velikol.ru
1

Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района

МОУ «Гуринская средняя общеобразовательная школа»


Портфолио педагога

Кетова Алла Михайловна

учитель русского языка и литературы


619567

Пермский край

Кудымкарский район

д. Гурина,

ул. Центральная, 36

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Кетова Алла Михайловна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуринская средняя общеобразовательная школа» д. Гурина, Кудымкарского района

^ Образование высшее

№ п/п

Какое учебное заведение окончил

В каком году

1.

Пермский государственный педагогический институт

1988



^ Стаж работы




2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

Общий стаж

23

24

25

26

27

Педагогический стаж по специальности


19


20


21


22



23

Стаж работы в данной школе

23

24

25

26

27



^ Сведения о повышении квалификации

Год

Название курсов

Количество часов

Вид документа

2004

«Обновление содержания филологического образования»

112

свидетельство

2007

Семинар-практикум «Воспитательная система класса»

24

удостоверение




2009

Информационно-компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе


22

удостоверение

2009

«Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы»

144

свидетельство




^ Повышение профессионального мастерства

Год

Квалификационная категория, разряд

№ и дата приказа

Сроки следующей аттестации

2005

Ι квалификационная категория

Приказ № 27 от 25.03.2005

Март,2010



^ Профессиональные награды и поощрения

Год

Награда, поощрение

Заслуги

Статус


2006

Благодарность

За активное участие в неделе русского языка и литературы

Школьный

2006

Грамота

За высокие показатели в обучении и воспитании подрастающего поколения, успехи в формировании интеллектуально и развитой личности

Районный

2008

Грамота

За активное участие в проведении дней национальной культуры

Школьный



^ Общественные поручения

Год

Поручение

2006

Член профсоюзного комитета



^ Дополнительная нагрузка педагога

2000- 2009

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы



^ Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»

год


Класс, предмет


Количество учащихся


^ Процент качества

Процент обученности


Средний балл


2004-2005

Русский язык













8

27

29

100

3,2

9

26

46

100

3,6

10

7

42

100

3,4

итого

60

39

100

3,5

литература













8

27

40

100

3,4

9

26

46

100

3,6

10

7

100

100

4,0

Итого:

60

62

100

3,6

2005-2006

Русский язык













9

28

32

100

3,2

10

17

53

100

3,5

11

7

57

100

3,5

итого

52

47

100

3,4

литература













9

28

32

100

3,3

10

17

53

100

3,5

11

7

57

100

3,5

Итого:

52

47

100

3,4

2006-2007

Русский язык













5

27

51

100

3,6

10

14

42

100

3,5

11

17

64

100

3,6

итого

58

52

100

3,5

5

27

63

100

3,7

10

14

50

100

3,5

11

17

64

100

3,7

итого

58

59

100

3,6































2007-2008

Русский язык













5

24

54

100

3,6

6 а

13

46

100

3,6

6б

13

38

100

3,2

11

14

42

100

3,4

итого

64

45

100

3,5

литература













11

14

64

100

3,6

итого

14

64

100

3,6

2008-2009

Русский язык













6

25

40

100

3,4

7

25

44

100

3,5

8

19

36

100

3,5

11

10

60

100

3,6

Итого:

79

45

100

3,5

литература













8

19

47

100

3,6

11

10

80

100

3,7

Итого:

29

64

100

3,6



^ Результаты мониторинга

Год

Класс, предмет

Количество учащихся

Процент обученности

Процент качества

Средний балл


2005-2006

10 класс русский язык

17

100

48

3,4

2006-2007

5 класс русский язык

26

92

58

3,5

2007-2008

5 класс русский язык

23

91

74

3,8

6класс русский язык

24

100

50

4,3

2007-2008

8 класс русский язык

19

84

47

3,3

2009

7 класс русский язык

8 класс русский язык

25


26

100


100

52


100

3,6


4,2



^ Участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях

Год


Название конкурса и т.д.

