velikol.ru
1


московский авиационный институт

(государственный технический университет)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

__________________________

« »______________200__г.


ПРОГРАММА


дисциплины экономика авиационно-космической промышленности

для специальностей (специализаций) 080502


программа составлена проф. каф. 506, д.э.н. В.В. Клочковым

______________________


программа одобрена:


Заведующий выпускающей кафедрой

профессор, д.э.н. В.Д. Калачанов


Заведующий обеспечивающей кафедрой

профессор, д.э.н. В.Д. Калачанов


Москва, 2009 г.

раздел 1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель – системное изучение экономики авиационно-космической промышленности в рыночных условиях.


Задачи дисциплины: дать студентам знания современных экономических моделей предприятий авиационно-космической промышленности и отраслевых рынков; умения применять изученный методологический аппарат для прогнозирования перспектив развития отрасли и экономического обоснования требований к перспективной продукции.


В результате изучения курса, студент должен:

- иметь представление о текущем экономическом положении авиационно-космической промышленности в России и за рубежом; о комплексе экономических, технологических, социальных, политических факторов, определяющих перспективы развития отрасли.

- знать факторы формирования спроса на продукцию отрасли; основные отраслевые особенности структуры и поведения затрат предприятий, факторы риска развития предприятий авиационно-космической промышленности; отраслевую специфику структуры рынков и рыночной конкуренции.

- уметь прогнозировать с использованием современных моделей экономические перспективы развития авиационно-космической промышленности в рыночных условиях; формировать экономически обоснованные требования к перспективной наукоемкой продукции отрасли.


^ Раздел 2. Содержание дисциплины

(28 часов лекций, 16 часов СРС)


Тема 1. Авиационно-космическая промышленность: предприятия и рынки

(лекции – 4 ч., СРС – 2 ч.)

Жизненный цикл авиационной и космической техники [10, 14]. Подотрасли и сегменты рынка продукции авиационно-космической промышленности. Авиационно-космическая промышленность в рыночной экономике: основные рынки и взаимодействующие на них предприятия [1, 3, 7, 10, 14].

Основные предприятия отрасли в России и за рубежом, их размещение. Текущие и перспективные производственные программы [1, 2, 15, 35, 36, 41].


Тема 2. Производственно-экономические показатели российской и зарубежной авиационно-космической промышленности

(лекции – 2 ч., СРС – 1 ч.)

Натуральные и стоимостные показатели выпуска продукции российских и зарубежных предприятий [5, 7, 15, 28, 36, 41].

Составляющие потенциала предприятий авиационно-космической промышленности. Основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы. Состояние производственного и кадрового потенциала российской и зарубежной авиационно-космической промышленности [2, 5, 15, 28, 41].

Относительные показатели эффективности работы авиационно-космической промышленности России и зарубежных стран [8, 28].


Тема 3. Экономические особенности авиационно-космического машиностроения как отрасли промышленности

(лекции – 2 ч., СРС – 2 ч.)

Стоимость жизненного цикла авиационной и космической техники и ее специфика. Составляющие себестоимости разработки и производства наукоемкой продукции. Структура себестоимости авиационно-космической техники и ее специфика [3, 7, 10, 33].

Специфика поведения переменных затрат в авиационно-космическом машиностроении, эффекты обучения и забывания [29, 31]. Зависимость затрат и прибыли авиастроительных предприятий от текущего и накопленного выпуска, проблемы обеспечения массового выпуска продукции [7, 24].


Тема 4. Совокупный спрос на авиатехнику: прогнозирование и управление

(лекции – 4 ч., СРС – 2 ч.)

Прогнозирование совокупного спроса на гражданские воздушные суда, модель баланса провозных мощностей [25, 27]. Анализ емкости российского и мирового рынков гражданской авиатехники [7, 15]. Связь изменчивости объема авиаперевозок и спроса на воздушные суда; проблемы стабилизации экономического положения авиастроительных предприятий [25].

Моральное устаревание авиатехники и его влияние на выпуск авиационной промышленности. Экономические факторы морального устаревания и смены поколений авиатехники [10, 22, 26]. Тренды технологического развития, S-образные кривые.

Инструменты стимулирования обновления парка авиатехники [22, 23, 25].


Тема 5. Прогнозирование спроса на конкурентных рынках авиатехники. Маркетинг в авиационно-космической промышленности

(лекции – 4 ч., СРС – 2 ч.)

