velikol.ru
1 2 3 4

Утверждаю

Директор школы

_______ Л.Ю. Бессонова


Программа развития библиотеки

МАОУ СОШ № 12

на 2011-2014 г.



  1. Обоснование создания данной программы.


   Справедливо сказал В.А. Сухомлинский: «Книга – вечный, непреходящий светоч, источник богатой духовной жизни каждого ученика».
   За последние годы в социально-экономическом и культурном развитии нашей страны произошли значительные изменения, поэтому возникла реальная необходимость повысить роль школьной библиотеки, изменить направления в ее деятельности, вести планомерную работу с подрастающим поколением, приоритетом должна стать высокохудожественная литература, а также внимание и слово библиотекаря.    

Основные задачи библиотеки следующие:

  • Привлечь всех учащихся в библиотеку, добиться 100% охвата их чтением.

  • Проводить беседы о прочитанных книгах, рекомендательные беседы и беседы о прочитанных книгах.

  • Совместно с городской детской библиотекой проводить библиотечные уроки.

  • Вести пропаганду литературы по экологии, проводить мероприятия по этому направлению.

  • Вести пропаганду литературы  о проблемах наркомании, табакокурения,  алкоголизма. Проводить мероприятия о пользе здорового образа жизни.

  • Отмечать знаменательные даты и писательские юбилеи.

  • Для раскрытия книжного фонда оформлять книжные выставки и открытые книжные полки.

  • Создать условия для общеобразовательного, культурного, творческого развития  учащихся.

  • Способствовать изучению истории родного края, привлечь к чтению краеведческой литературы.

  • Круг чтения учащихся формировать из лучших произведений мировой культуры.

  • Создать электронный каталог.

  •  Кроме того, также возникла необходимость во внедрении новых комплексных технологий в деятельность библиотеки и переход в новое качество – библиотека-медиатека,  необходим в библиотеке Интернет и единая локальная сеть.

Школьная библиотека занимает важное место в образовательном и воспитательном процессах. Фонд школьной библиотеки сформирован в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Библиотека обладает универсальным по составу фондом. Наряду с художественной литературой, значительно пополнился фонд учебников, а также справочной и научно-популярной литературы для младшего и среднего школьного возраста.

Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются образовательная, информационная и культурная.



  1. Основные сведения и показатели работы библиотеки.


Анализ работы школьной библиотеки


за 2011– 2012 учебный год


Школьная библиотека занимает важное место в образовательном и воспитательном процессах. Фонд школьной библиотеки сформирован в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Библиотека обладает универсальным по составу фондом. Наряду с художественной литературой, значительно пополнился фонд учебников, а также справочной и научно-популярной литературы для младшего и среднего школьного возраста.

Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются образовательная, информационная и культурная.

  1. Основные сведения и показатели работы библиотеки.




Год  

количество

Классных комплектов

Фонд литературы

книговыдача

Книго-

обеспеченность

Кол-во период. Изд.

учащихся

читателей

Из них учителей

Основной объем

В т.ч.

худ. лит

В т.ч. учеб. лит

2009-2010

262*

273

30

11*

16999

14622

2377

7812

68

23

2010-2011

256*

269

30

11*

17013

14636

2377

6687

63

19

2011-2012

215*

328

28

11*

11704

10004

1700

5307

31

25


































Примечание: под знаком (*) - указаны количество читателей и классных комплектов только дневного отделения школы.

Количество учащихся всего: 820

        Дневного отделения – 215

        Вечернего отделения – 250

        УКП – 350


    Книгообеспеченность читателей библиотеки за последний год изменилось, т.к. основной фонд библиотеки уменьшился в связи с тем, что было списано много ветхой литературы.

    Книговыдача и количество читателей уменьшается  в связи с уменьшением учащихся в школе. Количество подписных изданий увеличилось.   Стали выписываться методические журналы, используемые при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

По-прежнему не выписывается периодическая печать для детей и подростков, хотя она пользуется значительным спросом.

   

    Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Библиотека обладает универсальным по составу фондом. Наряду с художественной литературой, имеется достаточное количество учебников, а так же научно-популярной литературы для младшего и среднего школьного возраста. В 2010-2011учебном году администрация школы сумела найти средства на приобретение полного комплекта учебников для всех учащихся 1 класса в соответствии с ФГОСТ. В текущем учебном году планируется закупить полный комплект учебников для 2 класса, для 5 класса, а так же недостающие учебники по иностранному языку. Кроме того, в школе прошла акция «Подари учебник школе», в которой приняли участие практически все обучающиеся школы. Благодаря чему все обучающиеся начальной школы и среднего звена обеспечены учебниками на 100%, обучающиеся 10-11 классов обеспечены учебниками на 99%.  Учебники в школе выдаются с первых дней июня, что дает возможность родителям четко планировать расходы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Выдача учебников проводится по графику, который составляется в середине мая и утверждается директором школы.

