velikol.ru
1


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 082

Курейчик

Олег Игоревич

Применение IT в исследовании глобализационных процессов

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры культурологии

Специальность: 24.00.01 – культурология

Научные руководители:
кандидат культурологии Усовская Э.А., старший преподаватель Шешко С.М.

Минск, 2012

Оглавление


Оглавление 2

введение 3

Глава 1
Обзор использованных источников 5

Глава 2
Методика исследования 10

Глава 3
Основные результаты 12

Заключение 14

библиографический список 15

Приложения 16

Приложение А 16

Предметный указатель 16

Приложение Б 17

Интернет-ресурсы в предметной области исследования 17

Приложение В 19

Действующий в WWW личный сайт (гиперссылка) и printScreen главной страницы 19

Приложение Г 20

Граф научных интересов 20

Приложение Д 22

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий 22

Приложение Е 23

Презентация магистерской диссертации 23



введение


Мир, в котором нам довелось жить, характеризуется невиданной по быстроте и глубине перемен и преобразований: он становится другим прямо на наших глазах. Уровень напряженности, возникновение все новых конфликтов и противоречий, а также возрастающая степень зависимости каждого государства от остального мирового сообщества способствуют возникновению новых проблем, которые являются планетарными по своему масштабу. Несомненно, что наиважнейшей, преобладающей тенденцией в изменяющимся мире является нарастающие процессы интеграции, которые затрагивают практически все сферы общественного бытия. Процесс сближения наций и народов затрагивает всю мировую историю, однако по некоторым причинам он достиг своего апогея лишь к концу прошлого столетия. Данный процесс вылился в феномен, обладающий всеобъемлющим, глобальным характером, в феномен глобализации.

С другой стороны, в мире всегда происходили прямо противоположные тенденции, которые приводили к формированию устойчивых региональных объединений. Во многом эти объединения являются ответом на современный вызов глобализации. Такие процессы мы назовем регионализацией. Регионализация представляет собой процесс образования крупных мировых центров политического, экономического и культурного влияния, которые втягивают в свою орбиту более мелкие государства. Как известно философской основой исторического процесса является диалектическая борьба противоположностей, и факт в том, что два этих процесса и глобализация, и регионализация происходят параллельно. Они переплетаются между собой, формируя сложный и противоречивый образ мира.

Не последнюю роль в становлении нового образа мира играют информационные технологии. IT способствовали достижению высочайшего за всю историю человечества уровня жизни, привели к серьёзным экономическим, культурным и социальным изменениям. Благодаря внедрению IT, были открыты новые коммуникационные возможности (Интернет, мобильная связь и т.д.), оказавшие революционное воздействие на человечество. Кроме того, без использования IT в наши дни также невозможно представить развитие современной науки.

Применение информационных технологий (IT) также сложно переоценить в изучении процесса глобализации. Прежде всего следует помнить тот факт, что именно развитие информационных технологий во второй половине ХХ века привело к невероятному ускорению глобализации информационной сферы, что в свою очередь в целом интенсифицировало многоаспектный процесс глобализации. Именно благодаря развитию IT возникла та система масс-медиа, которая превратилась в еще один мощный субъект глобализационных процессов.

Во-первых, информационные технологии, а точнее интернет как быть может главное достижение развития информационных технологий и информационного общества является той средой, в которой непосредственно и происходит глобализация (по крайней мере ее информационный аспект). Т.е. одним из объектов исследования может являться Интернет.

Во-вторых, процессы глобализации и информационные технологии взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Так, использование информационных технологий и особенно Интернета является сегодня важнейшей составляющей глобализации, а сам Интернет испытывает влияние со стороны глобализационных процессов и является символом глобализации, своего рода миниатюрой победившей глобализации. В этом процессе Интернет во многом формирует мировое информационное пространство и таким образом является в той или иной степени технической основой глобализации.

В-третьих, использование информационных технологий и особенно Интернета позволяет быстро и оперативно получить необходимую актуальную информацию, касающуюся объекта исследования. В частности благодаря информационным технологиям мы можем получить доступ к редкой научной литературе, которая отсутствует в публичном свободном доступе. В тоже время, большинство информации, касающейся исследуемой в диссертации проблемы находится на английском языке. Таким образом, благодаря IT мы можем найти статьи, научные публикации, монографии и авторефераты, в том числе на языке оригинала, которые будут полезны для нашего исследования.

