velikol.ru
1

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ МБОУДОД «ЦДТ» ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.

Для решения основных задач дополнительного образования заложенных в нормативных документах, учитывая интересы детей, социально-экономическое развитие района, его национально-культурные особенности Центр предоставляет возможность учащимся района развивать свои интересы по 6 направленностям:

  • художественно-эстетической;

  • туристско-краеведческой;

  • эколого-биологической;

  • культурологической;

  • спортивной;

  • социально-педагогической.

Образовательно-воспитательный процесс строится на следующих принципах:

  • преемственности;

  • связи теории с практикой;

  • наглядности;

  • прочности;

организуется следующими формами:

  • занятия-экскурсии;

  • занятия -выставки;

  • занятия-посиделки;

  • интегрированные занятия; реализуется в следующих условиях:

  • диагностируются интересы детей, на их результатах формируется учебный план;

  • составляются образовательно-воспитательные программы (комплексные «Театр кукол «Теремок», «Ступени творчества», «Росточек», «Этнография», «Природа и фантазия», «Живая планета», «Зеленый патруль», «Цветные ладошки»; профильные - «Вышивка», «Бисероплетение», «Театр мода», «Вязание», «Игра на фортепиано», «Бокс», «Веселый английский»)

- улучшается оснащение образовательно-воспитательного процесса (компьютер, сканер, ксерокс, принтер, мультимедийный комплекс, обеспечен выход в Интернет);

  • увеличивается количество дидактического материала (технологические альбомы, стенды, раздаточный материал, рабочие тетради воспитанников);

  • обеспечивается педагогический процесс методической литературой (за счет приобретения книг педагогами по профилю работы, журналов «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Глобус», «Портфолио»).

Образовательный процесс в «Центре Детского Творчества» ведется по одно-; двух-; трехгодичным программам. Начало занятий в группах 2-го и 3-го года обучения - с 1 сентября по 31 мая, а в группах 1-го обучения - с 10 сентября.

В 2011-2012 учебном году в «Центре Детского Творчества» работало: 21 объединение - 38 групп ( в 20010-2011 уч.году – 21/45), из них:

по направленностям::

- художественно-эстетическая – 17 групп;

- эколого-биологическая – 6 групп;

- туристско-краеведческая – 2 группа;

- физкультурно-спортивная – 5 групп;

- социально-педагогическое – 7 групп;

- культурологическое – 1 группы.

по годам обучения:

- 1-го года обучения – 20 групп;

- 2-го года обучения – 15 групп;

- 3-го года обучения – 3 группы.

Общая численность воспитанников – 411 человек.

Из них:

- 1-го года обучения - 232чел.;

- 2-го года обучения – 149 чел;

- 3-го года обучения – 57 чел.

Наглядно это отображено на рис.1.


Рис. 1


По возрастному составу:

- дошкольников – 82 чел. – 20 %

- младший школьный возраст – 186 чел. - 45%

- средний школьный возраст – 82 чел – 20%

- старший школьный возраст – 61 чел – 15 %


Осуществлять задачи образовательно-воспитательного процесса позволяет кадровый потенциал учреждения:

№№

Наименование показателей

2010-2011

2011-2012

1.

Численность педагогических работников

21

19

Из них:

- руководитель

1

1

- заместитель директора по УВР

1

1

- руководитель структурных подразделений

----

-----

- методист

2

1

- педагог-психолог

1

1

- педагог дополнительного образования

Из них

совместителей

16


----




2.

Педагогические работники, имеющие образование:







- высшее

16




- незаконченное высшее

1







- средне-специальное

3




- среднее

----




3

Квалификационная категория:







- высшая

1




- первая

11




- вторая

3




4.

Имеют награды, звания



1




- «Почетный работник общего образования»

- грамота Министерства образования Саратовской области

5




- Почетная грамота отдела образования

12




- Почетная грамота главы Александрово-Гайского муниципального района

3















Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в прошедшем году были:

- выполнение календарного плана массовых мероприятий;

- состояние образовательно-воспитательного процесса;

- качество знаний, умений, навыков воспитанников;

- качество ведения документации;

- выполнение образовательных программ;

- выполнение решений педагогических советов и совещаний.