Этап


Участник

Место


Награда

2004-2005


2006-2007

Конкурс «Русский медвежонок»


Всероссийский


Кетова Вика, 10 класс

2 место в районе

Сертификат

Кетова Марина, 6 класс

2 место в районе

Сертификат

2005


2005


2006


2007

Интеллектуальный турнир «Марафон знаний»

Районный



Власова Юлия, 10 класс

2 место, русский язык




Куксова Алена, 11 класс

1место, литература




Томилина Юлия, 5 класс

1место, русский язык




Гусельникова Люда,11 класс

2место, русский язык




2008




Томилина Юлия, 7 класс

2место, русский язык




2008


2008


2009

Районный

Гусельникова Валя, 6 класс

2место, русский язык




Томилин Василий, 10 класс

2 место литература




Нечаева Валя, 11 класс

2 место литература




2005


2006

Олимпиады по русскому языку

Районный

Власова Юлия, 10 класс

2место

Грамота

Куксова Алена, 11 класс

3место

Грамота

2007


2008

Олимпиада по литературе

Районный


Кетова Татьяна, 11 класс

^ Кетова Марина

5 место


5 место






Раздел 3 «Методическая работа»

Работа по обобщению и распространению педагогического опыта

Год

Тема

Форма представления

2005

Системный подход по формированию речеведческих навыков на уроках русского языка и литературы


Заседание РМО, семинарское занятие

2006

Организация самостоятельной работы при изучении русского языка и литературы



Открытый урок перед учителями школы


2007


Организация самостоятельной работы как средство развития познавательной деятельности учащихся

Расширенное заседание МС, творческий отчет


2008

Проблемно-диалоговые уроки

Итоговый педагогический совет, творческий отчёт

2007

Разработка контрольных тестов по русскому языку, 5 класс

Районный мониторинг

2004, 2006

Участие в школьном туре конкурса «Учитель года»

Открытый урок, самопредставление



Работа со студентами

Учебный Год

Класс

Учебное Заведение

Фамилия, имя, отчество студента

2004-20005

10

ПГПУ

Гусельникова Татьяна Ивановна

2005-2006

9

ПГПУ

Нечаева Ольга Ивановна

2006-2007

6

5

ПГПУ

ПГПУ

Сыстерова Александра Леонидовна

Тупицына Людмила Ивановна

2007-2008

11


6

7

ПГПУ


ПГПУ

ПГПУ

Сыстерова Александра Леонидовна

Тупицына Наталья Семеновна

Тупицына Людмила Ильинична



2009-2010

10

11

7

ПГПУ

ПГПУ

ПГПУ

Тупицына Наталья Семеновна

Климова Виктория Петровна

Тупицына Надежда Николаевна



^ Информация об участии во внеклассной работе по предмету.

В школе ежегодно проводится недели русского языка и литературы. В рамках этого учащиеся моих классов всегда принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях.

Учебный год

Дата проведения

Тип мероприятия

Тема мероприятия

Класс

2004-2005

ноябрь

Интеллектуальная игра

Литературная биржа (по творчеству А.Н. Островского)

9-11

2005-2006

декабрь

Литературный вечер

«Песенная лирика М.Исаковского»

5 – 11

2006-2007

октябрь

Литературная гостиная

«Красной гроздью рябина зажглась…»

9-11

2007-2008

март

Литературно-музыкальная композиция

«Я воздвигнут тобою…»

10 – 11

2006-2007

февраль

Игра

«По морям, по волнам»

7-8

2008-2009

май

Литературно-музыкальная композиция

«Они прикрыли жизнь собою…»

9 – 11

2007-2008

март

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

5-9



^ Проведённые открытые уроки, занятия, мероприятия

Год

Тема

Уровень

2005

«Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью», 11 класс

Школьный тур конкурса «Учитель года»