^ График выдачи учебников


Класс/

дата (число, месяц)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


1.

09

25 мая

28 мая

29 мая

5 мая


6

июня

7 июня

14 июня

15 июня

18 июня

16 июня







































Библиотека осуществляет прием, систематизацию, техническую обработку новых поступлений. Ведется учет книг, полученных в дар школе от учителей, учащихся, родителей. 

Фонд библиотеки включает и нетрадиционные носители информации: цифровые образовательные ресурсы. Медиатека насчитывает 189 наименований по разным предметным областям. Библиотека осуществляет  обзоры новых поступлений. Медиатека играет  большую роль в подготовке видео-уроков, позволяет педагогам школы повысить качество работы и преподавания. Активно используют цифровые образовательные ресурсы в своей работе учителя начальной школы, преподаватели русского языка, МХК, истории. Большой популярностью среди школьников пользуются ЦОРы из серии «Готовимся к ЕГЭ», «Кирилл и Мефодий».

В течение учебного года библиотека осуществляет информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов. Второй год действует в библиотеке стенд «Уголок книголюба», который играет большую роль в информировании читателей о деятельности библиотеки, знакомстве с книжными новинками,  предлагает рекомендательные списки для чтения разной тематики.      Большое внимание библиотека уделяет индивидуальной работе с читателями, консультирует учащихся при выборе книг, осуществляет подбор литературы к докладам и рефератам, оказывается помощь в подборе и оформлении выставок при проведении предметных декад, родительских собраний, педсоветов, методических объединений.

Библиотека стремится максимально  учитывать интересы читателей и пользователей: выдача художественной и учебной литературы для чтения в каникулярное время,    обеспечение  педагогической и учебной литературой  родителей учащихся образовательного учреждения.

Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации давно осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но так же школьная медиатека, Интернет. 

За последний год значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг, повысилось их качество на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в библиотеке, учащиеся могут быстро получить необходимую информацию к уроку: бесплатно скачать книги, справочники, журналы и словари в электронном виде. Для удобства навигации в библиотеке оформлен каталог «Образовательные ресурсы в сети Интернет». Кроме того, из новых средств, упрощающих навигацию по библиотеке, доступны разнообразные рейтинги (самые скачиваемые, самые популярные поисковые запросы и др. www.bookz.ru)

    Изучение состояния читательского спроса, необходимость  максимального удовлетворения  запросов  читателей позволило сделать следующие выводы:  недостаточное количество новых поступлений методической литературы, художественной литературы для младших школьников, а так же недостаток в литературе по выбору  профессии, профессиональному самоопределению школьников может быть компенсирован за счет ресурсов электронной библиотеки.

    Повышение информационной и библиотечной культуры – важная задача библиотеки.  

Одним из путей решения этой задачи является проведение библиотечных уроков. Все библиотечные уроки были проведены в первом полугодии, по договоренности с классными руководителями, либо с необходимостью изменения расписания занятий.   В 2011-2012 учебном году было запланировано проведение 12 библиотечных уроков, проведено 9.  Не проведены уроки в  9 классе (2 урока) и в 10 классе (1 урок) в связи с большой плотностью в расписании занятий в этих классах.

В течение года были оформлены выставки «Путешествие к Чехову», «Писатели - юбиляры», «Книги - юбиляры». А так же книжные выставки «Школьные годы чудесные», «Я тысячами душ живу», «Каким он парнем был» - посвященная Году Космонавтики, «ЗОЖ – это для нас» - тематическая комплексная выставка по пропаганде здорового образа жизни, а так же ряд книжных выставок, посвященных Великой Победе.

С целью популяризации детской книги в рамках НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ КНИГИ проведены беседы и викторины по произведениям Г.Х. Андерсена и Якоба Грима - 3 класс, беседа по книге Н.И. Сладкова «Русские сказки о природе» - 4 класс,  литературный час «Путешествие в Изумрудный город: герои и книги А. М. Волкова» (4 класс). Традиционным стало проведение викторины и конкурса рисунков, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина – «Мир сказок А.С.Пушкина» - 5 класс, литературно-музыкальный час «Созвездие Гагарина» - 5-10 класс

Важной является индивидуальная работа   по формированию читательского интереса обучающихся школы. На основания исследования запросов читателей, можно сказать, что в библиотеке в недостаточном количестве имеются новинки литературы химико-биологического, физико-математического профиля.

