velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 386

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


443077, г. Самара, ул. Металлистов, д. 28 А

992-32-31, 992-33-00.


Годовой план

работы педагога - психолога

МДОУ детский сад № 386

Вязовцевой Е.И.

на 2011-2012 уч. год


СОДЕРЖАНИЕ:






Содержание

страницы



Цель, задачи, используемые программы, методические пособия.


2



Предполагаемый результат, прогнозируемые риски.


4



Диагностика воспитанников, педагогов, по запросу.


5



Психологическая коррекция и развитие.


6



Психологическое просвещение и профилактика.


7



Аналитическая работа


8



Консультирование.


8



Список литературы.


9



Цель:

Гармоничное развитие личности ребенка; сохранение психологического и социального благополучия воспитанников в процессе образовательной деятельности. Интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка в рамках коррекционно-развивающей работы, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Задачи:

  1. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

  2. Просвещение педагогического коллектива и родителей ДОУ о психологическом здоровье детей.

  3. Систематическое проведение необходимой профилактической, коррекционно-развивающей работы с детьми, в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями,(проводить углубленную коррекционную работу с детьми, имеющим особые образовательные услуги).

  4. Оценка результативности помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.



Используемые программы и методические пособия:

  1. Программа «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

  2. Программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

  3. «Воспитание здорового ребенка» под редакцией Маханевой М.Д.

  4. Прохоров А.О., Велиева С.В. «Психология психических состояний» (методики «Паровозик», «Цветик – восьмицветик».

  5. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (дидактический ящик).

  6. Тест Векслера (для измерения уровня интеллектуального развития).

  7. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития ребенка, разработанные в лаб. Л.А. Венгера.

  8. Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен.

  9. Проективная методика Рене Жиля (для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений)

  10. П. Торрес, краткий тест творческого мышления.

  11. Методика мотивационных предпочтений «Три желания».

  12. Л. Бендер – тест (методика направленная на изучение возможностей ребенка в области перцептивной и моторной организации пространства).



Предполагаемый результат:

  • активизация интеллектуальных способностей детей старших и подготовительных к школе групп;

  • положительные взаимоотношения между сверстниками и успешная адаптация к условиям детского сада вновь поступивших детей;

  • повышение активности и эмоционального благополучия сотрудников МДОУ.



Прогнозируемые риски:

  • влияние социальных и бытовых условий на качество учебно-воспитательного процесса;

  • нерегулярное посещение ребенком МДОУ;

  • неблагоприятные психологические и социальные факторы (неподготовленность родителей к семейной жизни, частые конфликты в семье, злоупотребление алкоголем членами семьи и т. п. );

  • недостаточная материально-техническая база для проведения психокоррекционных занятий.




  1. Диагностика.



Направление работы

Форма проведения

Объект

Сроки проведения

Форма отчетности

1.1. Диагностика воспитанников


1.Адаптация детей- воспитанников к условиям воспитания и обучения в ДОУ(карта адаптации М.Г. Борисенко и др.)


2.Психологическое здоровье детей:

а)методика выявления самооценки «Лесенка» С.Г.Якобсон, В.Т.Щур

б)тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Аммен

в)Гештальт-Бендер-тест

г)социальная направленность личности методика Л.И.Божович «Три желания»


3. Умственное развитие воспитанников:

а)методика диагностики Е.А.Стребелевой

б)методика Д.Векслера

в)стандартные прогрессивные матрицы Равена


4. Уровень психологической готовности детей к школьному обучению (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан).


^ 1.2. Диагностика педагогов


1.СЭВ – синдром педагогического выгорания(использовать лучше поддержку, а не комплимент).


2.Тест В.Бойко на СЭВ.


^ 1.3. Диагностика по запросу


1. Индивидуальная диагностика по запросам педагогов, родителей, администрации.




Наблюдение, адаптационные листы для воспитателей.


Наблюдение, диагностика.


Наблюдение, тестирование.


Тестирование, наблюдение.


Наблюдение, тестирование.


Наблюдение, тестирование.





Дети младших групп и все вновь поступившие дети.


Все воспитанники ДОУ.


Дети старшего дошкольного возраста.


Дети среднего и старшего дошкольного возраста.


