velikol.ru
1

ПРОЦЕДУРЫ

учета результатов текущей и промежуточной аттестации школьников

МБОУ ГОРНОВСКОЙ СОШ


Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает зачеты, контрольные работы, проектные работы, которые определены дистанционным курсом.

Образовательное учреждение – участник СДШ при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме.

^ Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.


Контроль в системе дистанционного образования, как и в любой другой системе деятельности, позволяет установить соответствие между целевыми требованиями к деятельности системы и реальными результатами ее деятельности. Так как система дистанционного образования является составным элементом сферы образования, то целевые требования, декларированные для сферы образования, являются базовыми целевыми требованиями к деятельности системы дистанционного образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» цель образования – формирование грамотного деятеля, который не разрушает своей деятельностью целостности гражданского общества и правового государства. Таким образом, основная цель деятельности системы дистанционного образования – формирование деятельностных способностей в процессе обучения.

Перечислим способности, которые относятся к деятельностным.

1. Коммуникативные.

– способность к пониманию авторского текста;

– способность к формированию авторского текста (построение плана предоставленного текста) или его схематизация;

– способность к морфологизации по предложенной форме (плану) текста;

– способность к составлению предложений текста с системой критериев (критика);

2. Рефлексивные.

– способность к моделированию ситуации;

– способность к соотнесению модели с системой критериев;

– способность к реализации заданного алгоритма;

– способность к построению алгоритма заданным методом;

– способность к построению алгоритма, если метод построения не указан.

Любая способность демонстрируется в деятельности, поэтому проверить наличие способности можно только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому средства контроля, используемые в системе дистанционного образования должны содержать задания, требующие от ученика продемонстрировать коммуникативные или деятельностные способности.

Например.

– Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к пониманию авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания вида:

Ученику предлагается некоторый текст, например текст определения окружности, после прочтения которого он должен продолжить предложение: «Правильно ли я понял, что окружность это …». Варианты возможных продолжений могут быть предложены в тексте средств контроля, в этом случае процесс контроля может быть автоматизирован. Однако контроль будет объективнее, если ученик предлагает собственный текст. В этом случае проверку правильности этого текста должен проводить педагог.

– Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к оформлению авторского текста, в список средств контроля должны быть включены задания вида: «Составь план предложенного текста». Далее следует текст, который может либо относиться к учебному содержанию по изучаемой дисциплине, либо носить надпредметный характер.

– Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к морфологизации по предложенной форме, в список средств контроля должны быть включены задания вида: «Выбрать из числа предложенных текст, соответствующий указанному плану».

– Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к соотнесению текста с системой критериев, в список средств контроля должны быть включены задания вида «Выбрать задачи, которые решаются по следующему алгоритму… (приводиться алгоритм решения задач и текст нескольких задач)».

«Указать события, которые происходили в заданном временном интервале… (далее приводится интервал времени, и перечисляются события)».

«Указать химические реакции заданного типа… (указывается тип реакции и приводится несколько уравнений химических реакций)»

– Для того чтобы ученик продемонстрировал способность к выполнению заданного алгоритма, ему следует предложить задание вида «Вычисли значение выражения в следующей последовательности … (далее перечислена последовательность операций, которые выполняются с заданными числами)».

«Проведи химическую реакцию в следующей последовательности… (перечисляется последовательность действий, выполняемая учеником)».

«Расположи исторические факты в следующей последовательности …(перечисляется последовательность операций по установлению порядка в перечисленном перечне исторических фактов)».

– Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к моделированию некоторой ситуации средства контроля должны содержать задания вида:

«Выбери из числа предложенных текст, в котором говорится… (приводится краткое изложение существа информации, передаваемой в тексте)»

«Выбери задачу соответствующую предложенной схеме… (указывается схема текста задачи)»

«Из перечисленных веществ выбери те, строение которых соответствует заданной модели»

– Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к сопоставлению модели с системой критериев в средства контроля должны быть включены задания вида:

«Укажи схему выполнения задания, при решении которого используется формула тригонометрической единицы… (приводиться схематическое описание алгоритма выполнения задания)»

«Укажи модель вещества, заданного формулой»

– Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма указанным методом в средства контроля должны быть включены задания вида

«Вычислить значения числового выражения, использую распределительный закон умножения относительно сложения»

«Расположи перечисленные исторические события в хронологической последовательности»

«Расположи окислы в порядке возрастания валентности металла»

– Для того чтобы ученик мог продемонстрировать способность к построению алгоритма неуказанным заранее методом в средства контроля должны быть включены задания требующие решение задач, уравнений неравенств и т.д.

Применительно к химии в средства контроля должны быть включены задания вида:

  • решить задачу;

  • опытным путем установить состав предложенного вещества.

Применительно к истории в средства контроля должны быть включены задания вида:

  • указать основные причины отказа древней Руси от язычества;

  • указать положительные и отрицательные для древней Руси итоги правления Святослава Мудрого.

Во всех приведенных случаях ученику предстоит самостоятельно выбрать метод построения алгоритма, позволяющий выполнить предложенное задание. Алгоритм может быть знаком ученику, то есть ученик выполнял задания с применением этого алгоритма ранее; либо незнаком, что существенно осложняет выполнение предложенного задания.

Таким образом, мы указали все типы заданий, которые будут включены в средства контроля.

^ Рассмотрим организацию контроля в системе дистанционного образования.

Входной контроль. Контроль деятельностных способностей учащихся, изъявивших желание обучаться в системе дистанционного образования. При этом в средства контроля включены задания, не использующие учебного содержания по предмету, то есть задания, которые носят надпредметный характер.

^ Повторный контроль. Проводиться после завершения этапа очного обучения. Включены задания, диагностирующие только деятельностные способности, не затрагивая учебного содержания.

^ Текущий контроль. Контроль деятельностных способностей в конце каждой шестой декады. При проведении текущего контроля педагог может использовать задания, связанные с учебным содержанием. Для этого ему будут предложены образцы таких заданий в методических рекомендациях для проведения контроля.

^ Итоговый контроль. Контроль деятельностных и образовательных способностей, который проводиться в конце каждой двенадцатой декады. Для его проведения используются средства контроля предложенные внешним экспертом.


^ Эффективность деятельности системы дистанционного образования определяется следующим образом.


1. По результатам входного и повторного контроля проводится распределение учащихся по степени сформированности перечисленных деятельностных способностей. При этом выделяются три уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.

2. По результатам текущего и итогового контроля определяется динамика изменения количественного показателя соответствующим деятельностным способности в каждом уровне.

3. Изменение количественного показателя по уровню, приходящийся на один час учебной нагрузки учащихся называется эффективностью учебной деятельности.

После определения эффективности учебной деятельности в системе дистанционного образования и структуры средств контроля, с помощью которых она измеряется, можно задать порядок подготовки учащихся к консультациям, текущему и итоговому контролю.

При подготовке к консультации ученику следует задавать педагогу-консультанту вопросы на понимание основных определений и алгоритмов. Перечень этих вопросов будет указан в методическом пособии для ученика. Правильные ответы на эти вопросы консультант по предмету сможет найти в методическом пособии для организации контроля.

При подготовке учеников к контрольным мероприятиям по текущему контролю консультант по предмету предлагает ученикам текст заданий, проверяющий деятельностные способности учащихся на основе учебного содержания. Текст этих заданий также будет предложен в методическом пособии по организации контроля. Как отмечалось ранее, итоговый контроль всегда является внешним, то есть текст заданий итогового контроля определяется внешним экспертом. Основным требованием к этому тексту является его соответствие описанию заданий, включаемых в средства контроля.