velikol.ru
1



Утверждаю:

Директор Ильичевской СОШ

Русанова ИВ ________

11.01.2008г


Программа развития

муниципального учреждения образования

Ильичевской средней общеобразовательной школы на 2008-2013 годы.


Принято

Протокол заседания Cовета школы

от 11 января 2008 г.


Введение.


Школа в наши дни рассматривается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивизмом.

Программа развития Ильичевской средней общеобразовательной школы как адаптивной «Школы Культуры и Здоровья» разработана в соответствии с действующим законодательством и лежит в русле основных положений развития российского образования на период до 2020 года, а также документов, определяющих направления развития образования Омской области. Сегодня чрезвычайно актуальной является задача повышения доступности современного образования для различных групп населения и выравнивания образовательных возможностей.

Программа рассчитана на массовую школу и не предъявляет особых дополнительных требований к контингенту обучающихся, кадровому составу и материальной базе. В то же время она предполагает существенные изменения в содержании, технологиях, организационных формах работы и управления.

Научно-теоретическую базу составили парадигмы личностно-ориентированного обучения и профильного обучения.

С целью предотвращения возможной угрозы разрушения перестраиваемой образовательной системы в проекте предусмотрен принцип опережающего создания условий для планируемых инновационных процессов. Общая схема преобразующей деятельности выглядит так:

  • Запуск инновационных процессов

  • Отслеживание хода и промежуточных результатов процесса. Внесение корректив.


Таким образом, Программа развития должна постепенно дополняться материалами отдельных направлений, которые составляют с ним единое целое.

1. Анализ деятельности школы.

Педагогиче­ский коллектив школы стремился к построению такой структуры организации учебно-воспитательной деятельности, которая позволила бы наиболее полно удовлетворить социальные запросы родителей и учащихся. Была выбрана модель адаптивной школы. Школа адаптивного типа гуманитарной направленностью, реализую­щая личностно ориентированный подход, наиболее отвеча­ет требованиям родителей. Обучающимся предоставляется возможность выбора в соответствии с их способностями и потребностями, что создает наилучшие условия для развития и максимальной реализации их склонностей в настоящем и будущем. На данный момент наша школа является адаптивной «Школой Культуры и Здоровья».

В школе внимание акцентируется на целенаправленной ра­боте по созданию системы обучения детей, учитывающей индивидуальные особенности школьников и отвечаю­щей потребностям общества в воспитании гуманистически-ориентированной личности. Главной целью нашей работы является – становление полноценной личности гражданина России, жителя Омской области , гуманного адаптивного деятеля, здорового физически и духовно. Модель выпускника школы выглядит следующим образом:
  • ^

    Выпускник школы владеет основами наук, эрудирован, имеет потребность в творческом саморазвитии.

  • Имеет устойчивую мотивацию к непрерывному образованию.

  • Имеет системные знания о мире и месте человека в нем.

  • ^

    Обладает коммуникабельностью, способен познавать себя и мир через общение.

  • Знает права и социальные нормы поведения, уважает права и свободы других людей.

  • ^

    Включается в разнообразные виды деятельности на творческом уровне, знает и принимает ценности мировой науки и культуры.

  • Способен адекватно оценивать свою деятельность


Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее Уставом на основе принципов демократии и гласности в форме широкого участия педагогического, родительского и ученического коллективов в организации всей внутренней жизни школы. Общее руководство осуществляет выборный представительный орган – Совет школы. Совет избирается на конференции, в которой участвуют все педагогические работники, представители родителей, избираемые на классных родительских собраниях, представители учащихся старших классов, избираемые на классных собраниях. Совет школы принимает Устав, вносит в него дополнения и изменения, определяет приоритетные направления деятельности и Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию .Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, Организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную. В школе родительская общественность представлена родительскими комитетами классов, родительским комитетом школы Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса. Родительский комитет школы состоит из представителей родителей учащихся от каждого класса и представляет интересы каждого класса.

Материальная база школы представлена 12 предметными кабинетами. Кабинеты биологии и истории считаются лучших в школе . Функционирует компьютерный класс . Есть спортивный зал, учебные мастерские.

Имеющаяся база позволяет обеспечить необходимые условия для ведения образовательного процесса.

На начало 2008-2009 учебного года педколлектив школы насчитывает 22 учителя. Высшее образование имеют 17 человек, среднее профессиональное у 5,8% коллектива. Высшую категорию имеют 2 учителя – 5,7 % , 1 квалификационную -40%

2 квалификационную категорию имеют –46%. Педагоги школы постоянно повышают свой профессиональный уровень: ежегодно 4-6 учителей проходят курсовую переподготовку.