Воспитанники ДОУ.


Педагоги



Сентябрь

(в течении года, по мере поступлению детей вДОУ)


Ноябрь-декабрь


Ноябрь; апрель


Декабрь

Апрель


Октябрь

В течение года

Февраль


В течение года


В течение года


В течение года




Для всех направлений диагностической деятельности формой отчетности будет являться составление аналитических справок.


Фиксирование в протоколы.


Фиксирование в протоколы.


Запись в журнал индивидуальных форм работы




  1. Психологическая коррекция и развитие.



2.1. Коррекционно-развивающая работа с детьми, переживающими трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в ДОУ.


Групповые и индивидуальные занятия.



Дети младших групп и вновь прибывшие дети.




Сентябрь-октябрь; в течение года.



Запись в журнал индивидуальных форм работы.


2.3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми на формирование эмоционально- волевой сферы


Групповые и индивидуальные занятия.



Дети среднего и старшего дошкольного возраста.


В течение года


Запись в журнал индивидуальных форм работы.



2.4. Занятия на формирование речи и словаря.


Индивидуальные занятия.


Дети среднего и старшего дошкольного возраста.


В течение года.


Запись в журнал индивидуальных форм работы


2.5. Занятие на развитие ВПФ.



Индивидуальные занятия.



Дети всех возрастов.



В течение года по запросу.


Запись в журнал индивидуальных форм работы


2.6.«Школа психо-логической поддержки» - релаксационные техники с педагогами:


а) тренинговое занятие «Учимся отдыхать»


б) психологическая игра «Будем детьми: игра коровы, собаки, кошки»


в) тренинговое занятие «Тропинка к своему я»


г) психологическая игра «Сочиняем сказку»



Групповая работа.


Групповая работа.


Групповая работа.


Групповая работа.



Педагоги


Педагоги


Педагоги


Педагоги



Октябрь


Декабрь


Февраль


Апрель






  1. Психологическое просвещение и профилактика.



^ 3.1. Работа с родителями:


1. Участие в родительских собраниях



Групповая работа.


Родители.


В течении года



Выступление на род.собрании.

2. Организация «Телефона доверия»

Индивидуальная работа

Родители.

В течении года




3. Организация почтового ящика «Вы спрашивали, мы отвечаем»

Групповая работа, индивидуальная работа.

Родители.

В течении года


Запись в журнале консультаций

4. «Ожидания наших детей» - из серии воспитание родителей.

Групповая работа.

Родители.




Выступление на род.собр.


5. Влияние детско- родительских отношений на формирование эмоционально-личностных характеристик детей.

Групповая работа.

Родители




Лекции

6.Анкетирование родителей а) «Ваше мнение о работе ДОУ»

б)«Ваше мнение о педагогическом мастерстве педагогов»

Групповая работа.


Групповая работа.


Родители


Родители



Два раза в год


Справка


^ 3.2. Работа с кадрами:

1. Участие в оформлении журнала ДОУ.

2. Выступления на педагогических советах.

3. Участие в работе медико-педагогического контроля (ПМПКа) ДОУ.

4. Выступления в школе молодого педагога:

а) «Психологическое развитие дошкольника»

б) Релаксирующии упражнения в работе с детьми.

в) Гиперактивные дети

5. Участие в организации районных семинарах.

6. Выпуск психолого-педагогического журнала «Педагогический альманах»






Педагоги


Педагоги


Педагоги



По запросу


В течении года


В течении года


Сентябрь


Декабрь


В течении года




Папка по ПМПКа



VI. Аналитическая работа



4.1.Анализ работы психолога за первое полугодие учебного года

Центр

Психолог

Январь

Отчет

4.1.Анализ работы психолога за учебный год

Центр

Психолог

Май

Отчет

4.2.Аналитический отчет психологической службы

Центр

Психолог

Июнь

Отчет



V. Консультирование



4.1. Родителей:


1.Адаптация ребенка в детском саду: первый раз в детский сад.


2.Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей.


3. Готовим ребенка к школе: вопросы и ответы.


4. Психическое развитие детей от 1 до 3 лет.


5. Психическое развитие детей от 3 до 5 лет.


4.2. Воспитателей:


1. Как выявить тревожного ребенка. Профилактика тревожности.


