velikol.ru
1 2 ... 4 5

Управление образования Администрации

Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеский центр

«Центр туризма и творчества «Юниор»


Программа утверждена

на заседании педагогического совета ДЮЦТК

Протокол № __ от «___»___________20___г.


Дополнительная общеобразовательная программа

«Резьба по кости и рогу»


Порбин Вадим Геннадьевич,

педагог дополнительного образования

Пряхина Светлана Станиславовна,

Заведующая отделом декоративно-прикладного творчества


Возраст детей: 10-16 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: основное общее (полное) образование.


г. Дудинка, 2009 г.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная обработка кости является одним из старейших видов народного декоративного искусства. Если обратиться к литературе по резной кости, то в ней часто говорится, что данный промысел возник во второй половине XIX века и был заимствован у народов Севера. Коренные жители Крайнего Севера и Сибири изготовляли различные изделия из моржовой и мамонтовой кости: ножи, наконечники для гарпунов и амулеты.

Актуальность данной программы заключается в приобщении подрастающего поколения коренной национальности Севера к родной культуре. Дети являются носителями национальных традиций своего народа, а народное искусство всегда рассматривается, как часть материальной и духовной культуры общества. Программа направлена на сохранение художественного наследия народа, возрождение художественного ремесла - резьбы по кости и рогу.

В связи с отсутствием типовых или сертифицированных программ по данному направлению деятельности с учащимися в 2007 году была разработана авторская дополнительная общеобразовательная программа «Резьба по кости и рогу» с учётом типовой программы «Мастерство художественной обработки материалов», составленной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры при Министерстве культуры СССР в 1987 году в г.Москве. В 2009 году программа приведена в соответствие с региональными и федеральными требованиями к программам дополнительного образования детей.

Содержательная направленность программы художественно-эстетическая и нацелена на познание ребенком окружающей действительности через разные виды игровой, учебной, художественно-творческой деятельности, а это позволяет: заложить у маленького человека основы Гармонии, Созидания, Добра; сформировать эмоционально-чувственную нравственно-эстетическую базу культуры взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом человечества.

По цели обучения программа является профессионально-прикладной, по форме организации – комплексная, по уровню освоения – специализированная.

Программа реализуется в детском объединении учащихся – клуб «Оленёнок».

Практическая значимость для воспитанников заключается в приобретении начальных знаний, навыков и умений по художественной резьбе, которые впоследствии могут пригодиться им в профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью программы является:

  • содержание программы рассчитано на учащихся коренных национальностей Севера;

  • содержание программы предполагает углубленное изучение культуры коренных народов Севера;

  • в содержание программы включен раздел «Орнаменты народностей Таймыра».

Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства. Обучение предполагает последовательное усвоение навыков художественной резьбы, начиная с упражнений по копированию изделий в определённых техниках на основе народных традиций резьбы. Затем процесс усложняется, и учащиеся выполняют изделия по своим композициям. Процесс обучения художественной обработке неразрывно связан с усвоением основных закономерностей композиции. В качестве дополнительного вида художественной деятельности выступает предварительная работа – эскиз. Условно содержание программы можно разделить на несколько разделов:

  • Первый раздел знакомит детей с народными промыслами, взаимоотношением искусства одного народа к искусству и культуре другого.

  • Второй раздел «Основы художественного изображения» нацеливает мастера, педагога на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.

  • Третий тематический раздел «Орнаменты народностей Таймыра» - нацеливает на эмоциональное восприятие богатства красоты души своего народа.

  • Четвертый раздел «Художественный труд» строится на основе знакомства с основами народного художественного ремесла. Помогает мастеру, педагогу построить занятия так, чтобы ученик смог руками и душой прикоснуться к настоящему делу - резьбе по кости и рогу, и уже в этом возрасте почувствовать свою причастность в создании вещей, которые неразрывно связаны с жизнью его региона.

  • Пятый раздел знакомит детей с устным народным творчеством, где игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой работы детей на занятиях, как путь познания национальных и культурных ценностей.

Все направления работы строятся на следующих принципах:

  • занятия должны способствовать общекультурному развитию детей;

  • занятия должны развивать в детях способность воспринимать народное искусство, формировать их мировоззрение;

  • для приобщения детей к народному искусству необходима комплексная система работы;

  • развитие творческих способностей учащихся по созданию художественных изделий на основе принципов народного искусства (повтор, варианты, импровизация).

^ Целью данной программы является формирование художественно-творческой личности посредством обучения ремеслу народов Севера, резьбе по кости и рогу.

Задачи:

  • обучение технике и технологии изготовления изделий из кости и рога;

  • знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с ее региональными традициями, своеобразием северных промыслов;

  • создание условий для творческого поиска для детей с различным уровнем технологической подготовки;

  • развитие ключевых компетентностей: опыта взаимодействия, самоорганизации, умение быть толерантным, навыков аналитической и прогностической деятельности;

  • способствование личностному профессиональному и жизненному самоопределению через создание условий в сфере творческой деятельности.

  • подготовка к сознательному выбору будущей профессии и стиля жизни.

Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Состав группы постоянный – не менее 10 человек. Вид группы – профильная. Набор в группу - свободный, с учетом наличия у воспитанников навыков рисования.

Программа рассчитана на 1 год обучения, время, отведённое на обучение, составляет 324 часа из расчёта 9 часов в неделю на одну группу еженедельно. Занятия, продолжительностью 3 академических часа (академический час – 45 минут), проводятся 3 раза в неделю. Между занятиями предусмотрена перемена не менее 10-15 минут.


следующая страница >>