Сочетание учителей, имеющих большой опыт работы (стаж более 25 лет имеют 7 чел) и молодых (3 человек), позволяет осуществлять преемственность педагогических традиций школы. Нововведения носят целенаправленный характер и осуществляються в соответствии с моделью адаптивной «Школы Культуры и Здоровья»

На сегодняшний день в школе обучается 170 человек. Численности учащихся соответствует структура комплектования классов: 1 ступень - 73 учащихся , 2 ступень – 77 учащихся, 3 ступень - 20 учащихся.

Контингент учащихся школы отличается довольно большим разбросом по уровню реальных учебных возможностей. По показателям 2009 года в школе обучаются дети из 150 семей. Из них неполных – 24,4%, многодетных –0,6% , неблагополучных 1 -- 1%.

Уровень образования родителей на сегодняшний момент: с высшим образованием -22,1%, со средним специальным – 49,2%, со средним образованием – 25,2%, с неполным средним – 3,5%.

Социальное положение родителей: рабочие -42,3%, служащие – 27,8%, предприниматели – 4,5%, не работают – 16,5%, на учете в центре занятости – 0,2%.

На реальные учебные возможности детей влияет и материальный уровень семей.

Учебный процесс школе организуется в соответствии с утвержденными планами для классов, осваивающих программы общеобразовательных классов. Нагрузка на учащихся не превышает ее максимальных значений, установленных Типовыми учебными планами, и соответствует санитарным ПиН. Продолжительность урока – 45 минут.

По данным анкетного опроса учителей, качество учебного процесса характеризуется следующим образом при 9-бальной шкале,

  • Степень достижения в рамках учебного процесса поставленных целей – 7,3;

  • Четкость выполнения учебных планов, программ – 8,1;

  • Социально-психологическая комфортность в рамках образовательного процесса – 6,5;

  • Оптимальность нагрузок на обучаемых в ходе освоения учебных программ – 6,8;

  • Безопасность учебного процесса для здоровья обучающихся – 6,9.


В школе соблюдается преемственность начальной и основной школы.

  • Диагностические контрольные работы по математике и русскому языку в первый месяц обучения в основной школе на 76 % подтверждают итоговые оценки, выставленные учителями начальной школы.

Качество организации учебного процесса в школе обеспечивается:

  • Функционированием курсов по подготовке детей микрорайона к обучению в начальной школе (для обеспечения принципа равных стартовых возможностей школа ежегодно формирует группы подготовки будущих первоклассников из числа детей микрорайона, особое внимание уделяется детям, не посещающим детские сады. Занятия проводят специалисты – учителя начальных классов. Школа будущего первоклассника работает в течение полугода по субботам)

  • Систематическим отслеживанием удовлетворенности учащихся и их родителей школой;

  • Совершенствованием форм и методов работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению отдельных предметов (групповые и индивидуальные занятия педагогов на основе личных планов работы учителей);

  • Повышением вклада психологической службы школы в отслеживании процесса адаптации детей к учебному процессу;

  • Совершенствованием технологий обучения, адаптацией учебных программ (в том числе их интеграцией);

Накоплен опыт осуществления образовательного процесса на основе дифференцированного подхода Практикуется отслеживание результатов динамики уровня развития учащихся. Разработаны и действуют индивидуальные программы для обучающихся на дому.

В рамках реализации программы развития школы как адаптивной школы Здоровья и Культуры на 2008-2013 годы ведется инновационная деятельность по разработке школьного компонента содержания образования. В этих рамках введены спецкурсы - «Математика и экология», «Культура речи», интегрированные курсы: «ОБЖ и валеология», «Познай мир и себя», «ИЗО и художественный труд», «Химия с основами экологии».

Наша адаптивная «Школа Здоровья и Культуры», поставив в качестве ведущей цели – содействие раскрытию потенциала ученика, его реализацию и развитие, ориентируется на развивающие образовательные технологии.

Начальная школа работает,опираясь на элементы развивающего обучения. В основной и старшей школе учителя используют технологии проблемного обучения; игрового обучения; интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, дифференцированного обучения, КСО, проектного обучения.

В школе активно внедряются информационные технологии. Создан компьютерный класс. Оснащены компьютерной техникой библиотека и 1 учебный класс. В школе создана и работает творческая группа «Информатизация», которая помогает внедрять информационные технологии в образовательный процесс. Учителями разработаны дидактические и методические материалы по предметам: математика, история, география, природоведение, информатика. Учащиеся принимали участие в школьном смотре творческих работ - электронных разработок по предметам

Применяемые технологии обучения позволяют реализовывать компетентностный подход в обучении.