2. Полоролевое воспитание дошкольника.


3.Игротерапия.




Групповая работа, индивидуальная работа.

Групповая работа


Групповая работа


Групповая работа,

индивидуальная работа.

Групповая работа,


Групповая работа.


Групповая работа.


Групповая работа.




Родители


Родители


Родители


Родители


Родители


Педагоги


Педагоги


Педагоги




Сентябрь


Октябрь



Февраль




Май


Май


Сентябрь


Январь


Апрель




Выступление на род.собрании.

индивидуальные консультации.


Выступление на род.собрании.


Выступление на род.собрании.


Выступление на род.собрании; индивидуальные консультации.


Консультация


Консультация


Консультация




^ Методики исследования и список литературы:

1. Алексеенко В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка». –М. 2008 г.

2. Т.И. Чиркова «Психологическая служба в детском саду». М.2000г.

3. Р.С.Немов «Психология», книга 2.- М.2003г.

4. А.И.Захаров. «Детские неврозы». – Спб., 1995 г.

5. Л.Ф. Тихомирова « Логика для дошкольников». Яр,1999г.

6. Михаил и Надежда Тепловы «Воспитание родителей»-М. 2006г.

7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».- М.: 2009.

8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. «Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь».- СПб.: 2007.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №386

городского округа Самара


Россия, 443077, г.Самара, ул. Металлистов, 28-А

Тел.: (846)992-33-00

Факс: (846)992-32-31

Детский сад №386


Перспективный план кружка


^ «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»


с детьми 5-7 лет


Педагог – психолог Вязовцева Е.И.


Перспективный план кружка «ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

с детьми 5-7 лет


^ Функции сказок:

- диагностическая

- прогностическая

- воспитывающая

- коррекционная


Цель: Воспитывать в ребенке доброту, порядочность, смелость и уверенность в себе. Помочь дошкольникам избавиться от агрессии, эгоизма, преодолеть страхи и комплексы, психологически и морально подготовиться к реальным проблемам в школе, детском садике, в большом мире вообще.






Задачи

Содержание работы

Форма работы

Прогнозируемый результат

Участ-ники

1.

Январь

Помочь ребенку найти внутренние ресурсы для преодоления неисполнитель-ности, неаккуратности, потребительского отношения к окружающим.

Сказки, избавляющие от эгоизма.


1 неделя

«Как черепашка обидела маму»

2 неделя

Чтение и заучивание стих-ния «Улитка»

3 неделя

Игра в продолжение сказки(сочиняем сами)


Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Повышение активности и эмоционального благополучия. Преодолеть зачатки того из чего может вырасти эгоистичный лентяй.


Дети старшей

и подг.

групп.

2.

Февраль

Помочь ребенку правильно оценивать себя, при помощи сказок вызвать у ребенка переоценку самовосприятия и выявить скрытые возможности личности.

Сказки, повышающие самооценку ребенка, развивающие уверенность в себе.


1 неделя

«Гадкий утенок»

2 неделя

«Далекая война»

3 неделя

«Буратино»

4 неделя

Чтение и заучивание стих-ния «Мечта»



Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Положительные взаимоотношения между сверстниками. Умение оценивать свои поступки.

Дети старшей

и подг.

групп.

3.

Март

Сказки развивающие фантазию и творческие способности ребенка.

1 неделя

«Кукла и машина»

2 неделя

«Сказка о стене и маленьком обачке»

3 неделя

«Царевна-лягушка»

4 неделя

Игра в продолжение сказки.


Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Научить детей творчески мыслить, не бояться использовать свои оригинальные идеи. Развитие образного мышления, творческого воображения.

Дети старшей

и подг.

групп.

4.

Апрель

Сказки развивающие смелость и решительность.

1 неделя

«Волк и семеро козлят»

2 неделя

«Кот в сапогах»

3 неделя

«Гуси лебеди»

4 неделя

«Спящая красавица»

Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Учить детей реально оценивать проблему сказки, учить бороться с комплексами. Воспитывать не только смелость и храбрость, но и патриотизм.

Дети старшей

и подг.

групп.

5.

Май

Сказки развивающие смелость и решительность.