Прогнозирование доли рынка, занимаемой предприятием [8, 20, 30, 31, 32]. Конкурентоспособность, экономическая эффективность и качество продукции [8]. Критерии экономической эффективности изделий и систем [8, 10, 16, 33]. Сравнение конкурентоспособности продукции отечественной и зарубежной авиапромышленности [4, 5, 7, 8, 16]. Влияние государственной промышленной политики на конкурентоспособность продукции авиационно-космического машиностроения [5, 8, 18, 30, 32].

Проблемы стратегического позиционирования национальной авиационно-космической промышленности. Организация маркетинга и управления спросом в авиационно-космической промышленности [7, 8, 20]. Экономическая эффективность маркетинговых информационных технологий [24].


Тема 6. Экономические проблемы организации инновационной деятельности в авиационно-космической промышленности

(лекции – 2 ч., СРС – 1 ч.)

Прогнозирование экономической эффективности перспективных технологий и конструкторских решений в авиации и космонавтике [1, 3, 5, 7, 10, 14, 22].

Временные аспекты конкуренции на рынках авиационной и космической техники. Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки и применения CALS-технологий на предпроизводственных стадиях ЖЦИ.

Экономические проблемы организации НИОКР в авиационно-космической промышленности. Управление рисками реализации инновационных проектов в отрасли.


Тема 7. Рынки послепродажного обслуживания авиатехники

(лекции – 4 ч., СРС – 3 ч.)

Виды технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиатехники [4, 14]. Затраты на поддержание готовности парка авиатехники и методы их сокращения [4, 8, 13]. Рынки услуг по поддержанию готовности парка авиатехники [8]. Проблемы оптимизации уровня и размещения авиаремонтных мощностей [8].

Управление запасами и поставками запчастей к авиатехнике, логистические затраты [8]. Экономическая эффективность интегрированной логистической поддержки (ИЛП) эксплуатации и ремонта авиатехники [7, 8].

Рынки модернизации авиатехники, прогнозирование их натуральной и стоимостной емкости [17]. Рынки конвертации и ремоторизации гражданских воздушных судов.


Тема 8. Реализация продукции авиационной промышленности

(лекции – 2 ч., СРС – 1 ч.)

Лизинг авиатехники. Операционный и финансовый лизинг. Принципы расчета лизинговых ставок. Условия реализуемости лизинговых схем [5, 7, 9].

Виды контрактов на ТОиР (с фиксированной ценой труда и материалов, с фиксированной ставкой за летный час), их преимущества и недостатки. [8, 21].


Тема 9. Организационная структура авиационно-космической промышленности

(лекции – 4 ч., СРС – 2 ч.)

Организационная структура авиационно-космической промышленности в России и за рубежом [2, 5]. Зависимость себестоимости продукции и рисков развития предприятий от организационной структуры отрасли [8, 12, 19]. Прогнозирование экономической эффективности реструктуризации авиационно-космической промышленности [8, 19].


раздел 3. методическое обеспечение дисциплины


3.1. рекомендуемая литература

а) Основная литература

Монографии и учебники

  1. Авиастроение: летательные аппараты, двигатели, системы, технологии / под ред. А.Г. Братухина. М.: Машиностроение, 2000 – 536с.

  2. Бодрунов С.Д., Ковальков Ю.А. Экономика и организация авиастроения в России / СПб.: 2001. – 293с.

  3. Геворкян А.М., Минаев Э.С., Карасева А.А., и др. Экономика и организация производства летательных аппаратов / М.: Машиностроение, 1995 – 168c.

  4. Далецкий С.В, Деркач О.Я., Петров А.Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации / М.: Воздушный транспорт, 2002 – 216с.

  5. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / рук. авт. колл.: В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004 – 880с.

  6. Калачанов В.Д., Турищева М.А. Организация производства наукоемкой продукции / М.: изд-во Росавиакосмоса, 2004 – 255с.

  7. Климов В., Павлов Ал., Павлов Ан., Гайсин Ф. Авиационный бизнес / М.: Московский рабочий, 2002 – 208с.

  8. Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей / М.: Экономика и финансы, 2006 – 464с.

  9. Русол В.В. Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации / М.: АО “ЭКОС”, 1998 – 100 с.

  10. Саркисян С.А, Старик Д.Э. Экономика авиационной промышленности / М.: Высшая школа, 1985 – 320с.

  11. Старик Д.Э. Экономика авиастроительного предприятия / М: Доброе слово, 2005 – 235с.

  12. Фалько С.Г. Экономика предприятия / М.: Дрофа, 2003 – 368с.