2006

«Лермонтовские вершины», 9 класс

ШМО учителей русского языка и литературы

2007

«Имя существительное – хлеб языка» (урок-семинар), 5 класс

Районный

2008

«Префиксально-суффиксальный способ образования наречий» (урок-следствие), 6класс

Школьный

2009

«Частица как часть речи», 7 класс

Школьный



^ Результаты экзаменов

год

Класс, предмет

Количество учащихся

Средний балл по предмету

Процент качества

2004-2005

9класс русский язык (изложение)

21

3,6

52




9 класс русский язык (устно)

26

4,2

65

2005-2006

9 класс русский язык (изложение)

28

3,6

46




11 класс русский язык

7

3.4

43




11 класс литература

7

3,4

43

2006-2007

11 класс русский язык

17

3,4

48




11 класс литература

17

3,7

64

2007-2008

11 класс русский язык

14

3.1

21




11 класс литература

14

3.7

57

2008-2009

11класс русский язык

10

51,3 б

60




11 класс литература

4

54,7

70



^ Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (5-9 классы)

Цели и задачи: повторение и закрепление полученных знаний по сказкам А.С. Пушкина; развитие умений быстро ориентироваться в ситуации, четко и грамотно выражать свои мысли, развитие индивидуального духа соперничества; развитие способностей самостоятельной работы.

Оформление: дорожка из бумаги или картона желтого, зеленого и красного цвета; столы и стулья для жюри; музыкальный центр; цитаты из произведений А.С. Пушкина.

^ Предварительная подготовка вопросов

Вопросы отборочного тура для выбора дорожки

5 класс за 15 минут до начала игры вспомнить и прочитать стихотворение А.С. Пушкина.

6-7 классы за 15 минут на предложенном листе с рифмами придумать стихотворение.

8-9 классы за 15 минут придумать и написать небольшое сочинение «Где бы я поставил памятник Пушкину и как бы он выглядел».

^ Правила игры

В течение всей недели школьники набирают очки, зарабатывают ордена «Шелкового умника». Игра состоит из 3 агонов. Из каждого сектора (всего их три: 1-й сектор ученики 5 класса, 2-й сектор – ученики 6-7 классов, 3-й сектор ученики 8-9 классов) приглашаются по 3 ученика, набравшие наибольшее количество орденов. Три теоретика, которые уже стали агонистами, должны пройти отборочный тур, ответив на вопросы. «Высокий ареопаг» определяет учеников, занявших 1,2,и 3 место. После этого агонисты выбирают понравившуюся им дорожку.

^ Зеленая – самая безопасная дорожка. На ней можно ошибиться 2 раза, но это и самый долгий путь к победе.

Желтая – можно ошибиться 1 раз. Это золотая середина.

Красная – самый короткий путь. Но на этой дорожке ошибаться нельзя.

Если агонисты согласно своим дорожкам дают уже более одного неправильного ответа, они становятся теоретиками, и вопрос переходит в зал. Один из теоретиков тоже может оказаться победителем, если все дорожки будут пусты. Из каждого сектора определяется один победитель.

^ Ход игры-праздника

Ведущий: Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал,

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих, не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

Вы уже, наверное, догадались, чьи эти строки. Да, это строки А.С. Пушкина из его поэмы «Руслан и Людмила». Не случайно я начала нашу игру словами поэта. Ведь сегодня мы с вами окунемся в прекрасный, волшебный мир пушкинских сказок. Итак, мы начинаем игру «Умники и умницы»!

Я рада приветствовать на нашей игре теоретиков 5 класса, теоретиков 6-7 классов, теоретиков 8-9 классов. Разрешите представить наш «Высокий ареопаг»


Ребята, в течение всей недели вы достойно боролись за право принять участие в нашей игре, зарабатывали ордена. У нас была интересная неделя, которая завершается игрой «Умники и умницы». И сейчас приглашаю на дорожки самых активных, самых достойных агонистов классов


^ Вопросы для 5 класса

Зеленая дорожка

1.И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет…Вспомните, как звали пса, который не подпускал черницу с яблоком к царевне. (Соколко)

2. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей

Королевич Елисей.