1 неделя

«Стойкий оловянный солдатик»

2 неделя

«Кощей Бессмертный»

3 неделя

«Мальчик-с-пальчик»

4 неделя

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Продолжать учить детей реально оценивать проблему сказки, учить бороться с комплексами. Воспитывать не только смелость и храбрость, но и патриотизм.

Дети старшей

и подг.

групп.

6.

Июнь

Сказки способствующие развитию ответственности.

1 неделя

«Светофор»

2 неделя

«Теплый хлеб»

3 неделя

«Друг детства»

4 неделя

«Самое дорогое»

Чтение сказок, их обсужде-

ние, рисование, игры по ролям.

Активизация интеллектуальных способностей детей, положительные взаимоотношения между сверстниками. Вызвать у детей определенные чувства или реакцию у ребенка на данную сказку, вместо силового морального давления.


Дети старшей

и подг.

групп.



Сказка – это всегда обращение к душе человека, к тому ребенку, что находится внутри каждого из нас. Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях. Сказки обучают и воспитывают детей.


^ Сказки, используемые как терапевтические средства


Сказка «А зайцы плавают?» Н. Абрамцевой


В лес пришла ночь. Уснули грибы и цветы, зайцы, белки, ежи и даже сороки.

Но разве можно спать лесу? Мало ли что может случиться. Вот и придумал лес

на всякий случай птиц, у которых день и ночь местами поменялись. Совы.

Днем они спят, а как только стемнеет, просыпаются: все видят, все

замечают.


В эту ночь, как обычно, совенок летел по знакомому лесу. И вдруг слышит,

кто-то воет. Волк, наверное. Кто же еще в лесу выть может? Но совенку

показалось — странно воет волк. Не кровожадно, как ему положено, а,

скорее, обиженно, растерянно. И тихо полетел разузнать, в чем дело. Вот

крохотная лесная пичужка. А возле нее тот, который воет. Ну и волк...


Просто — заяц. Заяц, а никакой не волк, сидел, печально свесив уши чуть не

до самого хвостика, и выл. От удивления совенок так и повис в воздухе, не

шевелившись. И как же тут не удивиться? Зайцы не воют — всем известно. А

этот!.. Совенок хлопнул желтыми глазищами, сел на гибкую ветку кустарника,

что рос над самой водой, и очень вежливо спросил:


-Уважаемый Заяц, извините, пожалуйста, но почему вы... воете?


А тот и не смотрит на совенка. И вообще, грустный совсем.


- Ответьте же мне, Заяц! Грустный заяц вздохнул.


- Ах, совенок, я вою от горя. Но ты меня не поймешь.


-Подождите, — разволновался совенок, — не войте, пожалуйста! Может быть, я

все-таки пойму и смогу.


- А ты не станешь смеяться? — Заяц недоверчиво скосил и без того раскосые

глаза.


Совенок так решительно замотал головой, что тоненькая веточка, на которой

он сидел, запрыгала под его лапками и подбросила совенка в воздух.


-Если так, я тебе скажу. Видишь ли, мне очень хочется научиться плавать.

Смешно, да?


- Смешно? Почему же смешно? Просто немножко не понятно.


Заяц согласно закивал:


- Конечно, конечно. Я же говорил, ты не поймешь.


- Простите, Заяц, — возмутился совенок, но это не я не понимаю, а вы не

умеете объяснить. Скажите, почему вам хочется плавать ночью, когда спят

все, кто может научить, - и лягушки, и рыбы?


Усевшись на толстой и прочной ветке старой ели, совенок задумчиво

посмотрел на спящую воду.


- Потому что днем... Понимаешь ли... — Заяц ему смущенно оглянулся. -

Неудобно днем: смеяться будут... — Заяц передразнил того, кто будет

смеяться: — «Ой- ой-ой! Заяц плывет! Ха-ха-ха!»


- Вон оно что, — вздохнул совенок, — раз вы такой стеснительный, будем

плавать сначала ночью, а потом посмотрим.


- Неужели ты меня научишь?


- Видите ли, -засмеялся совенок и поднял перышки на макушке, — я совенок.

А совята и даже взрослые совы никогда не плавают. Мы летаем. Но у меня

есть приятель — лягушонок. Он вас научит. Правда, придется его разбудить.