  13. Экономико-математический энциклопедический словарь / М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003 – 688с.

  14. Энциклопедия “Авиация” / М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994 – 736с.


б) Дополнительная литература

Статьи в научных журналах

  1. Калачанов В.Д., Джамай Е.В., Филатов М.В., Шапиро Б.М. Экономический анализ производства и испытаний гражданской авиационной техники // Авиакосмическая техника и технология, № 1, 2001, с 45-53.

  2. Клочков В.В. Критерии конкурентоспособности продукции авиационного двигателестроения // Полет, № 12, 2005, с. 54-60.

  3. Клочков В.В. Модели рынков услуг и работ по модернизации авиатехники // Технология машиностроения, № 7, 2008, с. 67-71.

  4. Клочков В.В. Организационно-экономические аспекты государственного регулирования развития российского авиационного двигателестроения // Авиакосмическая техника и технология, № 3, 2005, с. 53-62.

  5. Клочков В.В. Оценка экономической эффективности интеграции авиационного двигателестроения // Полет, № 7, 2006, с. 28-33.

  6. Клочков В.В. Прогнозирование спроса на продукцию авиационной промышленности в современных условиях // Проблемы прогнозирования, № 1, 2006, с. 71-86.

  7. Клочков В.В., Бабкин Н.В. Современные методы реализации продукции авиационного двигателестроения // Полет, № 10, 2005, с. 42-47.

  8. Клочков В.В., Гусманов Т.М. Проблемы прогнозирования спроса на перспективные гражданские самолеты российского производства // Проблемы прогнозирования, № 2, 2007, с. 16-31.

  9. Клочков В.В., Гусманов Т.М. Экологические стандарты как инструмент стимулирования спроса на продукцию авиационной промышленности // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2007, с. 39-45.

  10. Клочков В.В., Гусманов Т.М. Маркетинговые информационные технологии в авиастроении // Маркетинг в России и за рубежом, № 6, 2007, с. 10-18.

  11. Клочков В.В., Гусманов Т.М. Экономические проблемы развития авиационной промышленности в условиях нестабильного спроса на авиаперевозки // Экономическая наука современной России, № 3, 2008, с. 98-109.

  12. Клочков В.В., Шкадова А.А., Ждановский А.В. Экономические аспекты морального устаревания техники // Технология машиностроения, № 11, 2008, с. 65-70.

  13. Колпаков С.К., Селиванова Н.А. Сценарные оценки загрузки отечественной авиационной промышленности заказами на магистральные пассажирские самолеты со стороны гражданской авиации России // Экономический журнал ВШЭ, №2, 2001, с. 221-237. http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/05_02_05.pdf

  14. Aircraft Engine and Engine Parts Manufacturing: 2002 / in: 2002 Economic Census. Manufacturing. Industry series. U.S. Census Bureau, 2004 – 47p. http://www.census.gov/econ/census02/data/industry/E336412.HTM

  15. Alchian, A. Reliability of Progress Curves in Airframe Production // Econometrica, vol. 31, No. 4, 1963, pp. 679-694. http://www.rand.org/pubs/research_memoranda/2005/RM260-1.pdf

  16. Baldwin, R. and Krugman, P. Industrial Policy and International Competition in Wide-bodied Jet Aircraft // in: Trade Policy and Empirical Analysis, Univ. of Chicago Press for the NBER, 1988, pp. 45-71. http://www.nber.org/chapters/c5847.pdf

  17. Benkard, C.L. A Dynamic Analysis of the Market for Wide-bodied Commercial Aircraft // Review of Economic Studies, vol. 71, No. 3, Jun., 2004, pp. 581-611. http://www.nber.org/papers/w7710.pdf

  18. Irwin, D.A. and Pavcnik, N. Airbus versus Boeing Revisited: International Competition in the Aircraft Market // Journal of International Economics, vol. 64, Issue 2, Dec., 2004, pp. 223-245. http://www.nber.org/papers/w8648.pdf

  19. Sininger W.B. Engine life cycle cost // AIAA Paper, 76-754.


Интернет-ресурсы:

  1. www.aiaa.org

  2. www.aviaport.ru

  3. www.aviation-industry.com

  4. www.ciam.ru

  5. www.gks.ru

  6. www.icao.org

  7. www.mai.ru

  8. www.minprom.gov.ru

  9. www.mintrans.ru

  10. www.nasa.org

  11. www.tsagi.ru



3.2. технические средства обучения

Класс персональных компьютеров с выходом в Интернет