velikol.ru
1

Понятие заработной платы, ее источники и виды

В экономической теории существует несколько подходов к определению заработной платы. Классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходила из того, что в основе заработной платы лежит стоимость предметов потребления и услуг, которые необходимы для существования работников.

Представители классической школы ориентировались на отыскание некоей объективной величины, определяющей заработную плату. В то же время они считали, что величина заработной платы определяется не только стоимостью предметов потребления и услуг, необходимых для существования работника, но и соотношением спроса и предложения труда.

Другое направление в трактовке заработной платы представлено английским экономистом А. Маршаллом. «Заработная плата, - писал А. Маршалл, - имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда; предельная производительность труда регулирует цену спроса на него; но, с другой стороны, заработной плате присуща тенденция находиться в тесном, хотя и непрямом и весьма сложном отношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Различные стороны этой проблемы взаимообусловливают (в смысле регулирования) друг друга, а это вместе с тем обеспечивает действие тенденции цены предложения и цены спроса к равенству»1.

Таким образом, А. Маршалл выдвинул два фактора, определяющих заработную плату, - предельная производительность труда (производительность труда добавочного работника) и издержки воспроизводства, обучения и содержания работников.

Необходимость введения предельной производительности труда диктовалась тем, что работники трудятся неодинаково: одни более производительны, чем другие (одни работники более физически развиты, умелы, имеют более высокую квалификацию, чем другие). Это выражается в том, что работники создают предельные продукты разной величины, а поэтому они получают разную заработную плату.

Оба названных фактора находятся в единстве. Предельная производительность труда определяет спрос на него, а издержки воспроизводства, обучения и содержания работников лежат в основе предложения труда. Взаимодействие спроса и предложения труда на рынке и определяет уровень заработной платы.

Одним из направлений трактовки зарплаты как цены ресурса в экономике является теория человеческого капитала. Под ним понимаются инвестиции в развитие знаний, навыков и способностей человека, повышающих эффективность его труда. Инвестиции в человеческий капитал со временем компенсируются увеличением доходов.

Самый важный вид инвестиций - расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, а также обучение на рабочем месте. Другой вид инвестиций - расходы на поддержание здоровья (профилактику болезней, диетическое питание, улучшение жилищных условий и отдых). В комплексе все эти меры увеличивают продолжительность трудовой жизни, повышают производительность труда. Наконец, инвестиции, повышающие мобильность рабочих, - это прежде всего расходы на повышение их квалификации. Они позволяют переходить рабочим от менее к более производительным занятиям, обеспечивают географическую мобильность рабочей силы.

Теория человеческого капитала подчеркивает больше качественные различия в рабочей силе, чем количественные. Она признает, что только малая часть заработной платы выплачивается за простой, неквалифицированный труд. Основная же часть заработной платы зависит от образования, опыта и тренировки, получаемых на рабочем месте.

Те, кто больше вкладывает в образование, получают более высокие доходы на протяжении трудовой деятельности по сравнению с теми, которые сделали меньше инвестиций в образование.

Американский экономист М. Фридмен различает общее образование и специальное профессиональное образование (школьное обучение и образование). Различия в материальной обеспеченности семей и в количестве детей плюс значительная стоимость школьного обучения ведут к тому, что государство берет на себя расходы по финансированию школьного обучения. Однако государственные субсидии не должны предоставляться для профессионального обучения, которое увеличивает производительность труда обучающегося и в будущем компенсируется приростом доходов (обучение ветеринаров, дантистов, экономистов и др.).

Профессиональное обучение является формой инвестиций в человеческий капитал, аналогичных инвестициям в физический капитал (здания, станки, оборудование). Значительная часть затрат на профессиональное обучение состоит из «потерянных заработков» в течение периода обучения, процентов на утраченные доходы из-за более позднего периода вступления в трудовую деятельность, а также специальных расходов на получение образования (плата за обучение, расходы на книги и т. д.).

Индивид предпринимает инвестиции, если предельные доходы превысят предельные издержки.

М. Фридмен полагает, что норма доходности на человеческий и физический капиталы должна быть одинаковой. Если она будет выше, предположим, на физический капитал, то индивиды или их родители будут иметь стимул покупать такой капитал вместо инвестирования в образование.

По оценке американского экономиста Дж. Беккера, норма дохода от инвестиций в образование значительно выше, чем норма дохода от инвестиций в физический капитал. Это различие подтверждает недостаточность вложений в человеческий капитал.

Последнее объясняется тем, что кредиты на получение профессионального образования более рискованны, требуют больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы индивидуума передвигаться из одного места в другое и длительности периода возврата кредита.