Сонный лягушонок сначала никак не мог понять, почему среди ночи он должен

учить плавать незнакомого ему зайца.


- Да потому, что он хороший Заяц! И потому, что он хочет плавать! И не

умеет! А ты умеешь! И потому, что я!.. И потому, что ты!.. — Совенок

захлопал глазами, крыльями, завертел головой, запутался в словах.


- Ну что ты! Что ты! — Лягушонок выпрыгнул из своего домика под старой

корягой. — Я не против. Просто я не сразу проснулся. Где твой Заяц?


Заяц ждал. И уже боялся, что совенок не вернется, и лягушонка не приведет,

и плавать его никто не научит... И ему снова захотелось выть.


- Добрый день! В смысле — ночь! В смысле здравствуйте! — проквакал,

выскочив из травы, лягушонок. — Я — Лягушонок.


- Да, это он, — подтвердил совенок, устраиваясь на старой елке.


- Ой! — Заяц сжался в комочек. Теперь ему было страшно, потому что знал:

придется лезть в воду.


- Не волнуйтесь, пожалуйста, — успокаивал лягушонок. — У вас все

получится. Вы ведь хотите плавать?


- Очень! — Заяц кивнул так энергично, что уши его слегка стукнули

лягушонка по голове. — Ой, простите, я не хотел. — Заяц вздрогнул и

отскочил.


Лягушонок посмотрел на зайца, посмотрел на воду и задумался: «Как же можно

научить его плавать?!»


Но не научить было нельзя, потому что заяц ждал и смотрел на лягушонка с

такой надеждой, что он даже немного завоображал.


Так, — сказал он и потрогал лапкой воду, — вода хорошая. Заяц, пожалуйста,

внимательно следите за мной. — лягушонок прыгнул в воду.


Лягушонок очень тщательно проделывал все плавательные движения, объясняя,

что для чего нужно. Заяц смотрел и не дышал. Он выпрыгнул на берег.


Вот, — сказал он зайцу, — теперь давайте вместе. Прыгнем! Прыгнули.

Лягушонок в воду. Заяц тоже очень хорошо, отлично прыгнул, высоко, легко.

Вот только опустился не в воду, а туда же, откуда прыгал. И очень

удивился. Потому что хотел прыгнуть в воду.


-Заяц! — Лягушонок выпрыгнул на берег. — Вы раздумали плавать?


Лягушонок даже расстроился. Ему и самому уже хотелось научить зайца

плавать.


- Не мог Заяц раздумать! — Это совенок слетел со своей ветки. — Вы,

наверное, просто боитесь, Заяц!


- Боюсь, — признался заяц.


- Ничего, — сказал лягушонок. — Я придумал. В воду вам. Заяц, окунуться

все-таки придется. Без этого никак нельзя плавать. Но, — лягушонок важно

прохаживался, — чтобы вам не было так страшно, вы будете держаться за

лапки совенка, а ты, совенок, спрячь когти и лети над самой водой.

Сможешь?


Смогу. — Совенок показал, как он уберет когти.


- А я, — лягушонок подскочил к зайцу, я буду поддерживать вас за хвостик.

Вы не возражаете?


- Нисколько! — обрадовался заяц. Он медленно вошел в воду. Вода еле-еле

доходила ему до живота и была теплой и спокойной. Вот и «поплыли» они

имеете: заяц в воде, лягушонок — под водой и совенок сверху. Плывут. А

вода выше не поднимается, и ничего удивительного в этом нет. Ведь речка

называлась речкой только для лягушат, а на самом деле была маленьким

лесным ручейком. Совсем маленьким. Заяц убедился в том, что вода, а

вернее, дно ручейка держит его надежно, и совсем перестал бояться.

Отпустил лапки совенка, осторожно стряхнул с хвостика лягушонка и запрыгал

в воде.


— Плыву?! Плыву!! — завизжал заяц. — Вы видите? Ну, конечно же, и совенок,

и лягушонок видели, и им тоже показалось, что заяц плывет замечательно. Он

«плавал», «плавал», пока не расплескал половину ручейка, выбрался на

берег, отряхнулся и удивленно спросил:


— Это я плавал?


— Конечно, конечно, вы очень хорошо плавали. Заяц!


