velikol.ru
1

Работа по сохранению здоровья учащихся в МБОУ «Каргальская основная общеобразовательная школа»


Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса. Все это приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам обучения и воспитания, который выражается в создании в 2011 году программы «Здоровья». При разработке этой программы в школе за основу были взяты четыре аспекта: соматическое здоровье; физическое здоровье; психическое здоровье; нравственное здоровье.

^ Цель программы: Формирование культуры здоровья у обучающихся.

Задачи.

  1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса.

  2. Организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.

  3. Обеспечение школьников во время пребывания в школе питанием, соответствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.

  4. Включение в учебные планы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать у них стремление к ведению здорового образа жизни.

  5. Внедрение в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.

  6. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих грамотно укрепить свое здоровье.

  7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья учащихся.

  8. Проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Для реализации программы весь коллектив школы организовывал учебно-воспитательный процесс в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Установлен строгий контроль над условиями и состоянием образовательной среды на основе постоянно обновляемых санитарных норм и правил. В школе четко и последовательно выполняются эти требования, чтобы снизить риск отрицательного воздействия данных факторов на здоровье учащихся.

Общими усилиями педагогов, медработников,решается задача создания экологической и психологической комфортности образовательной среды.

Программой предусмотрены и проведены разнообразные мероприятия по поддержанию и сохранению здоровья учащихся:


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

2

3

4

1

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ забо­леваний и их динамика.

1 раз в год

фельдшер

2

Составление социальных паспортов семей по классам, составление списков:

  • учащихся группы риска;

  • проблемных семей;

  • многодетных семей

  • малообеспеченных семей;

  • неполных семей;

  • детей с заболеваниями

Сентябрь

класс­ные руководители

 3

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

В течение года

Директор, зам. УВР

4

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора по У ВР

5

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

ФАП

6

Учёт посещаемости учащимися школы

В течение года

Заместители директора по УВР, классные руководители

7

Издание приказов: о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда

 

Сентябрь

Директор школы

8

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Директор школы

9

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор

10 

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор

11

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно 

Директор

12

Содержание в исправности всех средств пожаротушений

Постоянно

Директор

13

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период 

Директор

14

Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году

Июль-август

Директор

15

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По графику

Директор, преподаватель ОБЖ

17

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Директор

18

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адапта­ции их к условиям окольной образовательной среды

Февраль-май

Зам директора по УВР, учитель на­чальных классов 

19

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах

По отдель­ному плану

Администрация школы, проф­ком 

20

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х

Май-июнь

Зам. директора по УВР

21

Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

В летний период

Директор школы

22

Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасно­сти в школе

Сентябрь

Администрация школы, проф­ком

23

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители, медицинский работник

24

Обеспечение учащихся 1-9 классов горячим питанием

В течение учебного года

Директор школы, зам, дирек­тора по УВР, заведующая столовой

25

Контроль физического воспитания учеников

По отдельному плану

Администрация школы, учи­теля физкультуры

26

Контроль преподавания ОБЖ

По отдельному плану

Администрация школы

27

Проведение динамических пауз

В течение года

Учителя  - предметники, учитель физкультуры


^ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путём изучения элективных курсов, участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Заместитель директора по УВР

2

Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда

Сентябрь, март

Директор, заместитель директора по УВР

3

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по пра­вилам дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители

4

Организация работы по изучению правил дорожного движения

По отдельному плану

Классные руководители

5

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорово­го образа жизни

До декабря

Заместитель директора по УВР, биб­лиотекарь

9

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

В течение года

Заместитель директора по УВР

^ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1

Контроль соблюдения режима дня учащимися

В течение года

Классные руководители

2

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

Заместитель директора по УВР, класс­ные руководители

3

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители, педагог - психолог

4

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

В течение года

Классные руководители

6

Проведение месячника по очистке школьной территории

Май

Заместитель директора по УВР

7

Проведение дней здоровья

По плану школы

Заместитель директора по УВР,учитель физкультуры

8

Обеспечение проведения профилактических при­вивок учащимся

По графику

Медсестра

9

Проведение медосмотра педагогов школы

По графику

Администрация

10

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т.п.