            На протяжении нескольких лет  приоритетным для библиотеки является гражданско-патриотическое направление  работы. В рамках  подготовки ко  Дню защитника Отечества  был проведен обзор сценариев, историко-литературный урок и выставка-викторина «Защитники Отечества», литературная композиция «Болкадный Ленинград»,  которые вызвали у школьников неподдельный интерес.. К Дню Победы был проведен литературно-музыкальный час, посвященный Великой Отечественной войне и военной поэзии А. Т. Твардовского.

    С целью повышения квалификации, профессионального образования я принимаю участие в работе  семинаров библиотекарей, проводимых на базе ЦДБ,  в работе школьного методического объединения библиотекарей. Выступила на областном научно-методическом семинаре «Библиотеки учебных заведений как основной информационно-библиотечный ресурс системы образования», ГМО школьных библиотекарей - «Не-Конфереция – что это такое?». Принимала участие в работе августовского ГМО начальных классов «Психологический подход школьного библиотекаря в работе с детьми и подростками «группы риска».

Самообразование осуществляется через изучение критической литературы, профессиональных журналов «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем» и газеты «Библиотека в школе».

На постоянной основе ведется работа по сохранности библиотечного фонда. Дважды в год проводится рейд по проверке сохранности школьных учебников обучающимися, производится периодическое списание ветхой художественной литературы и учебников.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Работу школьной библиотеки за 2011 – 2012 учебной год можно считать удовлетворительной

  • Необходимо продолжить работу по привлечению детей к чтению, любви к книге через организацию кружковой работы, развитие навыков работы с книгой, пропаганды чтения художественной, научно-публицистической, справочной литературы, использование ИНТЕРНЕТ иDVD- ресурсов.

  • Продолжить работу по созданию электронного каталога фонда художественной литературы медиатеки (1С библиотека)

  • Составить программу работы библиотеки


2. Задачи библиотеки на 2012 – 2014 год:


  • Продолжить работу по пополнению и сохранности библиотечного фонда, формированию  общешкольного заказа на учебную и другую литературу, проведение подписной компании на педагогические издания.

  • Продолжить работу по созданию электронного каталога фонда художественной литературы медиатеки (1С библиотека)

  • Привлечь всех учащихся в библиотеку, добиться 100% охвата их чтением.

  • Вести пропаганду литературы  о проблемах наркомании, табакокурения,  алкоголизма.

  • Создать условия для общеобразовательного, культурного, творческого развития  учащихся.

  • Способствовать изучению истории родного края, привлечь к чтению краеведческой литературы.

  • Круг чтения учащихся формировать из лучших произведений мировой культуры.



3. Формирование библиотечного фонда




п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

1

Подведение итогов движения фонда, диагностика обеспеченности учащихся учебниками

Сентябрь

Библиотекарь

2

Прием учебников

Выдача учебников (по графику)

Май

Июнь, август

Библиотекарь


3

Работа по комплектованию фонда:

а) оформление заказа на учебную литературу;

б) прием и обработка поступившей литературы:

-оформление накладных

-запись в книгу суммарного учета

-штемпелевание

-оформление картотеки учебников;

-занесение в электронный каталог

в) пополнение художественной литературы через акцию «В дар школьной библиотеке», за счет МОУ, учет и обработка изданий

г) оформление подписки на периодические издания


Декабрь

По мере поступления


В течение года


Ноябрь,

апрель

Библиотекарь


Актив

4

Обзор новых поступлений (учебная, художественная, периодика) по мере поступления в фонд. Выступления на методических объединениях, совещаниях при завуче.

По мере поступления

Библиотекарь

5

Расстановка новых изданий в фонде

По мере поступления

Библиотекарь

6

Обзор новинок в виде выставок, устных сообщений для пользователей медиатеки.