Лягушонок и совенок были довольны не меньше его самого. И только старая

елка, что росла у ручья, поняла, что заяц просто прыгал, а совсем не

плавал. Но она никому об этом не скажет — пусть думают, что плавал. Раз

так хочется и зайцу, и совенку, и лягушонку.


Сказка «Сказка о тумане» Н. Абрамцевой


Поздно вечером далеко за лесом грустил туман. Ему было одиноко. У него

никого не было. Так случается. Иногда.


- Как печально... Как печально одному... - вздыбил туман.


Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо

легких, молочно-белых шарик. Это было очень красиво! Но ничуть не весело.

Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл. Потом туман

собрал все свои клубочки вместе, взлетел немного над землей и растянулся в

чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль

все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом

волшебном ковре. И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь

друга. Иначе он испарится от печали... А это гораздо хуже, чем испариться

от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно, ему ведь полагается

таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть,

растаять от печали... Это очень, очень обидно.


Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел... тропинку. Тропинка

бежала сначала через луг, поросший ни высокой травой, а потом ныряла в

лес.


- Тропинка, — позвал туман мягким тихим голосом, — тропинка, я очень

одинок, стань моим другом.


- Твоим другом? — отозвалась тропинка. А как мы будем дружить?


- Мы будем замечательно дружить, — ответил туман.


- И ты, и я - мы знаем много интересного. Я — потому что могу приподняться

над землей и все разглядеть. А ты - потому что бежишь далеко, через луг,

через лес и тоже много видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу

разные разности.


- Это было бы хорошо, - согласилась тропинка, — только уж очень я длинная.

Поэтому один мой конец тебя прекрасно слышит, а другой, дальний, еле

различает твои слова.


- Не беда, — возразил туман. — Смотри!


Он вытянулся в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень скоро

лента густого белого тумана скрыла всю тропинку от конца до конца.


- Вот, — сказал туман. — Теперь ты вся должна меня видеть и слышать.


- Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу и слышу. Правда, ты

такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу. Это очень

неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать интересные

истории. Ты первый.


Но только туман собрался начать свой рассказ, как послышался удивленный и

недовольный голос. Человеческий голос. Голос лесника, который возвращался

из города в свой лесной дом.


— Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по знакомой тропинке и

вдруг заблудился: туман. Туман спереди, туман сзади. Что за напасть!

Ничего не вижу! Где же тропинка? Ну, где же тропинка?


— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Ведь меня из-за тебя совсем

не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка - лесник найдет

свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи,

пожалуйста.


— Я понимаю, - печально сказал туман. Белая пышная лента быстро

свернулась, тропинка снова стала заметной, а туман снова прежним,

печальным туманным облачком.


Совсем загрустил туман. Но вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман

пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила.

«Интересно, думал туман, - кто-то белый. И я белый. Может быть, мы сумеем

подружиться?..»


Туман тихо поплыл к тому, кто белел. Оказалось, что это березы. Целая

березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в

лунном свете еще белее.


— Милые березы, — робко сказал туман. — Вы так красивы, а я так одинок.

Станьте моими друзьями, пожалуйста.


— Мы бы рады, но... Мы бы рады, но... Мы бы ряды, но... — прошептали

березы по очереди.


— Мы бы рады, - закончила за всех самая красивая береза, — но мы красивы.

Ведь ты тоже так считаешь?


— Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы прекрасны! Но разве

ваша красота мешает нам дружить?


— Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Коли мы будем дружить,

если пустим тебя в нашу рощу, мы... мы... будто исчезнем. Ты белый и мы

белые. И никто не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?


— Но, — попробовал спорить туман, — ведь сейчас ночь. Для кого же ваша

красота?


— Как?! — заволновались березы. — А ночные мотыльки? А ночные цветы? А

ветер ночной?


— А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила, — Нет, туман,

не обижайся, но нам нельзя дружить. Уходи, пожалуйста.


И поплыл печальный туман снова искать друга.


Вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с

длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну, уж с этим маленьким пушистым

клубочком я обязательно подружусь», решил туман. Он подкрался к ушастому,

осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил: «Ты кто?»


— Заяц, — быстро ответил тот и спросил, — а ты? — И добавил: — Я тебя

боюсь!


