velikol.ru
1

Программа "Истоки"

Цели программы

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Тульского края, России.

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

^ Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

^ Поставленной цели в работе можно достигнуть через решение ряда задач:

1) анкетирование родителей и составления с ними договоров (на основании Декларации ООН 1981 года).

2) духовного просвещения семьи,

3) диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях,

4) установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),

5) этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,

6) чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.

^ Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Изложение материала рассчитано на четыре года. В первый и второй год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. В третий - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Четвёртый год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

3. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

^ Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

· наблюдений;

· показа сказок (педагогом, детьми);

· рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

· проведения дидактических игр;

· моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

· чтения литературных произведений педагогам;

· чтения стихотворений детьми, учителем;

· бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;

· ответов на вопросы учителя, детей;

· сообщения дополнительного материала воспитателем;

· загадывания загадок;

· бесед по наглядному материалу;

· рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

· разбора житейских ситуаций;

· проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

· чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

· организовывать продуктивную деятельность;

· провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

· приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

· оформить коллекцию семян для занятия;

· сшить кукол к сказкам;

· организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

· провести экскурсии различной направленности;

· организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

· изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

^ Формы работы с детьми.

· Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

· Проведение совместных праздников.

· Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

· Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

· Детская благотворительность.

· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

· Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

· Творческие вечера.

· Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

^ Формы работы с родителями:

· родительские собрания на духовно-нравственные темы;

· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

· вечера вопросов и ответов;

· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);

· анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

· индивидуальные консультации специалистов;

· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

· экскурсии;

· визиты домой;

· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

· помощь родителей школе

Учебно-тематический план

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крест»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - вес на»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».

Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Псковского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки»

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).

2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.

3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.

5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.