velikol.ru
1

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ САРАФОНОВСКОЙ СОШ

1.Пояснительная записка

Отдельную часть учебного плана основной образовательной программы составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребенку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале - и вывести на те самые, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию;

Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия, обеспечивающие развитию школьников.

 В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

  • спортивно-оздоровительное,

  • художественно-эстетическое,

  • научно-познавательное,

  • гражданско-патриотическое,

  • социально-значимое


по видам деятельности:

  • игровая, познавательная,

  • проблемно-ценностное общение,

  • досугово-развлекательная,

  • художественное творчество,

  • социальное творчество,

  • трудовая деятельность,

  • спортивно-оздоровительная,

  • туристско-краеведческая деятельность.



Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

^ 2. Цель внеурочной деятельности : создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

^ Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

  • создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

  • обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

  • формировать общую культуру обучающихся;

  • воспитать у обучающихся гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любвь к Родине, природе, семье.

  • Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно- методическую и материально- техническую базу, информационные ресурсы , собственный методический потенциал.


^ Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.


^ Формы организации внеурочной деятельности :

    • экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования.



Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих детей, их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования

Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей), рекомендаций психологов.

Содержание образования внеурочной деятельности определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.


^ 3. Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности

 

Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.


Занятия в объединениях могут проводиться по образовательным программам одной тематической направленности; комплексным программам; программам, ориентированным на достижение результатов определённого уровня; программам по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастным образовательным программам; индивидуальным программам.

Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

Содержание, структура и оформление дополнительных образовательных программ соответствует приложению к письму Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

 

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, факультативов, дополнительного образования , группы продленного дня.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:

Познавательная, досуговая ( развлекательная), оздоровительно- спортивная, творческая.


Программа организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из


подпрограмм, в рамках которых реализуется 6 направлений деятельности:

    • научно- познавательное.

    • духовно- нравственное, патриотическое

    • спортивно- оздоровительное;

    • художественно- эстетическое;

    • проектная деятельность;

    • социальное, общественно- полезная деятельность;



1. Научно- познавательное направление


Программа учитывает возрастные психолого- педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний , способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения , стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.

^ Цель: формирование целостного отношения к знаниям , процессу познания;


Кружок « Занимательная информатика» - организуется с целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации , способах работы с ней. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой. Развитие у обучающихся навыков решения логических задач.


2. Духовно- нравственное, патриотическое направление


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации.

В связи с изменениями социально- экономических условий , в том числе и в процессе дегуманизации общества , наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско- патриотического воспитания.

Цель: формирование активной жизненной позиции , гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно- нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.

« Мы познаём мир » - занятия краеведческого кружка практической направленности, формируют активную жизненную позицию личности обучающегося, способствуют к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщают через неприходящие ценности народной культуры к духовному опыту народа.


Кружок «Школа этикета» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности . Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .


3. Спротивно- оздоровительное направление


В современном, постоянно меняющемся мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неблагоприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье человека.

Как его сохранить? Как убедить в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже – особенностью характера?

Цель: освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.


« Единоборство » - занятия спортивного кружка организуются с целью формирования мировоззрения, основу которого составляют патриотизм, нравственность, законопослушность, приверженность спортивному , здоровому образу жизни.


« Подвижные игры» - спортивный кружок организован с целью укрепление здоровья обучающихся , улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

4. Художественно- эстетическое направление


Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода , высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

Цель: развитие эмоциаонально- образного и художественно – творческого мышления , позволяющего обучающемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре , повышать чувство личной самодостаточности. Учить создавать атмосферу творческого сотрудничества.

Художественно- эстетическое направление реализуется в кружке « Детский музыкальный театр» . Цель организации данного кружка : воспитание гармоничной разносторонней личности , развитие её творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство.


5. Проектная деятельность


Проектная деятельность - направлена на развитие творческих талантов обучающихся. Проектная деятельность предназначена для работы с детьми начальной школы. Ее основой является идея последовательного саморазвития в ребенке способностей к творческому мышлению при наличии определенных условий, способствующих этому развитию.

Цель проектной деятельности – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний , освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров.

«Проектная деятельность по изучению природы родного края» - факультатив направлен на овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Проектная деятельность при изучении курса в начальной школе имеет отличительные особенности:

во-первых, она имеет краеведческую направленность;

во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года;

в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов, подготовка презентаций, работа в интернете, наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.


6. Социальное направление. Общественно- полезная деятельность.


Основным содержанием направления является перевод ребёнка , подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей , вырабатывать собственное понимание и цели. Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении , совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

^ Цель: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности.

Социальное направление в программе осуществляется через организацию работы кружка « Умелые руки». Его работа направлена на воспитание творческой , активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желанию трудиться.

Курс « Мир профессий» развивает познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.


^ Учебный план внеурочной деятельности

МОУ Сарафоновской СОШ

Кол-во часов в неделю

Направления/ классы

I

II

III

IY

Итого

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Спортивно- оздоровительное

2

2

2

2

8

Художественно- эстетическое

2

2

2

2

8

Духовно- нравственное, патриотическое


2

2

2

2

8

Научно- познавательное

1

1

1

1

4

Социальное. Общественно- полезная деятельность.

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Итого в год

330

340

340

340

1350

^ Планируемые результаты:

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:

1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний ( об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.) , понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3 уровень – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

При организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ Сарафоновская СОШ использует возможности образовательного учреждения в связи с удаленностью от районного центра.


Нормативно- правовое обеспечение внеурочной деятельности

  1. Закон « Об образовании» Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный стандарт общего образования ( начальное общее образование)

  3. Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников

( проект)

  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся ( начальное общее образование)

  2. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации , реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ( гигиенические требования)

  4. Потребности семьи , общества и государства в начальном образовании.

  5. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора( рекомендации)

  6. Федеральный закон № 309-ФЗ от 01.12.2007 г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования « , от 06.10.2009, № 373.