В течение года




7

Создание базы электронной библиотеки с использованием ресурсов Интернет

В течение года

Библиотекарь

8

Списание фонда с учетом ветхости, смены программ и морально устаревшей литературы

Июнь - август

Библиотекарь

9

Организация открытого доступа к фонду медиатеки

В течение года

Библиотекарь

10

Оформление разделителей:

- в читальном зале, в книгохранилище

- по отделам, по алфавиту

- оформление этикеток с названиями

журналов и газет

В течение года

Библиотекарь

Актив

11

Обеспечение сохранности:

- рейды по проверке учебников;

- мелкий ремонт и переплет;

- санитарный день:

Октябрь, январь, март

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Библиотекарь

Актив



4. Ведение справочно-библиографического аппарата




п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

1

Работа над созданием электронного каталога фонда художественной литературы медиатеки школы.

В течение года

Библиотекарь

2

Создание и редактирование картотек:

- наши праздники

- в помощь директору, завучу,

классному руководителю, психологу,

- библиотекарю

- предметные недели

- писатели и поэты

В течение года

Библиотекарь

3

Создание тематических папок:

- Ишим литературный

- Ишим: страницы истории

- Мы пишем, о нас пишут

- Писатели – юбиляры

- ЕГЭ

В течение года

Библиотекарь

4

Работа над созданием электронных каталогов учебников, художественно-методических и периодических изданий (алфавитного каталога, каталога заглавий книг и статей и др.)

В течение года

Библиотекарь

5

Проведение цикла занятий «Информационная культура»

В течение года

Библиотекарь


5. Библиотечно-библиографические уроки

( по договоренности с классным руководителем)

Класс

№ темы

Название урока

Кол-во часов

Дата

Примеч.

1 класс

Тема 1

«Путешествие в Читайгород» - первое посещение библиотеки

1

Сентябрь

ЧУИ №6/2006, ст.12

Тема 2

Правила и умения обращаться с книгой.

1

Декабрь

ШБ №4/2003, ст.50

2 класс

Тема 1

Строение и элементы книги

1

Ноябрь

ШБ №5/2001, ст.33

3 класс

Тема 1

Твои первые энциклопедии, словари, справочники

1

Ноябрь




4 класс

Тема 1

История создания книги

1

Октябрь




5 класс

Тема 2

Какой я читатель

1

Май




6 класс


Тема 1

Плавание по книжному морю

1

Февр.

ЧУИ №11/2011, ст.10

Тема 2

Путешествие по словарям

1

Февр.

ШБ №8/2002, ст.24

7 класс

Тема:

Занятия для уч-ся “Медиатека для вас” (возможности компьютерного зала, правила поведения в зале и использования ресурсов Интернет).

1

декабрь




8 класс

Тема:

Книги по естественным наукам, технике. Методы самостоятельной работы с электронным каталогом, ресурсами Интернет и CD-дисками

1

март




9 класс

Тема:

Прочитал – законспектируй!

Конспект. Конспектирование

1

Октябрь

«Библ. в школе» №16 2007, с.35

10 класс

Тема:

Как работать с электронной энциклопедией?

1

декабрь




11

класс

Тема:

Распознавание текста программой Fine Reader.

Сканирование изображений

1

январь





6. Массовая работа с читателями


№ п/п

Содержание работы

Класс

Срок исполнения

Исполнитель

^ В помощь учебно-воспитательному процессу

1

Предоставление материала для написания сообщений к урокам, предметным неделям

1-11

В течение года

Библиотекарь


2

Периодические выставки по предметным неделям, мероприятиям

1-11

По мере прохождения

Библиотекарь

3

Декада детской и юношеской книги (по особому плану)

1-11

март-апрель

Библиотекарь, классные руководители

4

Выставка-совет: «Сдаем ЕГЭ» (подбор материалов к ЕГЭ с использованием ресурсов Интернет)

9-11

март

Библиотекарь

5

Обучение пользователей компьютерного зала медиатехнологиям.

5-11

В течение года

Библиотекарь

6

Обновление постоянно действующих выставок

1-11

В течение года

Библиотекарь

7

Ежемесячные выставки к юбилейным датам писателей

1-11

Ежемесячно

(см. приложение)

Библиотекарь

8

Выставки книг – юбиляров

1-11

В течение года

(см. приложение)

Библиотекарь

9

Летнее чтение. Обзор литературы на лето.

1-4

май

Библиотекарь

10

Составление графика выдачи учебников

1-11

май

Библиотекарь

11

Выдача учебников (по графику)

1-11

июнь

Библиотекарь




^ В помощь социализации личности

Воспитание здорового образа жизни

1

«О, Спорт, ты – жизнь!» - книжная выставка для 5-11 класса

5

октябрь




2

«Мы живем среди людей» - беседа

8

ноябрь

ШБ №5 2001, ст.34

^ Нравственное воспитание

1

«Каковы сами – таковы сани» - урок добра

3-4 кл.

