velikol.ru
1

«Утверждаю».

Директор МОУ гимназия №2

_____________________ Я.М.Стулова


ПРОГРАММА по дополнительному объединению

«Декоративная работа с тканью»


«Поделки своими руками»(1-2 классы)

«Декоративная работа с тканью»(5-6,7-8 классы)


МОУ гимназия №2

г. Нелидово Тверской области

на 2009/2010 учебный год


СмирноваТ. А.,


учитель технологии

МОУ гимназия №2

г. Нелидово Тверской области


2009 год

Пояснительная записка программы

«Поделки своими руками»(1-2 класс)


Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.


Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.


В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.


Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.


В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).


^ Актуальность программы.


Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.


Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.


По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.


^ Цели и задачи программы:

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

  • Познакомить с различными видами декоративной росписи;

  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;

  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства;

  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.



^ Содержание программы «Декор».

1 класс (34 учебных часа)


В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.


^ Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.


Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.


Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.


^ Занятие 2. Виды и структура орнаментов. Аппликация из различных по фактуре материалов.


Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.


Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.


Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.


Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.


Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.


Материал: фломастеры, бумага.


^ Занятие 3. Работа с тканью.

Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.Беседа о лоскутной пластике .Виды тканей.


Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.


Материал: ткани различных текстур, клей ПВА, картон.


^ Занятие 4. Народные художественные промыслы.


Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.


Цель: знакомство с художественными промыслами России.


Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.


Материал: гуашь, бумага, кисти.


^ Занятие 5. Работа с природными материалами.


Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.


Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.


Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.


Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.


^ Тематическое планирование.




Наименование темы



Общее кол-во часов


^ В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

I.

Беседа о декоративно прикладном искусстве

1

1




II.

Работа с бумагой и картоном.

13

1

12

1.Виды и структуры орнаментов.

1

-

1

2. Аппликация по мотивам русского геометрического орнамента.

2

-

2

3.. Аппликация из растительных элементов русской народной вышивки.

2

-

2

4.Технология гофрированной бумаги

4




4

5.Объемные поделки.Оригами

4




4

III.

Работа с тканью.

4

-

4

1.Клеевая аппликация из ткани

2




2

2.Объемная аппликация из ткани

2




2

IV.

Народные художественные промыслы.

10

1

9

1.Народные промыслы.

Гжель

2




2

2.Хохлома

2




2

3.Жостово

2




2

4.Дымковская игрушка

2




2

5.Городецкая роспись

2




2

VI.

Работа с природными материалами.

6

1

5

1.Поделки из шишек

2




2

2.Поделки из фисташек

2




2

2.Поделки из круп.

2




2



^ 2 класс «Поделки своими руками»

(34 учебных часа)


Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.


^ Занятие 1. Работа с природными материалами.


Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.


Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.


Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.


Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.


^ Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.


Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.


Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.


Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.


Материал: бумага, ножницы, картон, клей.


^ Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.


Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.


Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.


Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.


Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.


^ Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.


Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.


Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором.

Познакомить с новым видом художественной деятельности.


Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.


Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.


Занятие 5. Виды и структура орнаментов. Аппликация из различных по фактуре материалов.


Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.


Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.


Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.


Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.


Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.


Материал: фломастеры, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.


^ Занятие 6.. Народные художественные промыслы.


Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.


Цель: знакомство с художественными промыслами России.


Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.


Материал: гуашь, бумага, кисти.


^ Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.


Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.


Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.


Материал: бумага, ножницы.





^ Наименование темы



Общее

кол-во часов


В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

I.

Работа с природными материалами.

6

1

5

1.Поделки из фисташек.

3




3

2.Поделки из орехов.

3




3

II.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

6

-

6

1.Филигрань.

3




3

2.Торцевание.

3




3

III.

Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

5

-

5

IV.

Украшение узором объемного предмета.

4

-

4

V.

Работа с бумагой и картоном

6

1

5

1.Виды и структуры орнаментов.

2

-

2

2. Аппликация по мотивам русского геометрического орнамента.

2

-

2

3.. Аппликация из растительных элементов русской народной вышивки.

2

-

2

VI.

Народные художественные промыслы.

4

-

4

1.Гжель

1







2.Хохлома

1







3.Дымковская игрушка

1







4.Городецкая роспись










VII.

Конструирование из бумаги. Оригами.

5

-

5



Пояснительная записка программы

«Декоративная работа с тканью»

Актуальность темы.

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности.

В старину обрамления икон вышивала хозяйка дома, невеста готовила свое приданое, мать обшивала своих детей и украшала их одежду вышивкой. Огромные картины украшали стены замков и дворцов. Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни. Оно приобрело более изощренный характер: появились картины, вышитые бисером, нитками, аппликации из ткани, ракушек и многое другое.

Новизна программы.

Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.

Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Отделку ткани выполняют различными способами: отделочными материалами, вышивкой, накладным шитьем (аппликацией) из кожи, замши, гладкокрашеной и цветной ткани. Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки".