Одной из основных задач Центра является развитие и совершенствование навыков воспитанников в выбранном направлении. Реализация данной задачи происходит через выполнение образовательных программ (21 адаптированно-типовые).

За 2011-2012 учебный год педагогами ЦДТ программный материал выполнен на 100% - 20 педагогами, 1 педагогом – выполнен не полностью в связи с предоставлением ему учебного отпуска (Рябчунова Н.М.).

Качественным показателем выполнения содержания образовательных программ является итоговая и промежуточные аттестации, которую успешно прошли 320 воспитанников, что составило 78% от общего числа воспитанников.

Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание условий для саморазвития и самосовершенствования личности воспитанника. В рамках воспитательной системы «Через тернии к звездам» были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:

  1. Сохранение традиций Центра;

  2. Формирование у воспитанников потребности вести здоровый образ жизни, через реализацию программ «Здоровье», «Зеленый патруль»;

  3. Совершенствование методического мастерства педагогов, через курсы повышения квалификации, работу методического объединения, методическую литературу и участие в учрежденческих, муниципальных, региональных конкурсах.

Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы учреждения. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

  1. учебно-познавательному;

  2. общественно-патриотическому;

  3. эстетическому;

  4. физкультурно-оздоровительному;

  5. нравственно-правовому;

  6. лекционно-образовательному;

  7. развитие самоуправления.

Обозначенные направления реализовывали следующими средствами:

1. учебно-познавательное направление реализуется через

  • развивающие часы ;

  • научно-практические конференции;

  • конкурс проектов «Радость творчества»

2. общественно-патриотическое:

3. эстетическое направление:

  • организация выставок рисунков и поделок воспитанников;

  • проведение тематических бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • работа кружков художественно – эстетической направленности;

  • участие в муниципальных и региональных конкурсах, выставках детского творчества;



4.физкультурно–оздоровительное направление:

  • организация и проведение мероприятия учрежденческого уровня «День здоровья»;

  • веселые старты;

  • подвижные перемены;

  • проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;

  • участие в районных соревнованиях;



5. нравственно- правовое направление:

  • антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

  • беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;

  • работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.



6. лекционно –образовательное для родителей:

  • родительские собрания;

  • индивидуальная работа с родителями;

Для реализации направлений воспитательной системы в 2010-2011 году было проведено 24 мероприятия с общим охватом воспитанников 1739 чел, из которых

4 - муниципального уровня;

20 - учрежденческого.


Досуговая деятельность (массовые мероприятия) проводилась по следующим направлениям:

художественно-эстетическому – 12

экологическому - 5

спортивному – 2

туристско-краеведческому – 1


Образовательно-воспитательная деятельность педагогического персонала принесла следующие результаты:


1. Областная акция «Делами добрыми едины»


Наименование объединения

Ф.И.О. педагога

Результат

Дата проведения

«Баскетбол»

Тюрин А.А.

2-е место

Май 2012

«Зеленый патруль»

Мухиева А.Т.

2-е место

Май 2012


2. Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

Наименование объединения

Фамилия, имя воспитанника

Результат

Дата проведения

«Природа и фантазия»

Яковлева Александра

1 место

Май 2012

«Юный художник»

Бактыгалиева Карина

1 место

Май 2012

«Веселый английский»

Койшибеков Эльдар

1 место

Май 2012


3. Областной конкурс детского творчества по противопожарной тематике «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра» Ибрашева Асем – 2 место

4. Муниципальный конкурс «Светлый праздник пасхи» - Алипкалиев Рустем – 1-е место

5. Муниципальный конкурс декоративно-прикладного искусства «Пасхальный сувенир» - Бактыгалиева Карина, Сейд Гульмира – 2 место,

6. Муниципальный конкурс детского творчества «Пасхальный перезвон» - Бактыгалиева Карина, Касимова Ксения – 1 место., объединение «Бисероплетение» - 2 место.

