\п

мероприятия

сроки

ответственные

1.

Консультация по вопросам правовой и социальной защиты учащихся у специалистов внешкольных организаций (по мере необходимости)

2010 -2014г.

Вожатая

2.

Сотрудничество с медицинским учреждением для оказания консультаций, профилактических мер и реальной помощи семье.

2010 -2014г.

Вожатая, классные руководители и ответственный по детям «Группы риска»



^ Ожидаемые результаты:

  • Овладение учащимися знаниями и практическими навыками в области правовой культуры.

  • Развитие социальной активности учащихся, желание и умение отстаивать свои права, сознавая при этом всю совокупность обязанностей и ответственности человека как гражданина государства.

  • Отсутствие учащихся, состоящих на учёте в ОВД.

  • Отсутствие учащихся, чьи права нарушаются в семье, школе, в общественных местах.



Критерии:

  • Наличие социального положительного опыта.

  • Наличие устойчиво-положительной гражданской позиции.

  • Участие учащихся в деятельности общественных организаций и движений.

  • Сформированность основ правовой грамотности.

  • Сформированность основ коммуникативных навыков.

Диагностика личности роста учащихся:


  • Определение знаний гражданско-правового воспитания.

  • Методика «Пословицы» С.М. Петровой.

  • Методы диагностики – анкетирование, наблюдение, собеседования.