— Заяц, ну конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил

туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?


— Согласен - согласен. Я на все согласен, потому что я боюсь. Утром начнем

дружить.


— Нет, нет,— заволновался туман, — не утром. Сейчас!!! Утром я растаю. Я

вообще могу быть только ночью.


— А я ночью так боюсь!! Так боюсь, что меня, можно считать, почти нет. А

значит, дружить с тобой я не могу, — выпалил заяц. — Извини! Я домой!

Прыгнул заяц в сторону, и не видно его. А туман снова один.


«Ну что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы тумана люди росой

называют), что же никто со мной не дружит? Почему я никому не нужен?»


Но недолго плакал туман. Скоро услышал он громкое хлопанье сильных

крыльев, щелканье крепкого клюва, сердитое уханье. А потом увидел

желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые —

сразу не скажешь. Птица опустилась на ветку старой ели.


— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и

добавила: — Глупый...


— Почему — глупый? — вздохнул туман.


— Потому что глупо то, что говоришь: «Я никому не нужен». Так не бывает.

Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то

одному на свете, — спокойно сказала сова.


— Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.


— Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то знать не точно?


— И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать друзьями?


— Знаю, помогу, — медленно ответила сова, и, помолчав, добавила:


— Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну, да ладно. Лети за

мной.


Сова расправила сильные мягкие крылья и полетела невысоко и небыстро, а

туман послушно плыл за ней. Недолог был их путь. Вот и небольшое озеро,

поросшее по берегам зеленой осокой. Послышались тихие звуки: жалуется

кто-то, вздыхает, сетует.


— Сова, — позвал туман, — послушай, это озеро жалуется.


— Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама и не слышала, — вот как. И

она опустилась на ветку старого дерева, что росло возле озера. Туман

окружил озеро. А сова спросила:


— О чем вздыхаешь, озеро?


— Ах! Беда, беда у меня, — заволновалось озеро.


— Я сейчас выйду из берегов. От слез.


— Ты плачешь? — спросила сова.


— Ты плачешь... — вздохнул туман.


— Нет, — ответило озеро, — не я. Плачут мои рыбы, что у меня живут. Они не

могут уснуть. Слишком ярко горят звезды. Свет звезд дробится в моей воде,

становится еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Вот они и плачут. И

столько слез они наплакали, что слезы их и вода моя в берегах у меня не

умещаются. Ах, — волновалось озеро и само чуть не плакало, — жаль мне

бедных рыб моих.


— Вот как, — будто бы равнодушно сказала сова и улетела.


А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым

ковром-одеялом. Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд,

тонули, терялись в клубах тумана и не мешали спать ни одной, даже самой

беспокойной рыбке.


— Спасибо, тебе, — сказало озеро туману, — спасибо. Ты спас моих рыб и

меня. Ты настоящий друг.


— Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.


— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?


— За то, что я тебе нужен, — ответил туман. Теперь, когда ты увидишь над

озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два

друга — туман и озеро — о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.


Может быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой, выдумкой. Может

быть, скажут они, туман совсем не потому стелется над озером. Может быть.

Но это не страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана и совы.


Сказка «Мальчик и море» А. Лопатиной


Сережа разбежался, чтобы влететь в море на всем ходу, вспенить ногами

мелкую волну и почувствовать соленые морские брызги на лице и руках. Так

он каждое утро здоровался с морем. Наступил ноябрь. Все отдыхающие

разъехались, санаторий закрылся на ремонт, в маленьком приморском поселке

почти не осталось жителей. Сережка должен был ходить в школу за три

километра на станцию, но он каждое утро сначала прибегал к морю, бросал

портфель и ботинки на холодный песок, разбегался и здоровался с морем.


А сегодня мальчик вдруг затормозил, не добежав до кромки воды. Его

остановил едкий запах. Да и само море было непривычно сизое с радужными

разводами на гребешках волн. Волна изо всех сил плеснула и дотянулась до

мальчика. Пальцы ног покрылись маслянистой пленкой. Сережка прошелся по

берегу. Тут и там валялась уснувшая рыба. Чайка сидела на груде пахнущих

керосином водорослей. Она не взлетела, а скорее поскакала по песку от

Сережки, взмахивая серыми обвисшими крыльями.