7. Районный конкурс детско-юношеского рисунка «Народов много – страна одна» - Якволева Александра – 3 место, Новикова Кристина – 2 место.

8. Смотр конкурс детских творческих объединений «Планета детства» - объединение «Креативное рукоделие – 2 место.

9. Муниципальный конкурс проектов по технологии – Подъемова ольга – 1 место.

10. Муниципальные соревнования «Весне – физкульт-ура» - объединение «Росточек» - 1-е место

11. Районный творческий конкурс для детей «Снег кружится…» - Лыжина Люба – 1 место.

12. Муниципальный конкурс по противопожарной тематике «Спасение на пожаре» - Смирнова Елена – 3 место.


Осуществлять образовательно-воспитательную деятельность помогают сложившиеся связи со школами района и муниципальными учреждениями (ЦСОН, ЦБ, музей краеведения, ГИБДД и т.д.).. Для этой цели составляются планы совместной работы, в которых предусматривается просветительская, духовно-нравственная, гражданско-патриотическая, образовательно-воспитательная деятельность (краеведческие чтения, фестивали, праздники, конференции, работа объединений).

Организационно-методическая работа с педагогическими кадрами в прошедшем году выполнена полностью:

Проведено:

  1. Заседаний методического объединения педагогов дополнительного образования – 4: на темы «Применение информационных технологий в экологическом образовании», «Использование методов защиты проекта на занятиях», «Знакомство с особенностями казахских обрядов и традиций», «Игровая деятельность на основе русского фольклора»

  2. Заседаний методического совета – 5 ( рассматривались вопросы: Рецензирование и утверждение образовательных программ; Анализ методических материалов; Организация промежуточной аттестации; Методическая копилка ; Организация и проведение итоговой аттестации




  1. Заседаний педагогического совета – 4 на темы:« Анализ деятельности ЦДТ за 2009-2010 учебный год. План работы на 2010-2011 уч.год.», «Информационные технологии как средство взаимодействия воспитанников и педагогов», «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения», «Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании»




  1. Совещания при директоре – 5 на темы «Правила ОТ и пожарной безопасности на занятиях. Должностные инструкции сотрудников ЦДТ», «Профилактика детского дорожного травматизма», «Подготовка и проведение промежуточной аттестации»; «Подготовка к фестивалю «Детские самоцветы»», «Подготовка к итоговой и промежуточной аттестации воспитанников»,


5. Семинары – муниципального уровня -8; учрежденческого уровня – 11.


Основной целью методической работы учреждения являлось создание условий для повышения уровня профессионального мастерства педагога дополнительного образования и педагогического коллектива.


Будущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая становится обязательным компонентом его личной педагогической системы. Поэтому два года педагогический коллектив работает над единой методической темой «“Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»».


В 2010-2011 учебном году начался второй этап работы над методической темой – технологический, этап реализации. Основная цель данного этапа: овладение педагогами компетентностно - ориентированными технологиями и методами (проектной, исследовательской, технологии интерактивного обучения).


В 2010-2011 учебном году большое внимание уделялось проблемам:


– инновационной деятельности учреждения;

– проектной и исследовательской деятельности;

– программно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;

– мониторингу качества и результативности образовательного процесса.


В 2010-2011 учебном году педагоги Центра приняли участие в региональной научно-практической конференции «Дополнительное образование: от традиций к инновациям», доклады «Итоговая аттестация как способ мониторинга результативности обучения воспитанников» (Кушумбаева Б.Н.) и «Организация проектной деятельности в УДО»(Амирова А.Ж.) были включены в сборник «Дополнительное образование: от традиций к инновациям», также педагоги Центра являются активными участниками сетевых профессиональных сообществ («Открытый класс», «Сеть творческих учителей»).

Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и получивших дополнительное профессиональное образование составила 19 % (всего пед.работников 21, прошли КПК 4 чел.(Мухиева Б.К., Мухиева А.Т., Молдагалиева Г.К., Сагинова А.А.)

Изучение и распространение творческого опыта педагогических работников МОУДОД «ЦДТ» проводилось посредством:

- участия в областных мастерклассах «Квилинг», «Бижутерия из пластика» (Болтышова О.В., Голубкова Н.В., Сагинова А.А.)

проведения мастер-классов, открытых занятий, творческих лабораторий:

- муниципальный мастер-класс «Технология работы с пайетками» (Голубкова Н.В.)

- муниципальный мастер – класс «Витражная роспись» (Сагинова А.А.)

- мастер-класс «Использование потенциала национальной культуры» (Молдагалиева Г.К.)

- мастер-класс «Нетрадиционные формы проведения родительского собрания» (Амангалиева З.М.)

- мастер – класс «Организация и проведение родительского собрания» (Мухиева Н.Н.);

- творческая лаборатория «Технология создания буклетов, рекомендации по использованию Microsoft Publisher в проектной деятельности» (Амирова А.Ж.);


Основными формами изучения результативности методической компетенции педагогов являются посещение и анализ занятий, мероприятий, проверка дидактического материала. Проведенный анализ занятий педагогов показал, что в образовательно-воспитательном процессе используются 5 видов современных образовательных технологий: Проектно-исследовательские технологии; Информационные технологии; Музейная педагогика; Технология портфолио; Тестовые технологии

Создание благоприятного союза с семьями обучающихся – насущная необходимость сегодняшнего дня. Именно семья вводит ребенка в мир, в семье ребенок получает первые знания, умения и навыки жизни. Основная цель взаимодействия – вовлечение семьи в единое образовательное пространство, а в конечном итоге – формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители.

Педагогами д/о МОУДОД «ЦДТ» были составлены планы работы с родителями на 2010-2011 учебный год, куда включены родительские собрания, круглые столы, лектории, массовые мероприятия и др. виды деятельности.

Анализ деятельности педагогов д/о в этом направлении показал следующие результаты: проведено родительских собрания 14 с общим охватом родителей 223 человека.

Воспитанники МОУДОД «ЦДТ» вместе с родителями участвуют в массовых мероприятиях, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Свои знания и умения каждый участник мероприятия может реализовать через выступления, представление своих творческих работ, изделий декоративно-прикладного творчества и т.д. Проведение таких мероприятий ориентировано на развитие детского и семейного творчества в различных видах деятельности. В рамках программы «Корни» совместно с родителями проведено 8 массовых мероприятий, в которых принимали участие 224 родителя.


Наряду с положительными результатами работы учреждения за прошедший год, необходимо обратить внимание и на недостатки:

- недостаточно развита патриотическая работа с воспитанниками;

- не применяется такая форма самообразования педагогов как взаимопосещение занятий;

- уровень массовых мероприятий, проводимых педагогами недостаточно высокий;

- недостаточно развито применение в образовательной деятельности ИКТ;

- не ведется работа по разработке авторских программ дополнительного образования;

- недостаточно сформирован фонд дидактических и учебно-методических пособий;

- слабо развита природоохранная деятельность объединений экологической направленности.

Исходя из анализа и с целью решения проблем образовательно-воспитательного процесса на 2011-2012 учебный год ставятся следующие задачи:

- повышать качественный уровень проведения массовых мероприятий;

- совершенствовать патриотическую работу с воспитанниками;

- организация учебных занятий с использованием новейших информационных технологий;

- развивать природоохранную деятельность объединений экологической направленности;

- повышать эффективность образовательной деятельности за счет оснащения занятия новейшими дидактическими и наглядными материалами;

- создание авторских программ, отвечающих требованию времени;

- активизировать деятельность педагогов по сохранению контингента воспитанников;

- продолжить работу по привлечению родителей в образовательный процесс.