В-четвертых, использование информационных технологий позволяет эмпирическим путем наблюдать и исследовать те процессы и явления, которые происходят в информационной среде. Такого рода данные являются богатыми источником для анализа данных о внутренних культурных интеракциях, а также для прогнозирования возможных тенденций.

Цель данной работы – продемонстрировать и охарактеризовать возможности использования информационных технологий (IT) в исследовании глобализационных процессов, дать оценку эффективности использования данных технологий, а также проанализировать потенциальные возможности применения информационных технологий в исследуемом предмете.
^

Глава 1
Обзор использованных источников


В современной науке и в философской мысли существует огромный интерес к феномену глобализации, и как следствие невероятный разброс мнений по данному вопросу. Так как сам процесс представляет собой весьма неоднозначный и противоречивый феномен, то выделяется несколько подходов к его изучению. При этом серьезные разногласия обнаруживаются, как правило, при определении роли субъективных и объективных факторов, которую они играют в процессе становления целостного мира, а также времени зарождения глобализации. Кроме того ввиду того, что понятие глобализации несет в себе эмоциональные коннотации, большую роль играет политическая ориентация исследователей.

Феномен глобализации рассматривается с точки зрения разных подходов. Из всей пестроты данных концептов с некоторой долей условности можно выделить три:

1. Глобализация рассматривается как тенденция мировой истории, которая имеет циклический, повторяющийся характер. Другими словами, процессы глобализации как сближение различных стран, народов, культур, выработка единых принципов и норм общественного проживания есть закономерный, повторяющийся процесс, характерный для истории человечества. Для этого подхода характерно выделение нескольких волн глобализации. Подобный ракурс позволяет увидеть историю и культуру человечества как смену доминирующих империй, которые распространяют на переферию свои ценности и смыслы и являются агентами глобализации. Этот подход недооценивает или даже игнорирует те глубинные социокультурные мировые процессы, свидетелями которых мы являемся.

2. Второй подход отождествляет глобализацию с этапом развития Западной цивилизации, которая экстраполирует выработанные ценности, паттерны и формы своей культуры на другие регионы земного шара. В данном случае глобализация рассматривается как процесс инициированный США и часто сводится к вестернизации и американизации. Этот подход преувеличивает роль субъективных факторов: США является скорее инструментом глобализации, а не ее причиной. Понятие глобализации не сводимо к повсеместному распространению западной культуры.


3. Третья трактовка рассматривает глобализацию системно, как метатенденцию к постепенному исторически обусловленному сближению народов и культур. Подобное понимание глобализации не обязательно означает нивилирования идентичности национальных культур; в идеале предполагается основанное на диалоге межкультурное взаимодействие и формирование в конечном итоге общего для различных культурных форм фундамента жизнедеятельности и развития человечества, который основан на универсальных для всех людей ценностях.

Наиболее убедительным для нас представляется последний подход в понимании исследуемого феномена. Большенство ученых сходятся во мнений о том, что глобализация является объективным и закономерным процессом и одним из главных признаков всего исторического развития является нарастающая интеграция. С одной стороны, всё более очевидным становится тот факт, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных народов, стран и их культур. Однако, с другой, все более важными становятся субьективные факторы глобализации. Современная глобализация выступает как следствие целенаправленной идеологии для оправдания агрессивной политики субьектов глобализации. Опасность заключается в том, что последние рассматривают весь мир как обьект глобализации, игнорируя его национальные, региональные и прочие особенности. К этим позициям склоняются такие авторитетные исследователи современной геополитической картины мира как Дугин, Чумаков, Сухарев, частично Уткин.