Методологические положения.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы вышивания и декоративной работы с тканью. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Предметной областью программы является художественная и счетная вышивки, горьковский гипюр, изделия из бисера, изготовление цветов из ткани, вязание крючком.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы вышивания и декоративной работы с тканью. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Отделку ткани выполняют различными способами: отделочными материалами, вышивкой, накладным шитьем (аппликацией) из кожи, замши, гладкокрашеной и цветной ткани. Вышивка остается любимым занятием и способом творческого самовыражения для многих и в наши дни, ведь недаром вышивальщиц издавна называли умелицами, рукодельницами, феями, мастерицами "золотые руки".

^ Счетная вышивка относится к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Называется она так потому, что узор выполняется по отсчету нитей ткани. Структура лучше видна на тканях полотняного переплетения, на них легче выполнять счетные вышивки, такие как крест, двойной крест, полукрест или роспись, счетную гладь, мережки.

Дети научатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек, маленькие простые в исполнении картинки, а также более сложные и трудоемкие модели скатертей и сюжетных картин.

^ Вышивка крестиком является наиболее популярным и самым легким способом вышивания. Вышивать крестиком воспитанники научатся и по специальной ткани (канве). Вышивка по канве может использоваться при создании предметов домашнего обихода, отличающихся как привлекательным видом, так и продолжительностью службы.

Простота, минимальные требования к инструментам и не громоздкость изделий делают этот способ вышивки одним из наиболее популярных способов рукоделия, позволяя реализовать различные замыслы.

^ Простые стежки могут использоваться для создания достаточно сложных изображений. Применение нестандартных стежков может привносить в изделие неповторимый колорит с точки зрения текстуры и визуального восприятия. Фантазия простирается от изображения строгих геометрически правильных восточных узоров до флористических и неопределенных европейских и американских.

Вышивка по канве будет использована как для выполнения исторических рисунков (картин), так и современных сюжетов и моделей (изделий).

^ Полукрестик или роспись - является двухсторонним швом. Лицевые и изнаночные стежки соединены в непрерывную линию. Полукрестиком можно вышить самостоятельный узор или сделать дополнение к узору, вышитому крестиком. В отличие от крестика, вышивка полукрестиком смотрится значительно легче, ажурнее.

Мережки - узкие строчные вышивки, в которых нити ткани выдернуты лишь в одном направлении - по основе, или по утку (вдоль или поперек ткани). Нити, оставшиеся невыдернутыми, различными приемами соединяются в пучки. Между собой пучки соединяются в узоры. Воспитанники научатся декоративным мережкам, которыми будут отделывать одежду, белье, скатерти и другие предметы быта.

Различные способы изготовления цветов, не требующие освоения сложных технологий и использование ценных материалов. Цветы из ткани более долговечны, подходят для украшения одежды, головных уборов. Для изготовления пригодны все виды тканей, меха, кожи, бисера.

^ Цели программы

Основная цель программы - создание возможностей творческого развития учащихся

    Обучающие цели:

  • Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них художественной вышивки и декоративной работы с тканью.

  • Изучение истории и теории художественной и счетной вышивок, основанных на традиционных классических орнаментах.

    Развивающие цели:

  • Ориентировка в области цветоведения, композиции, графической грамоты вышивки, работе с бисером, декоративной работы с тканью, в эстетике современного интерьера.

  • Развитие художественного вкуса воспитанниц, умения видеть и понимать прекрасное.

    Воспитательные цели:

  • Воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.

  • Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

^ Задачи программы

Познавательная: развить познавательный интерес воспитанниц, включив их в деятельность по освоению техники декоративной работы.

Развивающая: развить личность воспитанниц, их активность, самостоятельность, умение общаться.

Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанниц в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.

Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, об ассортименте вышивки, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:

  • безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.

  • владение различными видами ручных швов;

  •    различение видов вышивок;

  •    выполнение различных видов счетной вышивки: "крест", "двойной крест", "полукрест", "роспись", "счетная гладь", "мережки";

  • вязание кючком;.

  • работа с бисером ;

  • изготовление цветов из ткани;

Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

^ Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вышивкой, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.

Состав группы.

1 группа: «Поделки своими руками» - девочки (5 -6 класс).

Количественный состав - 15 человек. Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 68часов.

^ 2 группа: «Декоративная работа с тканью» - девочки (7-8 класс).

Количественный состав - 15 человек.

Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 68 часов.

Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;

  • сотворчество и ответственность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • доброжелательность и достоинство;

  • природосообразность и учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.


Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;

  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи;

  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;

  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;

  • Интернет.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения воспитанницы будут

ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества;

  • историю возникновения вышивки;

  • инструменты и принадлежности;

  • основные приемы работы: запяливание ткани, закрепление рабочей нити в конце и начале работы;

  • основные приемы работы с бисером;

  • приемы декорирования ткани;

  • правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках вышивки: украшающие швы, ажурное вышивание, вышивание «крестом»;

  • грамотно и эстетично выполнять изделия из бисера;

  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;

  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

СТАНУТ:

  • способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;

  • гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

с профессиями «швея-ручница», «Вышивальщица», «Дизайнер».

«Декоративная работа с тканью»(5-6 класс)

Количественный состав - девочки (5 -6 класс),

15 человек.

Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 68 часов.

Тематический план.