Учебная деятельность в школе рассматривается в тесной взаимосвязи с воспитательной работой. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателей и воспитанников, направленный на достижение заданной цели. Процесс воспитания имеет многофакторный характер. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Нравственное, физическое, психическое развитие и становление личности учащихся - главная цель всей воспитательной системы школы.  В то же время в воспитание наших учеников мы включаем национально-региональный компонент.      

Внеурочная деятельность в школе ведется на основе личностно-ориентированной концепции. Воспитательная система в школе обеспечивает участие всех детей в общем деле. Программа воспитания дает практические рекомендации для учителя по методике работы с детьми и выбору мероприятий, направленных на саморазвитие личности и помощь ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, в преодолении трудности в учении, в проведении досуга, то есть на помощь в самоорганизации, овладении личным опытом.

На работу по воспитанию учащихся школы большое влияние оказывает социум, который способен обеспечить удовлетворение интеллектуальных и физических потребностей детей. Спортивные секции и кружки посещают 95% детей

Системность воспитательной работы обеспечивается реализацией программ «Здоровье», «Культура», подпрограмм - «Семья», «Мы–патриоты России» и вовлечением учащихся в проведение традиционных праздников и акций («Звени, звонок», «День учителя», «Осенний бал », Новый год, «Последний звонок»), конкурсов: («Честь имею», «Я – гражданин России»); выступление агитбригад («Мы –за хдоровый образ жизни!», ЮИД ), месячника военно – патриотического воспитания, Вахты Памяти. Все эти мероприятия способствуют сплочению ученического коллектива, созданию преемственности между разновозрастными группами, формированию любви к учебному заведению.

Следует отметить, что воспитательная работа имеет положительные результаты. Например, в настоящее время в школе нет обучающихся, стоящих на учете в ПДН.

Здоровье учащихся – один из основных приоритетов работы школы. Поэтому создана творческая проблемная группа "Здоровье", в которую входят учителя физической культуры, начальных классов, биологии и медицинский работник школы. Группа реализует программу «Здоровье». Большое внимание уделяется мониторингу здоровья учащихся. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- использование физкультурных пауз на уроках.

В учебный план включены уроки здоровья с учетом возрастных особенностей детей, в режим работы школы в обязательном порядке введены физкультминуты на уроках.

Результатом работы группы является снижение процента часто болеющих детей, увеличение процента детей, отнесенных к основной группе здоровья для занятий физической культурой.

Школа имеет собственную столовую, поэтому все желающие охвачены горячим питанием. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся в школе имеется план мероприятий, согласно которому проводятся основные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья и социальной защите: поддержание и соблюдение санитарно – гигиенических норм организации образовательного процесса, введение в ученый план предмета ОБЖ, плановые медицинские осмотры, работа классных руководителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проведение бесед классными руководителями, работниками здравоохранения, правоохранительных органов по охране жизни и здоровья учащихся. Грубых нарушений при проверке готовности школы к началу учебного года службами санэпиднадзора, противопожарной безопасности не выявлено.

С целью отработки действий в чрезвычайных ситуациях в течение года проходят тренировочные эвакуации учащихся, сотрудников.

За период 2002-2005 годы школа достигла следующих результатов:

Результаты учебной деятельности: в 2009-2010 учебном году обученность составила 99,5%, качество знаний - 47% , медалями награжден 1 выпускник,

Недостаточно высокие показатели результатов ЕГЭ говорят о том, что необходимы коррективы в содержании и технологии учебного процесса в старшей ступени нашей школы.

По данным 2008-2009 гг, ежегодно 70-85% выпускников школы поступает в высшие и средние специальные учебные заведения.

Администрация, педагоги находятся в постоянном творческом поиске обновления содержания, технологий образования. Положительные результаты поисковой работы выражаются в снижении количества второгодников, активности учащихся во внеклассной деятельности. Педагогический и ученический коллективы школы в течение ряда лет принимают участие в смотрах и конкурсах муниципального, регионального уровня, добиваются определенных успехов. На базе школы проводились районные семинары для учителей математики, химии, где наши педагоги делились опытом работы в технологии проектного обучения.

Одним из принципов работы нашей школы является ее открытость, поэтому нередко сообщения в районной газете .

В целом можно сказать, что школа, ее коллектив, ее традиции, опыт обучения и воспитания пользуется уважением среди родительской общественности.

Показателем может служить тот факт, что 46% нынешних родителей – это выпускники нашей школы. Проводя социологический опрос родителей и выпускников, были получены следующие результаты: 93% считают, что образовательным учреждением созданы условия, обеспечивающие успешное развитие ребенка в соответствии с особенностями возрастного этапа. индивидуальными склонностями и предпочтениями, а также интеллектуальными особенностями. Удовлетворены организацией дополнительного образования 98% родителей и 70% выпускников.