Кроме того разность прочтений зависит также от тех позитивных или негативых характеристик которые дают ученые процессу глобализации и его последствиям. Так, некоторые идеологи глобализма оправдывают существующие негативные тенденции глобализации, такие как: культурная унификация и утеря национальной самобытности. Например, один из таких идеологов глобализма по-американски историк Р.Стил так сказал о роли США в мире: “Именно США являются подлинно революционной, изменяющей мир державой. Мы верим, что наши политические установления отправят все прочие системы в мусорную корзину. Культурное давление посредством Голливуда и Макдональдсов ощутимо во всех углах планеты, и это давление подрывает другие общества. В отличие от традиционных завоевателей, мы не довольствуемся подчинением себе всех – мы настаиваем на том, чтобы они стали нашим подобием. Разумеется, для их собственного блага” [6, с.107]. Американский политик Д. Калео полагает, что “стилизованный по-американски глобализм означает однополярный Pax Americana, а не диверсифицированный плюралистический мир, где власть нужно делиться” [1, с.90]. Такие же циничные заявление о “новом мировом порядке” и победе западной культурной модели по всему миру можно найти у Сороса и З. Бжезинского. Их позиции отличаются тем, что они фактически отрицают право наций и народов на свободный выбор политической, экономической и культурной модели развития и пренебрегают национальными, культурными и религиозными особенностями незападных стран. Критика американской модели глобализации весьма обширна по своему объему и аргументированности. Примечательно, что больше всего критиков в самих США, которые все чаще говорят об опасности глобализации для своей страны. Среди них Г.Киссенджер, П. Бьюкенен, Дж. Стиглиц, Дж. Сакс. Приведем наиболее характерные высказывания.

Самуил Хантингтон, как мы уже упоминали, придерживается парадигмы регионализации на основе 8 цивилизационных центров, которые способствуют дифференциации людей на цивилизационной основе. Однако “Столкновение цивилизаций” писалось в 1993, когда процессы вероятно глобализации не были еще столь очевидными. Его гипотеза о столкновении цивилизаций на наш взгляд есть не что иное, как прогноз последствий американской модели глобализации. “Мультикультурный мир неизбежен, потому что глобальная империя невозможна” – делает вывод Хантингтон [7, с.218].

Мы видим глобализацию, такой как она есть – жестокой, несправедливой по отношению к большинству стран и опасной для мира. Очевидно, что необходимо вырабатывать альтернативные модели управления глобализацией.

Еще одна крайность понимать глобализацию чересчур узко. Некоторые исследователи в основном приверженцы идеологии глобализма отождествляют глобализацию с модернизацией. Сторонники этого подхода на первый план выдвигают экономический фактор глобализации. Для них глобализация – объективный и органичный процесс слияния национальных экономик в единую систему, и который рассматривается в исключительно положительно. Такая абсолютизация экономического аспекта глобализации на наш взгляд недопустима.

Что касается истории появления феномена глобализации, то здесь мнения ученых также расходятся. Выделяют две крайности в истолковании истории появления феномена глобализации. Одна из них состоит в том, что планетарный характер социальных связей и отношений трактуют чересчур расширительно, пытаясь усмотреть их уже в первобытном обществе, и с этой точки зрения даже ранние этапы развития человечества характеризуют как глобальные. Такое понимание характерно, например для Пантина В.И., который, в своей книге “Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении” в частности пишет: “Глобальным процессом была …неолитическая революция, территориальные границы которой невозможно определить”, и в другом месте той же книги: “Глобальность – важная неотъемлемая сторона исторического процесса, которая наиболее очевидна в современную эпоху, но которая в иных формах существовала и прежде, вплоть до самых истоков человеческой истории” [6, с.18, 20]. Другой ученый Назаретян А.П. придерживается сходной позиции [6, с.6].

Другая крайность заключается в том, что глобализацию трактуют слишком узко, рассматривая современные процессы мировой интеграции вне контекста истории становления международных структур и глобальных связей и сводя процесс глобализации к анализу ее отдельных аспектов. Абсолютизацией отдельных аспектов глобализации грешат многие исследователи. Такое понимание, к примеру, просматривается у известного ученого Уткина А.И., который в книге “Глобализация: процесс и осмысление” (в целом неплохой) пишет: “Термин глобализация является метафорой, придуманной для выяснения смысла и понимания природы современного капитализма…глобализация – это в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг так капиталов” [6, с.9]. Таким образом, ученый связывает процессы глобализации лишь с рынком и капиталистическими отношениями, тем самым абсолютизируя экономический аспект глобализации. Схожей позиции придерживается и движение антиглобалистов, которые протестуют скорее не против глобализации как таковой, а против негативных ее последствий, таких как социальное неравенство, проблемы экологии, миграции и т.д.

К числу ученых, которые на наш взгляд наиболее объективно и системно осветили тенденции современного мирового развития, а также различные аспекты глобализации относятся Хантингтон, Бергер, Чумаков, Дугин, Кирабаев.