Сват приехал, царь дал слово,

И приданое готово…

Назовите приданое царевны.(7 торговых городов, да 140 теремов)

3.И царевна к ним сошла,

Честь хозяевам отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вспомните, как 7 богатырей узнали, что царевну принимали. ( По речи опознали)

4.За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет

Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен…

Вспомните, к кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, ища свою невесту.(Красное Солнышко, Месяц, Ветер)

^ Желтая дорожка

1.А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом…

Вспомните, что увидела царевна, войдя в дом 7 богатырей.

( Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.)

2. «…Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее. «Постой,-

Отвечает ветер буйный,-

Вспомните, как в сказке Пушкина описано место, где находилась мертвая царевна.

(«…Там над речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной , Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места ;

В том гробу твоя невеста».)

3.Но царевна молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла и шла…

Как называется помещение, где живут 7 богатырей. (Терем)

^ Красная дорожка

1.Дом царевна обошла, Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку, На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Что такое « полати»? (Род полуэтажа, антресолей)

2.А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять…

Вспомните, чем занимались братья перед утренней зарею.

(Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Руку правую потешить,

Серых уток пострелять,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.)

Задания для отборочного тура среди 6-7 классов

Ребятам предлагается сочинить буриме со следующими рифмами:

Поэт-свет

Вдохновение-горение

Искусство-чувство

Судьба-борьба

Зеленая дорожка

1.Гости умные молчат,

Спорить с бабой не хотят.

Чуду царь Салтан дивится-

А царевич хоть и злится…

Вспомните, кем баба Бабариха приходится князю Гвидону). (Родной бабушкой)

2.Знайте, вот что не безделка-

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поет

И орешки все грызет…

Вспомните, кто поведал царю Салтану и корабельщикам о чуде-белке. Кто был этот человек при дворе? (Первая девица, повариха)

3.Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

Караул к нему приставил…

Вспомните, кто был приставлен к чудо-белке. (Дьяк приказной)

4.Сын на ножки поднялся,

В дно головкой оперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел он.

Вспомните, как выглядел остров, куда царицу и ребенка вынесла волна.

(Видят холм в широком поле,

Море синее кругом

Дуб зеленый над холмом.)

Желтая дорожка

1.Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней,

В каком балете позднее были использованы мотивы пушкинской сказки? ( П. Чайковский «Лебединое озеро»)

2.Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает;

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем.

Вспомните, в кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон. (Комар, муха, шмель)

3.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

В какое время года начинается действие в сказке? (В январе –

сочельник)

Красная дорожка

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Вспомните, сколько раз корабельщики приставали к острову, какие необычные чудеса видели на острове и в какой последовательности. (5 раз. Град на острове, чудо-белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.)

2.Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит, и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Какими товарами торговали корабельщики? Процитируйте Пушкина.

( Торговали соболями,

Черно-бурыми лисами.

Все донскими жеребцами,

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…)


^ Задания для отборочного тура среди 8-9 классов

Ребятам предлагается ответить на вопрос «Где и в каком месте вы бы хотели поставить памятник Пушкину? Почему? Как бы он выглядел?

^ Зеленая дорожка

1.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Назовите круг обязанностей Балды. (Конюх, повар, плотник.)

2.Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега моря…

Вспомните, каким образом Балда встретился с чертями.

(Пошел, сел у берега моря, Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить.)

3.Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется…

Что кричал петушок, завидев врага?

(«Кири –ку-ку!Царствуй, лежа на боку!)

^ Желтая дорожка

1.Здравствуй, Балда, мужичок,

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Какие соревнования устраивал Балда и черти? В какой последовательности? (Обежать вокруг берега моря; кто дальше бросит палку; поднять кобылу и пробежать полверсты.)