По плану

Классные руководители

11

Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств (5-9-е классы)

По плану

Заместитель директора по УВР, классные руководители



^ Мероприятия, проведенные

в рамках реализации Программы «Здоровье».


1 класс

Классные часы: “Культура питания”, “Уход за телом и одеждой”, “Режим дня”, “Роль зарядки в жизни человека”, “Культура чтения”, “Что необходимо помнить, оставаясь дома один”.

Праздники: “Мой друг – Мойдодыр”.

Конкурсы : Знатоки “Все без исключения должны знать правила дорожного движения”

Рисунки: “Осторожно: дети!”.

Родительские собрания, лекции, встречи: “Адаптация в школе”, “Режим дня первоклассника”, “Рабочее место первоклассника”.

2 класс

Классные часы: “Режим дня “Каждому делу – свое время”, “Роль прогулки, ее сущность”, “Закаливание”, “Роль физических занятий в жизни ребенка”.

Праздники: “Сильнее, выше и быстрее”

Конкурс рисунков “Я за здоровый образ жизни”

3-4 классы

Классные часы: “Утренняя гимнастика”, “Режим работы”, “Красиво одеваться значит опрятно”, “Рабочий стол”, “Лекарственные растения”,

“Профилактика простудных заболеваний”.

Праздники: “Дорога к победе над собой”.

Рисунки “Зеленая аптека”

^ Родительские собрания, лекции, встречи: “Режим питания ребенка. Школьные завтраки”, “Возрастные особенности”, “Организация досуга детей”

“Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника”.

5-6 классы

Классные часы: “Режим дня. Режим работы и отдых”, “Гигиена мальчиков и девочек”, “Спорт в жизни человека”, “О полезных и вредных привычках”.

^ Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Родительские собрания: “Об особенностях физического развития младших школьников”.

7-8 классы

Классные часы: “Я и мое здоровье”, “Эмоции и стресс”, “Рациональное питание”, “Гигиена тела и одежды”.

^ Конкурс плакатов “Я за здоровый образ жизни”

Фотоконкурс “Выхожу я на дорогу”

Конкурс газет “По страницам Красной книги”

Родительские собрания: “Особенности физического развития подростков”.

9 класс

Классные часы: “Режим труда и отдыха”, “Профилактика переутомления”, “Семья в современном обществе”, “Дружба и любовь”, “Курение”, “Алкоголь”, Профилактика зависимостей”.


^ Тематика обязательных бесед ЗОЖ с учащимися


Сентябрь.

1.Правила безопасного поведения учащихся в школе, по дороге в школу и из школы.

2.Правила безопасного поведения учащихся во время экскурсий.


Октябрь.

1.Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (пожар, теракт и т.д.).

2.Первая помощь при ожогах.

Декабрь.

1.Правила безопасного поведения во время проведения новогодних праздников.

2.Правила пользования пиротехническими средствами.

3.Первая помощь при замерзании и обморожении.

4.Правила безопасного поведения во время зимних каникул.

Март.

1.Правила безопасного поведения во время половодья, схода снега с крыш, таянья льда на водоемах.

2.Профилактика бытового и уличного травматизма.

3.Первая помощь при кровотечениях и травмах.

Май.

1.Правила безопасного поведения во время походов и экскурсий на природу.

2.Первая помощь при травмах, отравлениях, укусах насекомых, тепловом и солнечном ударе.

3.Правила безопасного поведения для велосипедистов.

4.Правила безопасного поведения во время летних каникул (профилактика травматизма и правонарушений).


В школе действует система информационного обеспечения:

  • Встречи с медицинскими работниками;

  • Ежегодный конкурс рисунков и сочинений «Нет наркотикам!»;

  • Тематические классные часы.

  • Конкурс сочинений и рефератов о ЗОЖ.

Классные руководители ведут просветительскую работу по профилактике вредных привычек и здоровому образу жизни. Так создана копилка разработок классных часов.

Вопросы ЗОЖ поднимаются и перед родителями.

Классными руководителями проведены родительские собрания по вопросам:

  1. Употребление алкоголя несовершеннолетними

  2. Неврозы детей

  3. Проблемы перегрузки и неуспеваемости учащихся

  4. Как уберечь детей от беды.

Кроме этого были проведены и общешкольные родительские собрания:

  • Подросток в мире вредных привычек.