Государственное вмешательство в сферу образования обусловлено недостатками коммерческого финансирования этой сферы, ведущей к недовложениям в человеческий капитал. Государство, предоставляет субсидии на профессиональное обучение, финансируемые за счет общих доходов. В этом случае индивидуум будет получать более высокий доход, не затрачивая своих денег. В конечном счете субсидирование со стороны государства может привести к чрезмерному инвестированию в человеческий капитал. Чтобы избежать этого, следует ограничивать субсидии.

Теория человеческого капитала показывает, что в основе заработной платы лежит некая объективная величина - затраты на образование, поддержание здоровья и пр2.

Марксистская политэкономия отвергала теорию человеческого капитала. Это было сделано по идеологическим соображениям, так как рабочий становился «капиталистом» и уравнивался с собственником физического капитала. Критика теории человеческого капитала игнорировала ее позитивное содержание. В «Капитале» К. Маркса есть постановка вопроса о сложном труде как возведенном в степень простом труде. Однако в нем проблемы исследовались на базе простого труда.

Теория человеческого капитала отражает новый подход к человеку, его роли в экономике. Из всех ресурсов главным является ресурс «знание», а инвестиции в него - самые эффективные. Далее, теория человеческого капитала дает концепцию финансирования вложений в человека.

Школьное образование, которое формирует человека как гражданина, финансируется государством. Профессиональное обучение, формирующее специалиста, осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов индивидов, так как эти затраты компенсируются в будущем повышенными доходами. Государство же только помогает индивидам преодолевать ограниченность рыночного механизма.

В России среднее и высшее образование, медицинское обслуживание были бесплатными, финансировались за счет государства. Сейчас страна на перепутье: как в будущем финансировать сферу образования, медицинских услуг, жилищное строительство? Старая система имела много как позитивного, так и негативного. В числе недостатков следует назвать прежде всего низкое качество услуг, рабочей силы, перепроизводство одних специалистов и нехватка других, ослабление стимулов к труду.

Таким образом, очевидна необходимость широкого использования рыночных отношений в оказании услуг индивидам. Как следствие, в последнее время возникают платные учебные заведения, страховая медицина, рынок жилья. Однако резкие перемены в этой области недопустимы. Уровень зарплаты большинства населения России не соответствует рыночным стандартам. Поэтому государство не может устраниться от решения социальных проблем.

Факторы, влияющие на предложение труда. Предложение труда зависит от двух факторов: числа людей, предлагающих свой труд, и количества часов, которые люди желают работать.

От чего зависит число людей, предлагающих свой труд? На желание людей работать в той или иной фирме влияет множество обстоятельств. Во-первых, очень важен уровень реальной заработной платы; во-вторых, оценка индивидами выгод от устройства на работу (возможность покупать товары и услуги, престиж рабочего статуса) по сравнению с досугом; в-третьих, объем доходов индивидов из источников, отличных от заработной платы; в-четвертых, уровень постоянных издержек, связанных с трудовой деятельностью (потеря пособия по безработице, приобретение соответствующей одежды, транспортные расходы, расходы на устройство детей в ясли или детские сады). Таким образом, труд продают те люди, которые не имеют возможности для самозанятости, у них нет капитала, чтобы стать предпринимателями, отсутствуют или недостаточны нетрудовые доходы (дивиденды, проценты, рента).

Какие факторы влияют на количество часов, которые люди готовы уделять работе? Основным фактором здесь выступает величина реальной заработной платы.

Различают эффект замещения и эффект дохода. Рост реальной заработной платы порождает эффект замещения досуга трудом. Индивид стремится работать большее количество часов.

Повышение реальной заработной платы увеличивает уровень благосостояния индивида. Удовлетворив свои насущные потребности, человек желает иметь больше досуга. Эффект дохода приводит к тому, что человек желает работать меньше. В зависимости от того, какой эффект преобладает, индивид будет работать больше или меньше часов.

Дифференциация заработной платы. В реальной жизни существуют значительные различия в уровнях заработной платы.

Работы, совершаемые в грязных помещениях, связанные с нервными стрессами, имеющие низкий социальный престиж, нерегулярную занятость, сезонные увольнения, короткий период эффективной деятельности, длительное монотонное обучение, как правило, менее привлекательны для людей. Чтобы привлечь рабочих на эти места, приходится поднимать заработную плату. Различия в заработной плате, которые призваны просто компенсировать недостатки тех или иных рабочих мест, называются «выравнивающими различиями».

Список использованной литературы:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт , 2003, 384 с.

  2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити, 2003. – 513 с.

  3. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2006. 296 с.

  4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс.  -М.: Дашков и К, 2003. 600 с. 

  5. Гурков И.Б. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во Триада, Лтд, 2006. 270 с.

  6. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 2007. 239 с.

  7. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций - М.: Филинъ, 2007 272 с.

  8. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – М.: Феникс, 1995 720 с.

  9. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. II.- М.: Прогресс, 1984. 311 с.

  10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. 456 с.




1 Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. II.- М.: Прогресс, 1984. С. 235.

2 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001 С. 203.