Одним из наиболее глубоких исследований проблем глобализации является труд Чумакова А.Н.”Глобализация. Контуры целостного мира” [8]. Автором стремится воссоздать холистическую (целостную) картину мира и рассматривает глобализацию, с одной стороны, как естественно-исторический процесс, а с другой – как сферу взаимоотношений и противоборства различных сил и интересов. Особое внимание уделено генезису процесса глобализации. История предстает как единый, разворачивающийся во времени процесс, проходящий определенные этапы, смену которых знаменуют основные поворотные пункты общественного развития, в результате чего происходят эпохальные метаморфозы. В конечном счете, логика развития объективных событий порождает глобализацию, охватывающую всю Землю. В книге также показано, как проходило зарождение и становление глобалистики в качестве междисциплинарной области научного знания, образуемого на “стыке” философии, естественных, технических и гуманитарных наук.

Особый интерес для нас также представляет, вышедшая в 2004 году книга ”Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире”[3]. Данная работа является результатом трехлетнего исследования глобализации культуры в десяти странах, проходившего под патронажем Бостонского университета. Работа велась под руководством таких маститых ученых как социолог Питера Бергера и политолог Сэмюэля Хантингтона. Она представляет собой сборник статей, посвященных протеканию глобализационных процессов в 10 странах мира и влиянию, которые эти процессы оказывают на местные культуры. Интересно, что каждая культура описана тем ученым, который принадлежит к описываемой культуре. Во вступительной статье Бергер говорит, о возникновении глобальной культуры, которая по своему характеру является американской. В качестве основных движущих сил культурной глобализации он выделяет: язык, деловые элиты, "клуб интеллектуалов", общественные движения и массовую культуру.
Принятие или неприятие каких-либо ценностей, норм поведения и т.д. этими движущими силами является основным условием проникновения глобализационных влияний в ту или иную страну. Другими словами, анализ влияния этих четырех движущих сил глобализации, Бергер считает базовым, для того чтобы составить отчетливое представление о протекании глобализационных процессов в различных странах.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что глобализация относится к тем процессам, благодаря которым люди всего мира оказываются членами единого мирового общества и должна рассматриваться как многомерный процесс, который одновременно происходит почти во всех сферах существования, начиная с экономики, финансов, рынков, технологий, коммуникаций и политики и кончая культурой и идентичностью.
^

Глава 2
Методика исследования


При написании данной работы были применены следующие методы:

  • общенаучные методы:

  • индукция: переход от единичных фактов к общим выводам;

  • дедукция: систематизация накопленного материала, выведение из него определённых выводов, утверждений;

  • анализ и синтез: разложение целого на составные части и воссозжание целого из частей;

  • аналогия: установление сходства между нетождественными объектами путём выявления их различий;

2) специальные методы:

  • генетический: рассмотрение какого-либо феномена с точки зрения его возникновения и развития;

  • структурный: характеристика отдельных компонентов глобализации

  • системный: выявление целостности феномена глобализации, который состоит из некоторого количества взаимосвязанных элементов, частей.

В методологическом плане работа основана на принципах:

1) объективности - единство и взаимосвязь использованных методов;

2) последовательность рассмотрения проблемы;

3) комплексного подхода - всестороннее изучение и анализ объекта исследования.

Актуальным для данного исследования также будет использование компаративного или сравнительного метода. Посредством данного метода можно рассмотреть появление и понимание глобализации в западных и незападных странах, определить общие черты, выявить различия. Данный метод способствует более глубокому и широкому пониманию и исследованию поставленного вопроса.

Использование вышеперечисленных методов в комплексе позволяет эффективно рассмотреть сущность феномена глобализации, его генезис и особенности проявления в различных национальных культурах. При изучении поставленной проблемы разумно и целесообразно будет использовать информационные технологии, при помощи которых можно получить доступ к статистическим базам данных, последним геополитическим, культурологическим и социологическим исследованиям.

Так, определенные веб-сайты периодически публикуют аналитические статьи посвященные геополитической, экономической социологической проблематике, что помогает выяснить перспективы и логику глобализационных процессов. На основании этого которых можно сделать выводы о современных и актуальных традициях, ценностях, нормах культурной жизни, спрогнозировать развитие тех или иных проблем. Таким образом, информационные технологии позволяют получить доступ к последним данным по актуальными социокультурным и геополитическим вопросам, что является необходимым для адекватного анализа глобализации, ибо это живой, динамичный процесс, это та объективная реальность, в которой мы живем.

