velikol.ru
1 2 3 4

Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по литературному чтению


Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» (2003), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению.


Тематическое планирование по литературному чтению рассчитано на 136 часов (34 недели).


Используется учебно-методический комплект:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 2 класс. 1–4. Части 1, 2. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2006.

Свиридова, В. Ю., Чуракова, Н. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2006.


Используется дополнительная литература:

Малаховская, О. Тематическое планирование. 2 класс. – М., 2001.

Чуракова, Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс. – М., 2003.


Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.


Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:

 расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

 воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

 обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

 создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

 развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

– восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

– их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

– собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает:

– дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки;

– углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого;

– расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма;

– на основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класса


К концу второго года обучения литературному чтению учащиеся должны:

иметь представление:

об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

– о поэзии как об особом взгляде на мир;

– о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);

знать:

– наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

– имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;

– имена 2–3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

– название и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:

– читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения – 50–60 слов в минуту;

– определять тему и выделять главную мысль произведения;

– оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

– узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

– устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устные высказывания по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Литературное чтение
Развернутое тематическое планирование




п/п


Наименование раздела программы


Тема урока


Кол-во часов


Тип
урока


Элементы содержания


Требования к уровню
подготовки обучающихся


Вид
контроля


Элементы
дополнительного
содержания


Домашнее
задание

Дата
проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Часть I

1


Глава 1. Вступление, или Детективное начало…

Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю».
С. 3–6

1

Урок получения новых знаний


Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.
Создание условий для сравнения характеров героев

^ Должны понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (рассказа и стихотворения) как средств художественной выразительности, способов создания эмоционального настроения, характеристики внутреннего мира лирического героя; сравнивать содержательность повтора; особенности ритмического рисунка в стихотворении.

Уметь чувствовать не только сюжетную сторону текста, но и ту эмоциональную атмосферу; которая в нём создаётся;
сравнивать характеры двух героев – рассказа
В. Драгунского и стихотворения И. Токмаковой

Чтение вслух, беседа

Характер героя, его поступки и их мотивы.
Содержательность повтора в произведении. Особенности ритмического рисунка в стихотворении.
Сравнение характеров двух героев

С. 6,
задание 1







2

Характер лирического героя в стихотворении И. Ток-
маковой «Мне грустно – я лежу больной…». С. 7

1

Урок получения новых знаний

Чтение вслух, беседа



С. 7, выразительное чтение







3–4

Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка». С. 8–13

2

С. 12, вопросы
с. 13, вопросы







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

5




Контраст как художественный приём в поэзии в стихотворении Б. Заходера «О границах поэтического творчества». С. 14–15

1

Урок получения новых знаний

Тема, идея стихотворения

Уметь видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении

Чтение вслух, беседа

Выделение языковых средств художественной выразительности (понятие контраст)

С. 14–15,
составить свою игру в контрасты







6

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. С. 16–17

1

Урок получения новых знаний

Тема, идея стихотворения. Разные подходы к годовому кругу, их объяснение. Наблюдение за приемом олицетворения

Показать сходство и различие подходов к кругу времён года как к поэтическому образу и как к схеме, выражающей временные и природные закономерности;
приём олицетворения в стихотворении Д. Кедрина

Чтение вслух, беседа

Выделение языковых средств художественной выразительности (понятие олицетворение). Понятие рифма: точная, неточная, перекрёстная

С. 17. Устный рассказ по теме «Самые яркие моменты летних каникул»







7

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. Стихотворение А. Пушкина «Тиха украинская ночь…». С. 18

1

Урок получения новых знаний

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения

Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки; обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнить поэтические образы ночи

Выразительное чтение вслух, беседа

Сравнительный анализ образа на примере поэтического, прозаического текста и живописного образа

С. 18, наизусть







8

Общее начало разных видов искусства: литературы, музыки и живописи. В. Дра-
гунский, А. Пушкин,
А. Куинджи. С. 19–21

1

Урок получения новых знаний

Чтение наизусть

С. 21, вопрос







9

Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения
М. Пришвина.
С. 21–23

1

Комбинированный

Различие видов информации (научная, художественная)

Уметь выявить главные особенности научного и художественного текста на материале рассказа «Осеннее утро»
М. Пришвина, отрывка из словаря, стихотворения
В. Друка «Роман»

Чтение вслух, беседа

Выражение в художественном тексте сложных человеческих чувств. Разный характер художественного и научного языка. Эмоциональное отношение автора к описываемым событиям

С. 22. Пересказ близко к тексту







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

^ Глава 2. Завязка, тайны искусства…

Художественный образ
в поэзии и живописи
на примере стихотворения
И. Пивоваровой «Картина» и картины В. Поленова «Московский дворик».
С. 24–26

1

Урок получения новых знаний

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Уметь продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии и живописи

Чтение вслух, беседа, пересказ

Передача словом цвета, запаха, звука в стихотворении и живописном произведении

С. 26. При-
нести репродукцию любимой картины







11

Образ парашютиста в стихотворении Д. Кедрина «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения. С. 26–27

1

Урок получения новых знаний

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения

Знать, какими средствами поэт показывает, как меняется настроение;
отыскать ещё один образ героя-парашютика

Выразительное чтение вслух, беседа

Создание образа в стихотворном произведении

С. 28, вопросы







12

Первые опыты письменных сочинений: сочинение на тему «Осенний парашютист». С. 26–27

1

Урок получения новых знаний

Создание условий для воплощения нового художественного образа

Уметь создавать новый художественный образ в коллективной работе, затем в своем сочинении

Письменное сочинение

Создание детьми нового художественного образа

Дописать сочинение







13–14

Олицетворение как поэтический и живописный приём в стихотворении
М. Лермонтова «Утёс»
и картинах М. Чюрлёниса и Н. Рериха. С 28–29

2

Комбинированный

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения

Приоткрыть смысл такого художественного приёма, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа

Чтение вслух, беседа

Применение приёма олицетворения в лирическом произведении и живописи

С. 28, наизусть







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

15–16




Как смотрят на мир поэт
и исследователь.
С. 29–33, с. 33–35

2

Комбинированный

Различие жанров произведений: считалка

^ Должны освоить приём олицетворения.
Знать об использовании ритма считалки в авторском стихотворении

Выразительное чтение вслух, беседа

Применение приёма олицетворения в лирическом произведении
Н. Мушкудиади. Жанр фольклора

С. 33, вопросы и задания.


С. 34–35, вопрос







17–18




Различение текстов
со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. С. 35–39

2

Комбинированный

Различие жанров произведений

^ Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов.

Уметь находить композицию произведений, отличать наличие и отсутствие сюжета

Чтение вслух, беседа

Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Приёмы сравнения и олицетворения в художественных произведениях

С. 38, вопрос.


С. 39, вопросы







19–20

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки).
С. 40, 41–45

2

Комбинированный

Заучивание наизусть. Понимание содержания литературного произведения

Знать, что такое целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства, специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи

Чтение наизусть,
чтение вслух, беседа

Применение приёма олицетворения, сравнения и созвучия (звукоподражания) в лирическом произведении

С. 40, наизусть.


С. 45, вопросы







21–22




Поэтический взгляд на мир в текстах разных жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке (на примере сказки С. Козлова «Ёжик в тумане» и стихотворения
М. Цветаевой).
С. 45–47, 47–49

2

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произведения

^ Иметь представление
о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира

Чтение вслух, беседа

Образность жанра загадки, приём олицетворения в загадке. Внутренний мир героев

С. 46, вопросы.


С.47–49, чтение по ролям








следующая страница >>