2.Вот мудрец Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка…

Вспомните слова старого мудреца, когда он отдавал царю петушка. Как он его описал?

Вспомните «Сказку о золотом петушке». Сколько раз в сумме прошло дней, когда от войска не было вестей? В какую сторону света ведет свое войскоцарь? (16 дней, в сторону востока)

^ Красная дорожка

Что просил Балда за работу? Назовите блюдо, которым питался Балда?

(Полба-каша. В ее состав входит ячмень и пшеница.)

Почему Балду так зовут?

(Шишка, дубина, кувалда, большой топор.)

Ведущий: На этом наша игра подошла к концу. Я надеюсь, что вам было интересно, и вы узнали кое-что новое из прекрасных сказок знаменитого поэта. А сейчас предоставляю слово жюри, которое объявит победителей нашего конкурса.





Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

(5-9 классы)


2007-2008
Самоанализ

по теме «Применение опорных схем – конспектов на уроках русского языка и литературы»

Целью изучения данной темы является обучение школьников практическим навыкам прочтения, анализа, составления опорных схем –конспектов и их дальнейшего применения на уроках русского языка и литературы.

Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Проанализировать и привести в систему полученную информацию;

3. Применить полученные знания в учебном процессе.

Достижение вышеуказанной цели для меня как педагога в наших условиях двуязычия очень сложно. Я понимаю, что ученику, прежде чем высказаться, нужно применить правило, звучащее не на его языке, необходимо перевести с одного (родного) на другой (русский), осмыслить и только, потом дать выход. Но, изучив литературу по данной теме, я познакомилась с необычной системой обучения русскому языку старшего научного сотрудника Донецкой лаборатории интенсивных методов обучения АПН Ю.С.Меженко - преподавание учебного предмета с использованием опорных схем-конспектов (ОСК) по всем темам предметного курса, посчитала нужным ввести их в практику своей работы.

И сегодня, учитывая уже собственный опыт, можно с уверенностью утверждать, что такая форма подачи курса оправдывает себя, так как, во-первых, преподавание больших тем крупными блоками дает возможность учителю за счет экономии времени больше использовать его для развития практических умений и навыков учащихся; во-вторых, системное проговаривание опорного конспекта способствует совершенствованию связной речи; в-третьих, помогает прочному усвоению теоретического материала;

в-четвертых, на лицо факт повышения познавательного интереса учащихся к данному методу изучения материала: его компактность, наглядность, доступность, яркость схем. То есть качественно по-новому организуется работа учащихся по этой методике.

Технология работы по ОСК на уроке заключается в следующем:

опорный конспект - это способ концентрации теоретической части материала, причем в интенсивном варианте, потому, что в каждом из них заложен не один параграф учебника, а несколько. И изучать их только по учебнику - дело, действительно, скучное и трудоемкое.

Расшифровке опорного конспекта предшествует объяснение материала, чтение соответствующих параграфов учебника. Лишь затем следует работа с ОК (опорным конспектом), которая превращается к этому моменту в увлекательное для ребят занятие, в своеобразный игровой момент, который служит усвоению научного материала. И последующее воспроизведение темы далеко от формализма. Ученики не зазубривают бездумно сами схемы и значки ОК, его схемы-сигналы вызывают в памяти определенный учебный материал, который дети связно проговаривают, приводя свои примеры ( а это уже элемент творчества).

Оформление опорных схем-конспектов идет в 3-х цветах: зеленый содержит необходимый теоретический материал, синий - примеры, красный - сигнализирует главное, существенно важное в изучении данной темы.

Так, на уроке русского языка в 5 классе применяю ОСК Ю.С. Меженко.

При изучении темы «Словосочетание» веду рассказ по ОСК, ученики внимательно слушают:

- Блок А. Словосочетание—это сочетание слов, одно из которых главное (к такой формулировке учащихся подводит вторая буква в графическом написании этого слова; выделенный красным цветом корень чет – орфографическая подсказка правописания и надежный инструмент запоминания того, что словосочетание состоит из двух частей.