^

Глава 3
Основные результаты


Использование значительного количества литературы, а также электронных ресурсов посредством современных информационных технологий при исследовании феномена глобализации позволяет нам сделать следующие выводы.

На наш взгляд, одним из наиболее сложных вопросов в изучении глобализации является культурный параметр исследуемого явления. Важнейшим является вопрос: как меняются парадигмы национальных культур, их конфигурации под воздействием глобализационных процессов? Несмотря на роль средств массовой коммуникации, массовой культуры и США, все-таки следует сказать, что глобализация является слишком сложным и многогранным явлением, чтобы сводить суть ее культурного аспекта к распространению и доминированию западных культурных моделей, к засилью американской массовой культуры. Кроме того, отождествление подобного рода было бы примитивным упрощением по отношению к такому уникальному феномену человеческого духа как культура, к этой целостной сложноорганизованной системе. Именно культура и традиция, как квинтэссенция всего самого важного, ценного и актуального в данной культуре, определяют уникальность той или иной нации, придают индивидуальность ее социальному, политическому и экономическому облику. Глобализация, прежде всего, предлагает отличные от традиционных способы видения человеком мира и себя в этом мире, она изменяет варианты его личного чувства соотнесенности с различными общностями, т.е. его идентичности (этнические, национальные, религиозные).

Культура существует, и всегда существовала в неразрывном единстве универсального и уникального, общечеловеческого и национального. Каждой культуре свойственно свое соотношение глобальности и локальности, всеобщности и индивидуальности. Во многом это и выражает особый характер той или иной культуры, степень ее самобытности. Практически не существует культур, которые бы развивались изолировано, не взаимодействуя с другими культурами. Обзор истории культуры, начиная с древних времен, свидетельствует о том, что во все времена существовали такие явления культурной динамики как культурная диффузия, диалог и экспансия культур. Возникали самые различные формы их взаимодействия: от полного уничтожения и насаждения собственной культуры на завоеванных территориях до культурного диалога в государствах с высокой степенью толерантности. Подобно тому, как личность познает и обретает себя лишь в соотношении с Другим, культуры также могут оформляться только в диалоге. Более того, было замечено, что расцвет культуры во многом связан именно с полиэтничностью и мультикультурализмом и, что чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем духовно богаче она становится, тем выше поднимается в своем собственном развитии.

Что же происходит с локальными куль культурами в эпоху многоаспектной глобализации? Достижения информационных технологий и коммуникаций делает мир более открытым и прозрачным. Действительно, контакты между странами расширяются, а культуры становятся более доступными друг для друга, увеличиваются возможности межкультурного диалога. Но в настоящее время мы становимся свидетелями, что гораздо чаще вместо расширения этого диалога приходит процесс культурного монолога одной единственной западной культуры, а вместо увеличения разнообразия культурный ландшафт стремится к все большему однообразию и унификации. Главная причина заключается в том, что западная либеральная культура проникает в сознание людей мира не через поучения и убеждение как любая национальная, а путем соблазнов. Каждый ее артефакт по большому счету становится товаром яркой упаковке, который продавец стремится продать с наибольшей прибылью и поэтому делает все возможное для успеха торговли. И хотя США сейчас обладают невероятным политическим и экономическим могуществом, справедливости ради следует отметить, что они не навязывают свою культуру насильно. Скорее это соблазн (а массовая культура – это всегда соблазн; люди хотят, чтобы их отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл), перед которым национальным культурам бывает сложно устоять. Кроме этого, привлекательность глобальной культуры заключается в том, что она позволяет освободить индивида от оков традиции и сообщества.

Эти процессы представляют опасность, потому что подобно диалогу между людьми, диалог между культурами имеет смысл только в одном случае: если каждый участник обладает своей оригинальностью, своим лицом. Самобытность культуры - это ее неотъемлемое право заявлять о своих ценностях, отстаивать свои духовные приоритеты. Эти ценности и приоритеты выработаны веками, отражают многообразие исторического опыта, все самое важное, что накоплено нацией за время ее исторического развития. Так вот глобализация стремится к стиранию того индивидуального, того глубокого и сокровенного, что есть в этих культурах и заменить их на профанное, массовое, броское. Происходит это прежде всего, как мы упоминали прежде, через механизмы однообразия массовой культуры.

