velikol.ru
1

Изобразительное искусство

33 (1) часа


Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён 6 октября 2009 года, № 373), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов], Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, Программы формирования УУД.

Содержание учебного предмета представлено следующими разделами:

1. «Ты изображаешь»;

2. «Ты украшаешь;

3. «Ты строишь»;

4. «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса рассчитана на 33 часа, 1 в неделю. Приоритетными направлениями данного курса являются:

  • духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности,

доброте и культурной полноценности в восприятии мира;

  • вос­питание гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством

других народов;

  • многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом

формируемого мироотношения;

  • связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого

ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

В связи с тем, что в годовом календарном графике учебного времени МКОУ Хребтовская СОШ №11 на 2011 -2012 учебный год на изучение предмета отводится 33 ч., основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта, поэтому в программу не внесено изменений.


^ Нормативная база.


1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089

2. Примерная программа по изобразительному искусству, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

3. Программа «. Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойко, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова.

4. Федеральный Закон РФ « Об образовании» № 3266 – 1 от 10 июля 1992 г.

5. Приказ Министерства образования и науки А.А.Фурсенко « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011/2учебный год

6. Учебный план МКОУ Хребтовской СОШ № 11 на 2011-2012 учебный год

7. Годовой календарный график учебного времени МКОУ Хребтовская СОШ на 2011 -2012 учебный год


^ Требования к уровню подготовки учащихся по изобразительному искусству:



Результаты

личностные

предметные

метапредметные

  • формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю;

  • формирование

целостного взгляда на мир

в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры;

  • овладение

начальными навыками

адаптации в динамичном развивающемся и меняющемся мире;

  • формирование

положительного

отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и

освоение социальной

роли ученика. развитие мотивов учебной деятельности и личного смысла учения;

  • развитие

самостоятельности и

личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных норм;

  • формирование

эстетических

потребностей и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков

сотрудничества

со взрослыми, сверстниками;

  • формирования

установки на

безопасный и здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной

(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • понимание образной природы искусства;

  • применение художественных умений, знаний и представлений

в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально

оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных

искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой

деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой

деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный

художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками

моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие

и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать

о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей

художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным

культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту

городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды

древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения

к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства,

выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


  • овладение способом принимать и

сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её решения;

  • освоение способов решения

проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения

планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения

понимать причины успеха/неуспеха и способности действовать конструктивно;

  • освоение начальных форм

познавательной и личной

рефлексии;

  • использование знаково -

символических средств и средств ИКТ для решения задач разного рода;

  • использование различных

способов поиска (справочники, Интернет…), сбора и обработки информации;

  • овладение логическими действиями

сравнения, анализа, синтеза, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений;

  • готовность слушать

собеседника и вести диалог,

излагать своё мнение. Аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и

путей её достижения,

умения договариваться, распределять функции в совместной деятельности, адекватно оценивать себя и окружающих;

  • овладение базовыми

предметными

понятиями;

  • умение работать в

материальной и

информационной

среде НОО, в том числе с учебными моделями.


^ Цели и задачи учебного предмета

Цель: духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

  • формирование эстетического отношения к природе. Явлениям растительного и животного мира;

  • формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;

  • развитие наблюдательности и творческого воображения;

  • начальное формирование навыков восприятия произведений искусства;

  • формирование навыков работы с красками, графическим материалом.


Учебно-методический комплекс


1. Сборник рабочих программ « Школа России» 1 – 4 классы. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. М: «Просвещение», 2011 г

2. Учебник Изобразительное искусство. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». 1 класс Автор: Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского... Гриф «Рекомендовано МОиН РФ». М: «Просвещение», 2011г.

3. Методическое пособие « Изобразительное искусство». Авторы Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А.Горяева, Г.Е.Гуров, А.А.Кобозев, В.Г.Горяев. М: «Просвещение», 2010г.


^ Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства


Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Знаком * отмечены нестандартные уроки (8) уроков



п/п

Дата


Тема урока


К-во

час


Элементы
содержания


Характеристика деятельности

обучающихся (УУД)

пл

фа

^ Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

1







Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас.

1

Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Знакомство с Мастером Изображения.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

^ Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

2







Мастер Изображения учит видеть

1

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).



Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

^ Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

3







Изображать можно пятном

1

Развитие способности целостного обобщенного видения.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

^ Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

4







Изображать можно в объеме


1

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

5







Изображать можно линией


1

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).



Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

6*







Урок-сказка. Разноцветные краски

Коллективное панно из сказочных листьев.

1

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Навыки работы гуашью.

Организация рабочего места.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).


Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

7







Изображать можно и то, что невидимо (настроение)


1

Выражение настроения в изображении.

Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?

Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).


8*







Урок-выставка.

Художники и зрители (обобщение темы)


1

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

^ Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

^ Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (9 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

9*







Урок-экскурсия полон украшений


1


Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.


Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

10*







Урок-игра.

Красоту надо уметь замечать


1

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.


11







Цветы

1


Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?


Овладеть навыками работы гуашью и приемами работы кистью

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.


12







Узоры на крыльях

1

13*







Урок-сказка.

Красивые рыбы

1

14







Украшения птиц

1

15*







Урок-игра

Узоры, которые создали люди



1

16







Как украшает себя человек


1

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.


Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

17







Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение

1

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

^ Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

18







Постройки в нашей жизни


1

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком.

Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Знакомство с Мастером

Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.


^ Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

19*







Урок-экскурсияДома бывают разными


1

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом?

Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. Д.) и разнообразие их форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью

20







Домики, которые построила природа


1

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. П.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. Д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. П.

21







Дом снаружи и внутри


1

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

22*







Урок-путешествие.

Строим город

1

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

23








Всё имеет своё строение

1

Конструкция предмета.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.


Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

24







Строим вещи

1

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.


25







Город, в котором мы живем (обобщение темы

1

Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

^ Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности

^ Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.


26







Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе


1

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка.Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

27







«Сказоч

ная страна». Создание панно


1

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Коллективная работа с участием всех учащихся класса.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.


Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

28







Совместная работа трех братьев-мастеров

1

Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает.

^ Уметь распознавать все три вида изобразительно художественной деятельности.

29







Праздник весны». Конструирование из бумаги


1

Конструирование из бумаги объектов природы.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их

Наблюдать и анализировать природные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

30







Разноцветные жуки

1

Изображение объектов природы, наблюдательность, творческое воображение при рассматривании природных форм

^ Уметь рисовать объекты природы и их украшения

31







Урок любования. Умение видеть


1

Восприятие красоты природы.

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

^ Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

32







Здравст

вуй, лето! (обобщение темы)


1

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.


Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

33







Защита проектов.

1

Итоговый урок

Итого: 33 ч.