- Блок Б. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам (от главного к зависимому). Грамматическая связь выражается с помощью окончания и ли окончания и предлога. Например: Любимый (какой?) город. Мечтать (о чем?) о подвиге – ученики должны прокомментировать при проговаривании опорного конспекта.

Блок В. Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное слово, поставить вопрос, определить зависимое слово.

  2. Определить, какой частью речи является главное слово.

  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.

Прослушав содержание опорного конспекта, учащиеся переносят его в специально заведенные для ОК тетради. Закончив, соотносят с теоретическим материалом учебника. После чего подвожу учеников к следующему важному этапу - воспроизведение ОК сильным учеником, я же, если есть необходимость, помогаю ему.

Здесь же сообщаю, что проговаривать ОК будет каждый ученик. Воспроизведение содержания схемы доводится до такой степени, что школьник хорошо должен строить рассказ без опоры на конспект.

Иногда практикую зачетные уроки по ОК, даю возможность учащимся разрабатывать и составлять опорные схемы по указанным мною темам. Практика работы по схемам показала, с каким интересом ученики берутся за такой вид задания, с какими творческими работами, причем довольно грамотными и привлекающими внимание опорными схемами приходят на урок и не просто демонстрируют их одноклассникам, а с достаточным знанием воспроизводят их содержание. Теперь скучный теоретический материал параграфа воплощается в некое увлекательное творчество. (Приложение № 1)

После обсуждения выполненных учащимися опорных конспектов коллективно составляется лучший вариант, в основу которого отбираются удачные идеи и находки ребят. Составленный таким образом опорный конспект является обязательным и воспроизводится учащимися на следующем уроке.

Также использую в работе авторские схемы по орфографии, пунктуации, фонетике, словообразованию, морфологии, лексике, синтаксису, разработанные М. Сорокиной и Н. Полыгаловой, (Приложение №№ 2,3,4,5,6,7,8) которые помогают учащимся «влюбиться» в уроки русского языка.

Опоры-схемы стали для меня настоящим кладом, так как последние четыре года работаю в 11 классе. Соответственно передо мной, учителем русского языка, стоит ответственная задача подготовки к государственной аттестации. На консультационных и факультативных занятиях они стали незаменимым пособием. Задания тренировочных тестов, которые я даю учащимся, выполняют осознанно, верно, с меньшей затратой времени (это для меня было тоже важным). Кроме того, что они содержат весь необходимый материал по орфографии и пунктуации, в них немало тех сведений, о которых умалчивают школьные учебники, но на основе, которых непременно составляются тестовые задания. Схемы продуманно просты, читаются легко.

Достоинством авторских схем является сочетание предельной обобщенности и конкретности, материал представлен крупными блоками, что дает возможность учащимся осмыслить орфографическую или пунктуационную тему в целом увидеть взаимосвязь элементов. Логичность и ясность изложения учебного материала позволяет значительно улучшить степень усвоения теории языка учащимися. Яркие, выразительные, часто нетрадиционные примеры, рисунки и приложения к схемам способствуют лучшему запоминанию грамматического материала. Истолковать символы, понять каждый штрих, расшифровать информацию верно и грамотно – задача, конечно, для ученика нелегкая, потому использую следующий оптимальный путь изучения схемы:

1. Комментирование схемы учителем.

2. Самостоятельное комментирование схемы учениками.

3. Выполнение тренировочных тестов с использованием данной схемы.

4. Выполнение домашнего задания по данной теме ( тема перед глазами!).

5. Повторение и контроль на следующем занятии:

а) вторичное комментирование схемы учителем;

б) вторичный самостоятельный комментарий учащихся.

6. Воспроизведение схемы наизусть (рисунок по памяти).

