velikol.ru
1

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.


Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.


Задачи: дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.


Подготовительная работа: анкетирование родителей.


Оборудование: презентация.


Ход собрания.


В семье наиболее распространёнными методами воздействия на детей являются наказания и поощрения.

Поощрения и наказания – весьма сложные средства педагогического воздействия на ребёнка, но действенную силу они приобретают лишь в руках умелого воспитателя. Психологическая природа поощрения и наказания состоит в том, что как первое, так и второе вызывает у ребёнка переживания, а, следовательно, и самооценку своего поступка, что является необходимым условием нравственного совершенствования личности.

Поощрения как форма положительной оценки поведения ребёнка вызывает у него чувства удовлетворения: радость, восторг, бодрость, уверенность в своих силах. Эти чувства пробуждают у ребёнка желание и готовность повторять правильные поступки, усиливают сознательное стремление к нужному поведению.

Наказание как форма порицания поступков ребёнка также вызывает чувства, но чувства неудовлетворённости: стыд, раскаяние, неловкость, недовольство собой, угрызения совести и другие.

Сложность поощрения и наказания состоит в том, что практическое применение их – дело далеко не техническое, оно требует от родителей учёта ряда жизненных обстоятельств, индивидуальных свойств личности. Только при этом условии поощрение и наказание могут принести ожидаемые результаты. Поэтому пользоваться ими надо без спешки.


ПООЩРЕНИЕ (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование).

ОДОБРЕНИЕ – это ещё не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение ещё только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действия, поведения.

ПОХВАЛА – это выражение удовлетворения поступками, действиями. Родителям нужно следить, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно.

ДОВЕРЯТЬ детям – значит проявлять к ним уважение. Если родители говоря детям, что он неисправим, ему ничего нельзя доверить, то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нём содержится одобрение действия, способа поведения ребёнка. Значит, поощрение ориентируется на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребёнка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребёнка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребёнком от поощрений, значительное место занимает осознание радости, которую он принёс близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами.

Поощрение теряет ценность, когда у ребёнка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий.

Опыт показывает, что нерадивые в прошлом дети, лентяи, неряхи, недисциплинированные, нечестные изменяются в лучшую сторону под воздействием поощрения. Посредством поощрения мы добиваемся закрепления хорошего поведения. Поощрять детей нужно не только за хорошую учёбу, работу, но и за любой благородный поступок.

Награждать детей подарками можно в исключительных случаях и притом весьма осторожно. Награждение деньгами и подарками за успехи в учёбе, за хорошую дисциплину нежелательно, так как хорошо вести себя и учиться – долг каждого школьника.


^ О ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЯ.


Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащим принятым нормам. Наказать – значит помочь ребёнку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребёнка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание – это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребёнке, что он при этом переживает. Если ребёнок не чувствует своё вину, не осознаёт, что неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает.

Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реально выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны выполняться. Мы можем установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем чтобы «воздояния» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.

Часто родителям легче понять детей, когда они вспоминают собственные детские обиды, а иногда и делают какие-то выводы. Увязать какие –то поступки детей не с их злым умыслом, да и ещё и найти в этом позитивный смысл может быть очень важно.

Поощряя и побуждая детей…

  • Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.

  • Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.

  • Пользуйтесь поощрением, побуждая детей к ответственному поведению.

  • Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.