  • Роль семьи в укреплении здоровья детей.

Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и

форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно-обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Для снятия статистического напряжения учащихся во время учебных занятий и для повышения их двигательной активности проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные часы. Довольно часто используется метод «динамических пауз» за партой, динамический офтальметренаж по методу В. Ф. Базарного. В старших классах в учебный процесс включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, тренинговых и релаксационных техник саморегуляции; активно используется метод физкультурно-оздоровительной работы (занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, Дни Здоровья.

Важное значение наряду с соматическим здоровьем имеет психическое здоровье детей. Чтобы не допустить хронического утомления и нервно-психического истощения, ведущих к низкой мотивации и познавательной активности, весь педколлектив школы стремится создать благоприятный психологический климат в учебном процессе через применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, т. е. индивидуальный подход к обучению достигается через индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Такой подход позволяет реализовать модель педагогической поддержки развития индивидуальности ребёнка, сотрудничества с ним. Это и есть форма, содержанием которой является:

а) забота о здоровье ребёнка;

б) коррекция и реабилитация имеющихся у него нарушений;

в) организация рационального режима деятельности;

г) эффективного отдыха;

д) психологической разгрузки каждого конкретного ребёнка.

Вопрос сохранения душевного благополучия учащихся решается в результате правильно организованного психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.

Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним. Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает сделать правильный выбор жизненной позиции. Именно такое сопровождение и является основной целью психологической службы нашей школы.

Сопровождение осуществляется на всех этапах школьной жизни ребенка: это - сопровождение интеллектуального и личностного развития учащихся, сопровождение кризисных периодов, в том числе и адаптационных, что способствует реализации центральной задачи по сохранению психического здоровья учащихся школы.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода к учащимся является подбор доступных методов диагностики и последующего мониторинга развития и здоровья детей и подростков.

Результаты опроса учащихся по определению уровня здоровья учащихся школы (март, 2011 год):


^ 1. Как ты оцениваешь свое здоровье? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Отличное

45

28

34

24

22




Хорошее

45

30

33

56

47




Удовлетворительное

10

35

29

11

28




Плохое

-

7

4

9

3




Очень плохое



















^ 2. Как, по-твоему мнению, влияет школа на здоровье учащихся? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Хорошо влияет

27

25

31

39

9




Почти не влияет

48

26

34

40

53




Плохо влияет

9

20

23

14

30




Не знаю

16

28

12

7

8




^ 3. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, почти всегда

28

21

21

16

23




Да, достаточно часто

47

38

34

27

36




Редко

25

41

39

51

41




Нет, я совсем не устаю







6

6







^ 4. Возвращаясь домой из школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, всегда

4

17

8

19

24




Часто

41

38

43

45

51




Редко

47

39

41

32

25




Никогда

8

6

8

4

-




^ 5. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье? (%)

Классы

5

6

7

8

9




Да, помогает

16

17

27

40

31




Немного помогает

49

34

54

45

32




Совсем не помогает

18

26

10

10

26




Не знаю

17

23

9

5

11





Результаты опроса показали, что учащиеся оценивают свое здоровье в большинстве случаев как хорошее. Отмечают, что серьезные учебные нагрузки влияют на их самочувствие.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно–оздоровительной работы с учащимися. Для учащихся 1-х,2-х, 3-х, 4-х классов помимо обязательных уроков физической культуры 2 раза в неделю проводятся «Часы здоровья», включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.

Традиционными для всех учащихся 1-9-х классов стали проведение перед началом занятий утренние зарядки, физкультурные минутки, которые проводятся по единому комплексу упражнений, начиная с 3-го урока. Помимо ОРУ физкультурные минутки включают в себя упражнения, направленные на ослабление напряжения зрения.

Оздоровительные мероприятия проводятся регулярно: 1 раз в четверть – обязательный День здоровья. Охват учащихся - 100%.

Следует отметить, что руководство школы формирует положительную мотивацию учителей, направленную на участие их во всех оздоровительных мероприятиях вместе с учащимися.

  1. Каждый месяц проводятся спортивные соревнования, классные спартакиады.

  2. Система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов.

Классным руководителям в этом помогают медработники.


Как показывают результаты работы, реализация программы дает возможность формировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в повседневной жизни.