velikol.ru
1

Программа курса информатики для VIII—IX классов
общеобразовательной школы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне тре­бований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образо­вания по информатике. Курс рассчитан на изучение в 8—9 классах обще­образовательной школы. Его содержание соответствует общему уровню раз­вития и подготовки учащихся данного возраста. В настоящей программе предлагает­ся вариант планирования учебного времени 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика»:

  1. Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

  2. Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.

  3. Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования новейших информационных технологий.

  4. Основная задача курса по предмету «Информатика» - развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету предусмотрена промежуточная аттестация и итоговая аттестация.


Формы промежуточной аттестации:

  • Тематические зачеты;

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

Итоговая аттестация у учащихся проводится в форме:

  • итогового тестирования;


На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.


^ Содержание обучения

  1. Введение в предмет (1 час)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содер­жание базового курса.

  1. ^ Человек и информация (7 час)

Информация и ее виды. Действия с информацией. Информацион­ные процессы.

Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации.

История информатики. История чисел и систем счисления. Пози­ционные системы счисления.

Учащиеся должны знать:

  • определение информации в соответствии с содержательным под­ ходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации, что та­кое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит;

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

  • в каких единицах измеряется скорость передачи информации;

  • что такое система счисления, в чем различие между позиционны­ми и непозиционными СС;

  • основные этапы в истории развития средств хранения, передачи и обработки информации до изобретения ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источ­ник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сооб­щений;

  • приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использо­вании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);

  • рассчитывать скорость передачи информации по объему и време­ни передачи;

  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в дру­гие системы и обратно;

  • выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами.

  1. Архитектура компьютера. Программное обеспечение (9 час)

Архитектура ЭВМ. Основные ус­тройства ЭВМ. Правила техники безопасности. Освоение клавиатуры в наборе слов и предложений.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьюте­ра. Файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операцион­ные системы. Основные функции ОС: организация диалога с пользова­телем, работа с файлами, управление устройствами.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и инфор­мационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов;

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), поня­тие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода-вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • вставлять дискеты и диски в накопители;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, об­ращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папка­ми): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.

  1. Текстовая информация и компьютер. Текстовой процессор (9 час)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и принципы работы с ними.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редакти­рование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер. Графические редакторы (7 час)

Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения. Графические редакторы и методы работы с ними. Технология мультимедия.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редакто­ра: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, па­литры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графичес­ких редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать.

  • создавать презентации, использовать звуковое сопровождение


6. Информация и управление. Алгоритмы. Введение в программирование (25 час)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства.

Графический учебный исполнитель: система команд исполни­теля, среда исполнителя.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, алгоритмический язык —АЯ). Линейные, ветвя­щиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Алгоритмы работы с величинами: понятие типов данных в АЯ, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Введение в программирование на ЯПВУ.

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью, назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • назначение языков программирования;

  • в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования.
    Учащиеся должны уметь:

  • определять механизм прямой и обратной связи при анализе простых ситуаций управления;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учеб­
    ных исполнителей;

  • выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня.

^ 7. Информационные технологии и общество (8 час)
Представление чисел и систем счисления. Перевод чисел. Арифметические операции.

История развития ЭВМ.

Учащиеся должны знать:

  • история развития систем счисления, алфавит систем счисления;

  • переводы чисел между десятичной, двоичной и восьмеричной системами счисления;

  • правила арифметических операций в системах счисления;

  • основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения
    ЭВМ и информационных технологий.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить целые положительные числа во внутреннее машинное представление и обратно;

  • выполнять арифметические операции с целыми положительными числами .

^ 8. Передача информации в компьютерных сетях. Язык разметки гипертекста (7 час)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы дан­ных и пр. Интернет. WWW — Всемирная паутина.

Структура HTML-документа. Создание HTML-документа в текстовом редакторе. Блокнот.

^ Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распре­деленных баз данных и др;

  • что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;

  • основные тэги для создания HTML-документа.



Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • создавать HTML-страницу, устанавливать ссылки на другие страницы.

^ 9. Введение в информационное моделирование (7 час)
Понятие модели. Модели натурные и информационные.

Виды информационных моделей. Табличная организация информации. Элементы системологии.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель, в чем разница между натурной и информационной моделью;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вер­бальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

^ 10. Базы данных (8 час)

Базы данных (БД): основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Проектирование и создание БД.

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.
    Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД.

^ 11. Табличные вычисления на компьютере (9 час)

Табличные расчеты и электронные таблицы. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу, как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.
    Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

^ Тематическое планирование

Предлагаемый тематический план учебных занятий ориентирован на преподавание курса в 8—9 классах общим объемом 102 учебных часа. В графе «Практика» указано время для практической работы на компьютере, а также время для проведения контроля знаний и умений учащихся (тесты, контрольные работы).