Заключение


Как известно, одним из наиболее трудоемких процессов в научно-исследовательской работе всегда был поиск необходимой информации. Однако с развитием информационных технологий и в особенности Интернета для ученого появились беспрецедентные возможности. Сотни тысяч книг, учебных пособий, монографий и статей находятся в сети Интернет в электронном варианте. Вместо того, чтобы тратить время на поиск нужной информации, он может целиком посвятить себя ее глубокому изучению.

Такое решение в полной мере касается и исследования феномена глобализации. Процесс глобализации проявляется в различных сферах, однако именно глобализация в сфере культуры вызывает самые серьезные опасения и конфликты. Мы можем говорить о возникновении глобальной культуры, которая распространяется благодаря процессам глобализации. Особую роль в этом процессе играет феномен массовой культуры. И хотя глобальная культура имеет различные каналы и способы проникновения в локальные культуры, культурная унификация миллионов людей планеты осуществляется, прежде всего, через механизм однообразия массовой культуры. Этому способствует невероятное развитие средств массовой коммуникации и Интернета в конце ХХ века. Качественное отличие современной глобализации заключается в том что она разворачивается на основе информационной технологии, образующей мировое информационное пространство.

На данном этапе информационные технологии играют важную роль в изучении глобализации, так как они позволяют не только получить быстрый доступ к необходимым информационным источникам, но и рассмотреть современный облик мира и граждан этого нового мира в среде виртуального пространства, оценить роль IT в распространении глобализации.
^

библиографический список


  1. Азроянц, Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию: современные тенденции мирового развития и полит. амбиции / Азроянц Э.А. М., 2002

  2. ^ Белинская, Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности / Е. П. Белинская // Флогистон [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(1).doc — Дата доступа: 05.11.2012.

  3. Бергер, П., Хантингтон, С. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире под ред. Бергер, П., Хантингтон С. / П. Бергер, С.Хантингтон. М., 2004

  4. Емелин, В. Глобальная сеть и киберкультура / В. Емелин // Geocities [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.geocities.com/emelin_vadim/cyberculture.htm . — Дата доступа: 15.05.2012.

  5. Мартин, У. Дж. Информационное общество / У. Дж. Мартин // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник. М., 1990, № 3. — С. 115—123.

  6. Уткин, А. И. Глобализация: процесс и осмысление. / А.И.Уткин. М., 2001.

  7. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантигтон. М., 2004

  8. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. / А.Н.Чумаков. М.,2010

  9. Artistic Freedom // aclufl.org [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.aclufl.org/take_action/download_resourses/info_papers/14.cfm — Date of access: 09.11.2011.

  10. Freedom of Expression in the Arts and Entertainment // aclufl.org [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.aclufl.org/free-speech/freedom-expression-arts-and-entertainment — Date of access: 09.11.2011.
^

Приложения

Приложение А

Предметный указатель


А

А 1, 16

Американская культура 10

Артефакт 4

Б

Б 17

И

Интернет 3

Информационные технологии 1, 3, 4, 10, 12, 14

ИТ 3

К

Концепт 11

Культура 4, 21

М

М 1

Мартин 15

Мультикультурализм 4, 12

С

С 1

Система 21

Соединенные Штаты Америки 11

США 3, 17
^

Приложение Б

Интернет-ресурсы в предметной области исследования


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F




Рисунок Б.1 – Принтскрин добавленного раздела в статью « Гендерные исследования» на странице в Википедии

  1. http://cnsnews.com – новостной электронный портал, который содержит самые последние новости.

  2. http://culturolog.ru – электронный ресурс, на котором находятся современные и актуальные исследования отечественных и зарубежных культурологов, антропологов.

  3. http://evrazia.org/ - информационно-аналитический портал "ЕВРАЗИЯ.org"

  4. http://www.gumer.info – известная электронная библиотека, которая содержит огромный тематический каталог как художественной, так и научно-популярной литературы. На данном ресурсе размещены многочисленные культурологические и антропологические исследования, в том числе посвященные проблемам глобалистики.

