velikol.ru
1 2 ... 4 5

Утверждаю: Рассмотрено:

директор МОУ Хребтовской на заседании педагогического средней общеобразовательной совета

школы №11 Протокол № ___

_____________Федорова Н.Н. «___»_________2011г.

«_____» ____________2011г

(число) (месяц)


ПРОГРАММА

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН, ПАТРИОТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ХРЕБТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11


на 2011 -2015 учебные годы


Хребтовый 2011


Паспорт программы:


^ Наименование программы:

Программа духовно-нравственного воспитания

младших школьников «Человек, гражданин, патриот»

^ Основания для разработки программы:

Программа развития воспитательной системы муниципального общеобразовательного учреждения средней Хребтовской средней общеобразовательной школы № 11 разработана в соответствии со ст.9, п.6; ст.14, п п.1-2 Закона РФ «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении РФ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2012г., Федеральной целевой программы «Дети России»

^ Заказчик программы:

Администрация МКОУ Хребтовской СОШ №11

Муниципальный заказчик-координатор

Управление образования администрации Богучанского района Красноярского края

^ Разработчик и исполнитель программы:

Администрация МКОУ Хребтовской СОШ №11, педагогический коллектив, родительская общественность

^ Основная цель программы:

Создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Задачи:

принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей

осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

приобщение к опыту созидательной деятельности, включение воспитанников в разностороннюю деятельность на благо родной школы, города, края;

формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей.

^ Принципы программы

- принцип ценностно - смыслового равенства ребенка и

взрослого

- принцип гуманистической направленности

- принцип природосообразности

- принцип культуросообразности

- принцип творческого начала

- принцип индивидуально- личностной ориентации и

дифференциации

- принцип открытости системы воспитания

- принцип целостности

- принцип социализации

- принцип социальной востребованности воспитания

- принцип социальной поддержки педагога

- принцип нравственного примера педагога

^ Сроки реализации программы:

2011 год – 1 этап;

2012 по 2013 г. – 2 этап;

2013 г. – 2015 г. - 3 этап.

Исполнители основных мероприятий:

педагогический коллектив МКОУ Хребтовская СОШ №11

учреждения дополнительного образования

родительская общественность

^ Ожидаемые результаты реализации программы:

снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодежи

формирование единого воспитательного пространства школы.

сохранение патриотического и культурного наследия;

возрождение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.

^ Система организации контроля за исполнением программы:

Предоставление отчетов основных исполнителей.

Целевые индикаторы и показатели программы

1.Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

2.Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

3.Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

4.Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.


^ Пояснительная записка


Раздел I. Актуальность проблемы


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в потоке информации, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют Интернет, телевидение, компьютерные игры, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания, и особенно младших школьников.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Содержательность и осознанность нравственного "образа Я" у ребят 2-4 классов в их высказываниях-самоопределениях ("хороший – не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 3% младших школьников, а на литературных героев – 2% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Большинство детей не видят себя в рабочих профессиях, всех манит город, почти никто не хочет возвращаться в сельскую местность. Только у 5% детей образы их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. всего 2% детей. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.


^ Раздел II. Нормативно – правовые документы


Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-Закон РФ «Об образовании» ст.9, п.6; ст.14, п п.1-2;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования;

-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

-Типовое положение об общеоб­разовательном учреждении РФ;

-Концепцией модернизации российского образования на период до 2012г;

-Федеральная целевая программа «Дети России»;

-Устав МКОУ Хребтовской СОШ №11;

-Конвенция ООН о правах ребенка;

-Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);

-Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»


^ Основная цель программы: Создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.


^ Задачи программы:


В области формирования личностной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого

потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально

ориентированной деятельности на основе нравственных установок и

моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и

универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных

отечественных традициях, внутренней установке личности школьника

поступать согласно своей совести;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –

способности младшего школьника формулировать собственные

нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,

требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную

оценку своим и чужим поступкам;

-формирование нравственного смысла учения;

-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости

определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе

представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у

младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения

и жизненного оптимизма;

-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и

этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою

нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным

намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,

совершаемом на основе морального выбора, к принятию ответственности за

их результаты;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,

целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни,

формирования умения противостоять в пределах своих возможностей

действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и

нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


^ В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих

проблем;

-укрепление доверия к другим людям;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

сопереживания другим людям;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным

российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным

убеждениям;

-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к

культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов

России.


^ В области формирования семейной культуры:

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-формирование у младшего школьника уважительного отношения к

родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими

традициями российской семьи.


^ Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

-создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих

обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

-формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,

внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-

культурную, этническую и региональную специфику;

-формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.



следующая страница >>