№ п/п

Тема

Дата

Количество часов

теория

практика

1-2

Вводное занятие.




1

1

Раздел1. Счетные швы. (24 ч)

3-4

Инструменты и принадлежности, правила безопасной работы. Историческая справка. Виды и классификация вышивок. Подготовка к вышиванию. Простейшие вышивальные швы.




1

1

5-6

Декоративные швы.




1

1

7-8

Простые швы. Шов «вперед иголку», «за иголку», «строчевой», «стебельчатый», «петельный».




2

1

9-10

«Тамбурный», (два способа выполнения), «двойной тамбурный», «тамбурная петелька вприкреп», шов «елочка».




2

1

11-12

«Шов косичка», «козлик соединенный», бархатный», «козлик», «козлик с перевивом».




2

1

13-16

Счетные швы.




4

3

17-20

Шов «крест». Изготовление панно в технике.




4

3

21-24

Двухсторонний крест. Крест двойной или болгарский.




4

3

25-28

Изготовление салфетки.




4

4

Раздел2. Вышивка лентами.(16 ч)

29-32

Ткань-основа, шелковые нитки, иглы для лент. Техника вышивания шелковой лентой.




4

3

33-36

Основные приемы вышивания. Узелки, швы,переплетения.




4

3

37-40

Цветы из лент.




4

3

41-44

Варианты листьев.




4

3




Раздел 3.Работа с природным материалом. (13 ч)










45-46

Материалы, инструменты. Приспособления. Заготовка соломы.




2

1

47-48

Обработка соломы (разрезание на коленца, замачивание, расщепление, строгание, обрезка по линейке ножом-резаком).Отбеливание соломы. Окрашивание соломы.




2

1

49-54

Инкрустация соломкой. Наклеивание на бумагу полосок калиброванной соломки.




6

5

55-56

Зачистка и протравка. Панно, композиции Панно, композиции морилкой досок для панно (темного фона).




2

1

57

Изготовление эскиза для панно.




1

1

58

Раскрой из соломы, наклеенной на кальку, элементов панно.




1

1

59

Изготовление панно.




1

1

Раздел 4.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера.(8 ч)

60

Материалы, инструменты и приспособления. Предварительная обработка материалов




1

1

61

Обработка тканей крахмалом и желатином. Тонировка ткани. Обработка фетра. Изготовление пыльцы для тычинок.




1

1

62

^ Работы из бисера. Веточка из бисера.




1

1

63

«Дерево счастья»




1

1

64

^ Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокройная)




1

1

65

Роза (собранная из отдельных лепестков).




1

1

66

Ромашка.




1

1

67

Яблоневый цвет.




1

11

68

Мак




1

1



7-8 класс


Количественный составдевочки (7-8 класс), 15 человек.

Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий - 2 раза в неделю.

Количество учебных часов в год – 68 часов.

Тематический план


п/п

Тема

Дата проведения занятия

^ Количество часов

теория

практика

1

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения




2




Раздел 1. Художественная обработка материалов.

Вышивка (28 ч)

2-3

Художественное творчество и народные ремесла.




2

1

4-5

Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.




2

1

6-9

Техника владимирского шитья.




4

3

10-13

Александровская гладь




4

3

14-17

Белая гладь




4

3

18-20

Швы и узелки «рококо»




4

3

21-24

Двусторонняя гладь




4

3

25-28

Художественная гладь




4

3

Раздел 2. Вязание крючком .(26 ч)

29-31

Материалы и инструменты. Правила начала вязания. Обучение простейшим петлям. (воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида).




2

1

32-35

Технология выполнения простых петель.




4

3

36-39

Убавление, прибавление и закрывание петель.




4

3

40-43

Соединение петель.




4

3

44-47

Схемы. Вязание по рисункам.




4

3

48-51

Изготовление игрушек.




4

3

52-55

Карандашница.




4

3

Раздел 4. Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. (13 ч)

56-57

Материалы, инструменты и приспособления. Предварительная обработка материалов




2

1

58-59

Обработка тканей крахмалом и желатином. Тонировка ткани. Обработка фетра. Изготовление пыльцы для тычинок.




2

1

60-63

^ Работы из бисера. Веточка из бисера.




4

3

64-65

«Дерево счастья»




2

1

66

^ Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокройная)




1

1

67

Роза (собранная из отдельных лепестков).




1

1

68

Ромашка.




1

1



Библиография.

  1. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. М.; Просвещение. – 1990.

  2. Вышивка для начинающих и не только. М.; Вече. – 2000.

3.Ж-л «Анна», издательство «Бурда». №1-12 2003-2007,.

4.Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.

5.Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.: «Легпромбытиздат», 1993.

6.Еременко Т. И. Иголка-волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.

7.Иванова А. А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2003 г.

8.Дворниченко Н.в. Отделки и украшения к женской одежде.- Минск, 1995 г.

9.Тазова Н.А. Ручное филейное плетение и филейно –гипюрная вышивка.- М.: «Гизлегпром», 1963 г.

10. Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001 г.

11. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: «Просвещение», 1992 г.

12.Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком.М.: «Просвещение», 1980 г.