  5. http://konservatizm.org/ - центр консервативных исследований

  6. http://www.mediaedu.ru/index.php Данный сайт посвящен современным информационным технологиям обучения.

  7. http://www.twirpx.com – электронная библиотека, которая содержит огромное количество редких изданий книг, которые сложно найти в свободном доступе.

  8. http://wikipedia.com - электронная энциклопедия Википедия
^

Приложение В

Действующий в WWW личный сайт (гиперссылка) и printScreen главной страницы


http://vgeeck.narod2.ru/





Рисунок В.1 – Принтскрин главной страницы личного сайта


Рисунок В.1 – Принтскрин главной страницы личного сайта

^

Приложение Г

Граф научных интересов


Магистранта Курейчика О.И. гуманитарного факультета

Специальность «Культурология»



Смежные специальности

07.00.07 – этнография, этнология и антропология

  1. Общетеоретические проблемы этнографии, этнологии и антропологии. Историография науки, направления и школы.

  2. Этногенез и этническая история, современные этносоциальные процессы.

  3. История материальной культуры (народное зодчество и организация жилой среды, традиционный костюм, традиции народной кулинарии).

  4. Традиционные и современные формы семьи и семейных отношений.

  5. История и культура этнических групп Беларуси, межэтнические отношения и контакты.

  6. Этноконфессиональная история и современные межконфессиональные отношения.

  7. Этническая антропология в контексте этногенеза белорусов.

  8. Методы, методики и техника этнологических исследований.

^ 17.00.09 – теория и история искусства

  1. Искусство как социальное явление.

  2. Искусство как художественно-творческая деятельность.

  3. Генезис и эволюция искусства.

  4. Гносеология искусства.

  5. Аксиология искусства.

  6. Универсалии в искусстве.

  7. Классификация искусства.

  8. Массовое и популярное искусство.

  9. Искусство и религия.

  10. Искусство и идеология.




Основная специальность



^ 24.00.01 – теория и история культуры

  1. Культура как целостная система.

  2. Социокультурные аспекты процессов глобализации и регионализации.

  3. Динамика ценностного содержания культуры.

  4. Традиционные и современные формы трансляции культурно-цивилизационного опыта.

  5. Проблема типообразующих признаков культуры.

  6. Инновационные процессы в культуре; мультикультурная ситуация в современной культуре; мультикультурность и мультикультурализм.

  7. Закономерности и особенности мирового, регионального и локального в культурно-цивилизационном процессе.

  8. Взаимодействие культурных традиций и закономерности кросс-культурного процесса; взаимосвязь культуры и цивилизации.

  9. Формирование, становление и развитие культурологических концепций.

  10. Миф в культуре; его эволюционные формы: современное мифотворчество в культуре.



Сопутствующая специальность

^ 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

  1. Музей в системе современных социокультурных коммуникаций.

  2. Информационные ресурсы музея как комплексная проблема (формирование, использование, управление).

  3. Международное сотрудничество в сфере музейной деятельности. Проблема реституции.

  4. Менеджмент музейного дела (маркетинг, реклама).

  5. Музей как социокультурный институт.

  6. Культурное пространство музея.

  7. Социокультурная направленность в деятельности музеев (морально-правовые, инновационные, информационно-коммуникационные и другие аспекты).

  8. Формирование и развитие культуры личности средствами музейной деятельности.

  9. Музеефикация (консервация, реставрация) объектов историко-культурного наследия.

  10. Государственная политика в области музейного дела и охраны историко-культурного наследия.

  11. Комплексные проблемы охраны историко-культурного наследия: теоретические и практические аспекты.

  12. Музей в системе культуры: эволюция, тенденции, перспективы.

  13. Теория и практика музееведения: фондовая, экспозиционная, научно-исследовательская, культурно-образовательная деятельность.

  14. Формирование и эволюции музееведческих идей и концепций, современные направления развития музееведения.

(упразднено ВАК, добавлено авт.)

^

Приложение Д

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий


Вопрос 1



При помощи чего в Microsoft Word создается автоматическое оглавление:





нумерации

стилей

шрифта

курсива

абзацев






Вопрос 2



HTML-тег устанавливающий жирное начертание шрифта:








^










Приложение Е

Презентация магистерской диссертации


http://vgeeck.narod2.ru/Prezentatsiya/Prezentacciya.zip