^ Тематическое планирование учебного времени для 8 класса, объем 34 ч
(первый год обучения)





Глава учебника

Тема

Всего

часов

Теория

Практика/ (контроль знаний)










^ Модуль 1. Человек и информация

8

7

0/ (1)







1

1. Введение в предмет. Правила ТБ.

2. Информация и знания. Информация и языки. Информационные процессы.

3. Измерение информации: алфавитный под­ход. Единицы измерения информации.

4. Предыстория информатики. История чи­сел и системы счисления

1

2


2

3

1

2


2

2








(1)










^ Модуль 2. Архитектура компьютера

9

4

4/(1)







2

1 . Архитектуре ЭВМ. Основные устройст­вами ЭВМ. Принципы организации внутрен­ней и внешней памяти компьютера. Устрой­ство ПК.

2. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы: ор­ганизация диалога с пользователем, файло­вая система, управление устройствами. Пользовательский интерфейс

3


6

3


1

1 / (0,5)


3 / (0,5)










^ Модуль 3. Текстовая информация

9

2

6/(1)







3

1. Тексты в компьютерной памяти: кодиро­вание символов, текстовые файлы.

2. Текстовые редакторы и практика работы с ними

1
8

1


1



6 / (1)










^ Модуль 4. Графическая информация

7

2

5







4

1. Компьютерная графика: области приме­нения, технические средства, принципы ко­дирования изображения.

2. Графические редакторы и практика рабо­ты с ними

1


6

1


1




5










Итоговая зачетная работа

1




—/ (1)










ИТОГО:

34

15

15/ (4)










































































































































































Глава

учебника

Тема

Всего часов

Теория

Практика/ (контроль знаний)




Вводный урок. Правила ТБ в компьютерном классе.

1

1






^ Модуль 1. Передача информации в компью­терных сетях. Язык разметки гипертекста

7

3

3/(1)

5

1. Компьютерные сети: виды, структура принципы функционирования, технические устройства.

2. Информационные услуги: электронная почта, телеконференция, Всемирная паутина (Интернет). Практика работы в Интернете.

Создание Web-страниц (основные понятия).

1


6

1

2




3 / (1)




^ Модуль 2. Информационное моделирование

7

2

4 / (1)

6

1. Понятие информационной модели, ин­формационной структуры. Табличная орга­низация информации. Логические модели.

7

2

4,5 / (0,5)




^ Модуль 3. Базы данных и СУБД

8

3

4/(1)

7

1. Базы данных (БД): основные понятия, ти­пы данных, системы управления БД и прин­ципы работы с ними. Представление о СУБД.

2. Просмотр и редактирование БД. Условия выбора информации, простые и сложные ло­гические выражения. Удаление и сортировка записей.

2


6

1


2

1


3 /(1)




^ Модуль 4. Табличные вычисления на ком­пьютере

9

4

5

8

1. Табличные расчеты и электронные табли­цы. Структура электронной таблицы. Ин­формация в ячейках таблицы: тексты, числа, формулы.

2. Абсолютная и относительная адресация, функции. Логические операции и условная функция. Сортировка таблицы.

3. Построение графиков и диаграмм с по­мощью электронных таблиц

3


5


1

2


2

1


3


1




Итоговая зачетная работа

1



— / (1)
^ Тематическое планирование учебного времен для 9 класса, объем 68 ч




^ Модуль 5. Информация и управление. Алгоритмы. Программирование.

25

9

11/(3)

9

1. Кибернетика: модели управления. Систе­мы управления с использованием компьюте­ра.

2. Понятие алгоритма и его свойства.

3. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, алгоритмический язык АЯ). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.

1


1

9

1


1

8






— / (1)

12

Введение в программирование.

14

1

11 /(2)




^ Модуль 2. Информационные технологии и общество

8

6

1/(1)

10

1. История чисел и систем счисления. Перевод смешанных чисел. Арифметические операции. Двоичная система счисления, двоичная арифметика и внутреннее представление данных.

2. История развития ЭВМ и ИКТ. Информационные ресурсы. Тестирование по теме

7


1



5


1



1/ (1)






^ Итоговое тестирование

2




/ (2)




ИТОГО:

68

31

28/(9)



ЛИТЕРАТУРА

^

Для учеников:


  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс для 8 кл. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория Базовых Знаний, 2007 г.

  2. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс для 9 кл. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория Базовых Знаний, 2006 г.



Для учителя:


  1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. — М.: Лаборатория Базовых Зна­ний, 2008 г.