Такое поэтапное усвоение и закрепление материала позволяет учащимся не только сохранить в памяти схематический рисунок, который легко вспомнить и применить в работе, но и усвоить материал прочно и надолго. Причем скомпановки материалами целыми блоками (объемными темами) очень эффективен, интересен для ученика, требует одновременного подключения различных видов памяти: образной, зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной.

Часто практикую работу с тренировочными тестами как самостоятельную, домашнюю работу. И здесь при их выполнении мои ученики вновь обращались к опорам- схемам, имея их в папках-копилках.

Сейчас я уверена в том, что ОСК дают мне возможность интенсивно и эффективно повторить с выпускниками весь школьный курс русского языка и подготовить их к успешной сдаче ЕГЭ. Мои выпускники показывают неплохие результаты при сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Средний балл ЕГЭ составил 3,4, что выше показателей районного уровня на 0,1-0,2.

Широко использую опорные схемы-конспекты О.И. Любимова также на уроках словесности, которые помогают глубже проникнуть в замысел автора произведения, вызывают у учеников большой интерес к прочтению текстов.

^ Порционно-последовательное прочтение и изучение материала со связующей опорной схемой-конспектом заставляет сама жизнь. Сегодня трудно заставить ученика читать классику. После прочтения очередной «порции», как после просмотра очередной серии кинофильма, учащийся ведет наблюдения и исследования; к некоторым выводам приходит сам, к некоторым – с помощью учителя.

ОСК Любимова – помощник в постижении смысла таких сложных произведений, как « Преступление и наказание», « Война и мир».

При работе с опорными схемами-конспектами использован принцип анализа закодированного в стрелках ОСК содержания. Урок, построенный на литературоведческом материале, когда ни одна мысль не доказывается ребятами самостоятельно и аргументировано с помощью первоисточника, я категорически отвергаю. Только художественный анализ художественного текста вместе с учениками помогает избежать авторитарности в работе учителя и догматизма в трактовке того или иного произведения. Давая ученикам право на свое мнение, мы отрываем перед ними безграничные возможности для самостоятельного поиска истины, для научного исследования и даже открытия.

Приведу один из примеров. ОСК «Родион Раскольников». Стрелка «Сам». (Приложение № 10)

1. Общая цель работы над стрелками, начинающими ОСК: выяснение « созревания» в сознании Раскольникова идеи «пролить кровь по совести»… стрелки «сам» предшествуют стрелки «мать», «Дуня», «Город». Работа с ними уже состоялась, поэтому бегло повторяются все главные аргументы предыдущего разговора: мать Раскольникова, его сестра Дуня, многоликий и бесчеловечный Петербург- все это опасно переплелось в сознании Раскольникова…

2. Теперь « на очереди» сам Раскольников. Какие черты его внутреннего мира способствуют «созреванию» его чудовищной идеи, «пролить кровь по совести» (на ОСК – это толстая «общая» стрелка сразу же после пунктирной центральной линии «Порфирий Петрович»)?

Учитель сделал главное - «завел» урок, подарил интригу. Это и есть та самая ювелирная учительская работа. На мой взгляд, именно так надо решать проблему совместной творческой деятельности на уроках литературы.

Применяю ^ ОСК при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на уроках обобщения образов главных героев Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

При организации работы по опорам-схемам «Наташа Ростова» и «Андрей Болконский» (приложение № 9) учащимся импонировало то, что не надо было блуждать, нащупывать дорогу, по которой следует пойти в своем обсуждении проблемы одухотворенности героев, в особенности любимой героини Толстого Наташи (а это чаще оказывается самым трудным для большинства из ребят и они отказываются работать с книгой).

Таким образом, ОСК на уроке становится важной отправной точкой, способствующей более глубокому восприятию и осмыслению преподаваемого материала, включению в активную познавательную деятельность всех учащихся, поэтому считаю, что организация преподавания учебного предмета с использованием ОСК качественно отражается на знаниях учащихся и является перспективной. Это подтверждается повышением качества знаний учащихся и результатов на интеллектуальных конкурсах-


.