апрель

Завуч начальной школы - №7/2011 стр.110

2

Береги платье снову, а честь смолоду – урок нравственности

8-11 класс

14 февраля

ЧУИ №11/2011, ст.22

3

«Семья и ее ценности» -беседа с элементами дискуссии

10 класс

сентябрь




^ Правовое воспитание

1

«Право имею»

5 класс

декабрь

Педсовет.- №9 2009 стр.10


^ Экологическое воспитание

1

«Жалобная книга природы»- игра викторина

2- класс

апрель

Воспитание школьников - № 4/2012, ст. 76

2

«Сказки дедушки Мамина-Сибиряка…» - беседа к 160 –лет Д.Н. Мамина-Сибиряка

1-2 класс

ноябрь

Презентация,

мультфильм

^ Патриотическое воспитание

1

«Русская амазонка» - литературная гостиная

5-6

класс

сентябрь

ПРАКТИКА административной работы

№ 4/2012, ст.72

2

«Праздник белых журавлей» - встреча с ветеранами ВОВ и трудового фронта - круглый стол

10 -11 класс

22 октября

Воспитательная работа в школе - №1/2012, ст.106

3

«От Москвы до Рейхстага» - книжная выставка

5-11

класс

май




4

«Боль души – Афганистан» - музыкально-литературная композиция

9-11

класс

15.02.13





Профилактика

1

«Как уберечься от пожара»

7-8 класс

сентябрь

ЧУИ №11/2011, ст.83

2

«В гостях у Тети Кошки» - игровая программа для старшей группы подшефного детского сада

д/с «Рябинушка»

апрель






^ 7. Традиции библиотеки

1

Посвящение в читатели «Спасибо, букварь»

1 класс

декабрь

Завуч начальной школы - № 2/2012 стр.107

2



Неделя детской и юношеской книги (по особому плану)

1-11

С 24 марта по 7 апреля





^ 8. Индивидуальная работа

1

Рекомендательные беседы при выдаче книг

1-11

В течение года

Библиотекарь

2

Беседы о прочитанном

1-5

В течение года

Библиотекарь

3

Выявление интересов и подборка книг по интересам

1-11

учителя

В течение года

Библиотекарь

4

Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку

1-11

По мере поступления

Библиотекарь

5

Ведение тетради заявок

1-11

учителя

В течение года

Библиотекарь

6

Обучение пользователей работе с ресурсами Интернет и CD-дисками.

1-11

учителя

В течение года

Библиотекарь


^ 9. Работа с родителями

1

Предоставление родителям информации об обеспеченности учебниками – выступление на родительском собрании (составление списка необходимых учебников)

май – сентябрь

Библиотекарь

2

Обзор для родителей «Детское чтение: опыт работы и рекомендации» - выступление на родительском собрании

май

Библиотекарь, учителя начальной школы


^ 10. Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебно-методической литературе (обзор на планерках, педсоветах, индивидуально)

По усмотрению администрации

раз в четверть

Библиотекарь

2

Подбор материала, подготовка сценария ко Дню учителя и Дня пожилого человека

октябрь

Библиотекарь, члены кружка «От А до Я»

3

Оформление и пополнение выставок:

«Я тысячами душ живу…», «Школьные годы чудесные»

«Открывая занавес урока»

В течение года

Библиотекарь

4

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей

В течение года

Библиотекарь

5

Оказание помощи учителям в подготовке уроков с использованием новых информационных технологий.

В течение года

Библиотекарь


11. Реклама медиатеки


№ п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный


^ Создание фирменного стиля

1

Эстетическое оформление библиотеки

В течение года

Библиотекарь

2

Подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок и разделителей.

В течение года

Библиотекарь


^ Рекламная деятельность

1

«Устная» – во время перемен, на классных часах, родительских собраниях

В течение года

Библиотекарь

2

«Наглядная» – объявления, газеты, стенды, раздел на школьном сайте в Интернете

По мере необходимости

Библиотекарь

3

Оформление информационных стендов:

-правила пользования книгой

-правила поведения

-обязанности читателя

-приглашение в библиотеку

Август –

сентябрь

Библиотекарь

4

Экскурсии

- Старшая группа подшефного детского сада

Сентябрь, май




5

Проведение радиопередач

Раз в месяц

Библиотекарь


следующая страница >>