Продолжение инновационной деятельности школы мы видим в организации системы профильной подготовки школьников.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

    1. Существующие противоречия и проблемы не могут быть решены в рамках сложившейся практики школы, необходимо изменение ситуации путем целенаправленных действий (изменение содержания образования в рамках компетенции ОУ, внедрение инновационных педтехнологий, совершенствование процесса управления школой)

    2. Особенности жизненной ситуации вызывают требование включения наряду с государственными образовательными стандартами линий профильного обучения.

    3. Кадровый и материально-технический потенциал школы позволяет решить эти задачи при условии:

      • Принятия всеми участниками образовательного процесса концепции профильного обучения;

      • Целенаправленного повышения уровня квалификации педагогов;

      • Активизации педагогического творчества, родительской и ученической общественности.



Цели и задачи Программы развития .


Основной стратегической целью Программы является:

  • Обеспечение условий для разработки и внедрения системы профильного образования в адаптивной школе, отработка механизмов перехода существующей старшей ступени школы на работу в режиме профильного образования с перспективой создания индивидуальных программ обучения.


Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

1.Совершенствование содержания и технологий образования.

2. Поддержка системы обеспечения качества образовательных услуг.

3. Повышение эффективности управления образовательным процессом школы.


Каждая из задач носит комплексный характер. Достижение цели и задач предполагается за счет реализации программных мероприятий.


1. Совершенствование содержания и технологий образования.

Эта задача решается при реализации следующих направлений:

  • Повышение качества непрерывного образования в ус­ловиях адаптивной школы и определение содержания предпрофильного и профильного обучения.

  • Дифференциация содержания обучения старшекласс­ников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  • Оптимизация нагрузки учащихся.

  • Возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана.

  • Внедрение государственных образовательных стандартов общего образования.

  • Дальнейшее внедрение элементов новых образовательных технологий: модульной, проектной и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.


2. Поддержка системы обеспечения качества образовательных услуг.

Эта задача решается при реализации следующих направлений:

  • Повышение качества непрерывного образования в ус­ловиях адаптивной школы и определение содержания предпрофильного и профильного обучения.

  • Дифференциация содержания обучения старшекласс­ников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ..

  • Участие в эксперименте по введению ЕГЭ, итоги которого позволяют обеспечивать доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний в высшие и средне-специальные профессиональные учебные заведения, осуществление государственного контроля управления качеством образования.

  • Совершенствование системы повышения квалификации кадров (предметные курсы повышения квалификации, проблемные семинары, самообразование).



3. Повышение эффективности управления в системе образования.

Эта задача решается при реализации следующих направлений:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы.

  • Оптимизация процесса управления школой на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий.

  • Развитие системы государственно-общественного управления образовательным учреждением.


Сроки и этапы реализации Проекта.

Сроки реализации проекта - 2008-2009 годы.

  • На первом этапе - подготовительном (2008 год) предусмотрены работы, связанные с разработкой модели развития профильного образования в массовой адаптивной школе по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований. Укрепление материально-технической базы школы.

  • На втором этапе – основном (2009-2011 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на реализацию основных содержательных линий профильного обучения.

  • На третьем этапе – аналитическом (2011-2013 годы) реализуются мероприятия, направленные на обобщение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.


В результате реализации Программы будет достигнуто:

  • Обеспечение равного доступа к полноценному образо­ванию учащимся в соответствии с их способностями, инди­видуальными склонностями и потребностями.

  • Удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам, индивидуальная работа с одаренными детьми на основе Программы «Одаренные дети».

  • Развитие системы различных форм предпрофильного и профильного обучения на основе личностно-ориентированного подхода.

  • Подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы.

  • Наличие нормативно-правовых документов, обеспечи­вающих качественную работу учреждений профильного образования.

  • Кооперация школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.



Обоснование ресурсного обеспечения Проекта.

Ресурсное обеспечение Проекта включает в себя следующие направления:

  • Нормативно-правовое: разработка нормативных доку­ментов, обеспечивающих деятельность школы в услови­ях предпрофильного и профильного образования (Устав, локальные акты и др.).

  • Информационное: широкое информирование обще­ственности о результатах работы учреждений профильного образования, творческих достижениях учащихся.

  • Материально-техническое: обеспечение техническими средствами, оборудованием, методическими пособиями и т.д.


^ Эффекты реализации Проекта оцениваются по следующим направлениям:

а) повышение качества общего образования.

  • повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга независимых обследований));

б) достижение социального равенства в получении образования.

  • увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

  • расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование);

  • увеличение количества перешедших на следующую ступень образования выпускников;

  • обеспечение доступности образования (уменьшение количества несовершеннолетних в возрасте 8-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях);

  • увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование;

в) расширение социального партнерства

  • развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (попечительские, управляющие общественные советы).