velikol.ru
1

«Согласовано»

председатель

Управляющего Совета

__________/Лебедь Н.В./


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ «ЛЦО»

_____________Глазунова В.Г.





ПОЛОЖЕНИЕ

о группе для детей с задержкой психического развития в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский центр образования».


  1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ «об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Областным законом о специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области.

  2. Группы для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) открываются на дошкольном отделении №2 МОУ «СОШ «ЛЦО» с целью коррекции задержки психического развития у детей с 4 до 7 лет.

  3. Группы для детей с ЗПР открываются приказом Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по представлению руководителя ДОУ с приложением экспертного заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии и на основании заявления родителей (законных представителей).

  4. .Для работы с группой в штатное расписание дошкольного учреждения вводится одна ставка должности учителя-дефектолога с условиями оплаты и работы по действующему законодательству.

  5. Группа для детей с ЗПР открывается при наличии отдельного, специально оборудованного помещения, отвечающего санитарным нормам и правилам пожарной безопасности и специально подготовленных кадров.




  1. ^ Порядок комплектования, работы, направления и приема в группу для детей с задержкой психического развития.

  1. Группы для детей с ЗПР комплектуются с учетом возраста из числа детей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и неорганизованных детей. Выявление детей осуществляется педиатрами детских поликлиник, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений, специалистами МОУ «ЦППРК».

  2. Для оформления в группу для детей с ЗПР необходимо комплексное обследование ребенка специалистами районной психолого-медико-педагогической комиссии.

  3. Рекомендации (заключение) районной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости коррекционно-развивающего обучения ребенка в группе для детей с ЗПР разрабатываются на основании представленных документов, бесед с родителями и комплексного психолого -медико -педагогического обследования.

  4. На рассмотрение районной психолого-медико-педагогической комиссии представляются следующие документы:

  • подробная выписка из истории развития ребенка;

  • обходной лист с заключениями врачей детской поликлиники; педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, хирурга, логопеда;

  • психолого-педагогическое представление на детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  1. Показаниями к приему в дошкольные группы для детей с ЗПР являются:

    • ЗПР церебрально-органического генеза;

    • ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

    • ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;

    • ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу; психогенная инфантилизация)

    • ЗПР вследствие других причин.

Длительность пребывания детей в группе для детей с ЗПР определяется в соответствии со степенью выраженности задержки психического развития и составляет срок до 3 лет.

  1. В тех случаях, когда окончательное заключение об уровне развития ребенка может быть установлено лишь в процессе коррекционно-воспитательной работы, ребенок направляется в группу для детей с ЗПР по предварительному заключению ТПМПК на период диагностического воспитания и обучения сроком до 6 месяцев.

  2. Наполняемость группы ЗПР – 12 человек.

  3. Дети достигшие оптимальных результатов коррекции и не достигшие 7 летнего возраста, переводятся в группу общего типа.

  4. Прием детей в группы для детей с ЗПР производится ежегодно до 1 сентября.

  5. Противопоказанием к приему в группы для детей с ЗПР является наличие следующих клинических форм и состояний:

  • наличие выраженных нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

  • умственная отсталость (олигофрения);

  • деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

  • наличие сложного дефекта с отсутствием навыков самообслуживания.

Зачисление в группы для детей с ЗПР производится в соответствии с общими правилами зачисления в ДОУ.

  1. Если в период пребывания ребенка в группе для детей с ЗПР выявляются выраженные дефекты слуха, зрения, или другие нарушение, указанные в п.2.10., то ребенок подлежит обязательному отчислению и переводу в другие специальные (коррекционные) группы или учреждения соответствующего профиля (с учетом ведущего дефекта).

  2. Вопрос об отчислении и переводе ребенка в другую группу или учреждение решается районной психолого-медико-педагогической комиссией.

  3. Для определения ребенка в группу для детей с ЗПР представляются следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей);

  • заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии;

  • направление Комитета по образованию.




  1. Организация коррекционно-развивающего процесса

  1. Воспитание и обучение детей в группе для детей с ЗПР осуществляется по программам дошкольного образования (общеобразовательного уровня), а также по программам коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.

  2. В процессе учебно-воспитательной деятельности реализуются два основных направления:

  • коррекционно-воспитательное;

  • общеобразовательное.

  1. Ведущая роль в учебно-воспитательном процессе в специальной группе для детей с ЗПР принадлежит учителю-дефектологу.

  2. Учитель-дефектолог проводит коррекционно-диагностическую работу с детьми:

  • осуществляет координацию деятельности всех специалистов, работающих в группе для детей с ЗПР;

  • оказывает помощь и осуществляет контроль за воспитателями групп в части ведения ими работы по коррекции психического развития детей;

  • совместно с воспитателем группы работает по активному вовлечению в коррекционно-развивающую работу родителей детей, имеющих задержку психического развития.

  1. Образовательный процесс в коррекционных (компенсирующих) группах для детей с задержкой психического развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, воспитателями, прошедшими специальную подготовку по работе с детьми с задержкой психического развития.

  2. Работа воспитателя в группе для детей с ЗПР имеет свою специфику, которая определяется имеющимися у каждого дошкольника:

  • речевыми недостатками;

  • неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

  • характерологическими особенностями.

В связи с этим, воспитатель, совместно с учителем-логопедом и учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей психического развития, речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.

  1. Воспитатели и специалисты проводят систематическое наблюдение за динамикой развития воспитанников с целью выявления их индивидуальных особенностей, определения направлений коррекционно-развивающей работы, фиксируют текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, формирования навыков произвольной регуляции деятельности и поведения, освоения образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья в формах документации, утвержденных распоряжениями Комитета по образованию.

  2. Основная организационная форма коррекционно-развивающего обучения -
    индивидуальные и подгрупповые занятия. Кроме этого, учителями-дефектологами могут проводиться и фронтальные занятия.

  3. В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими задержку психического развития, используется комплексный подход, который предусматривает участие в ней всех специалистов дошкольного учреждения, работающих на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития:

  • учитель-логопед;

  • учитель-дефектолог;

  • воспитатель;

  • педагог-психолог;

  • музыкальный руководитель;

  • инструктор по физвоспитанию.

особое место отводится медицинскому работнику, который осуществляет контроль здоровья ребенка.

  1. Документация учителя-логопеда групп для детей с нарушениями речи:

  • перспективный;

  • календарный;

  • тематический.

  • Диагностико–эволюционная карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных нарушений.

  • Тетрадь совместной деятельности специалистов и воспитателей группы.

  • Тетрадь домашних заданий.

  • Журнал учета посещаемости детьми коррекционных занятий.

  • Диагностические отчеты работы за учебный год (за последние три года).

  • Папку с документально оформленным опытом работы.




  1. Руководство группами для детей с задержкой психического развития.

  1. Ответственность за организацию работы в группах для детей с ЗПР возлагается на руководителя МОУ «СОШ «ЛЦО».

  2. Контроль организации работы в группах для детей с ЗПР осуществляется специалистом отдела развития образования Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

  3. Участниками коррекционно - воспитательного процесса в группе для детей с ЗПР являются: воспитанники, педагогические и медицинские работники, родители.

  1. На должность учителя-дефектолога назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «учитель- дефектолог».

  2. На должности воспитателей групп для детей с ЗПР назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование и прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности.

  3. Психологическое сопровождение детей с ЗПР осуществляет педагог-психолог, который проводит индивидуальную и подгрупповую работу по коррекции вторичных отклонений в развитии.

  4. Активными участниками коррекционно-воспитательного процесса в группе для детей с ЗПР являются родители, условия взаимодействия с которыми определяются в родительском договоре.