Сережка вспомнил, что вчера передавали по телевизору об аварии на нефтяном

танкере. Это случилось за сотни километров от их поселка. Значит, беда

докатилась и сюда. Мальчик еще раз прошелся по берегу. После закрытия

сезона бульдозер сгреб в кучи мусор, но его так и не убрали. Сейчас они

источали резкий керосиновый запах.


«Надо бежать в санаторий, там работают машины. Они помогут очистить

берег», - решил мальчик. Он быстро натянул ботинки и помчался.


- Надо сгрести бульдозером мусор и грязь, погрузить на самосвал и вывезти

на пустырь. Там небольшое загрязнение, за день можно очистить все, -

объяснил Сережка прорабу.


- Целый день! Ты с ума сошел мальчик. Знаешь, что со мной сделают за день

простоя?


- Машины же не будут простаивать, наоборот…


- Знаю, слышал, - перебил прораб. - Не могу. Извини, брат, мы и так

срываем план.


Два часа Сережка уговаривал прораба, мастера и еще каких-то людей. Но все

только пожимали плечами. Он вернулся на берег. Стал сам собирать

пропитанный нефтью мусор в кучу подальше от моря, попытался отмыть чайку,

но двух мальчишеских рук для этой работы было слишком мало.


Когда стемнело и работать стало невозможно, злой и голодный Сережка

отправился домой. По лицу его катились слезы бессилия. «Я должен что-то

сделать! Я должен что-то сделать», - твердил мальчик. В этот момент взгляд

Сережки упал на бульдозер, который мирно дремал на строительной площадке

перед санаторием. Все строители уже ушли по домам. Сторожа тоже не было

видно.


«Что если завести бульдозер и хотя бы сдвинуть нефтяной мусор подальше от

берега?! - подумал Сергей. - Я же пробовал водить трактор, может, и с

бульдозером справлюсь?!» Мальчик подошел к бульдозеру, вскарабкался на

него и потрогал рычаги управления. К сожалению, завести бульдозер с

помощью проволоки не удалось. «Помогите же кто-нибудь! Море гибнет!

Спасите!» - закричал Сережка изо всех сил в темное ночное небо.


Вдруг бульдозер вздрогнул и заурчал. Сережка сидел, замерев, и не

притрагивался к рычагам. Зажглись фары, и бульдозер поехал сам. Вслед за

бульдозером послышалось громыхание экскаватора и рев мотора самосвала.


Всю ночь работали машины, и к утру берег был чист. Сережка вернулся на

бульдозере на стройплощадку, когда уже рассвело. Он так устал, что заснул

прямо в кабине.


Разбудил мальчика крик прораба:


- Кто тебе разрешил машины трогать? Люди говорят, они всю ночь на берегу

работали.


- Дяденька, разве я могу один управлять тремя машинами? - спросил Сережка.


- Кто же брал машины? - закричал прораб. Мальчик в ответ только пожал

плечами.


Он шатался от усталости и не помнил, как вернулся домой. Они жили вдвоем с

мамой, но мама работала проводницей и была в поездке, поэтому мальчик

уснул, не раздеваясь.


Утром Сережка разбежался и влетел в море, вспенивая ногами мелкую волну.

Соленые морские брызги взметнулись фонтаном, оседая на руках, курточке и

лице.


«Здравствуй, море»! - закричал радостно мальчик.


Сказка «Про счастье»


В давние-давние времена жила была семья. Отец был рыбаком и с утра уходил

в море, чтобы накормить всю семью, а возвращался поздно вечером. Мать была

мастерица - искусница. Вся деревня приходила к ней просьбами: сшить

платье, соткать ковер или вышить рушник к свадьбе. И была у них дочка

Дарьюшка. И в отца она пошла, и в мать уродилась: была и трудолюбивой, и

доброй, и любознательной. За эти качества все жители деревни пророчили ей

счастье. И так часто девочка слышала это слово счастье, что ей захотелось

узнать, что же это такое и в чем оно заключается. И вот вечером, гуляя по

берегу моря и собирая ракушки, она подошла к отцу, чинившему сети.


-Папа, а что такое счастье, о котором все говорят?


- Счастье- это хороший улов и мирное море, достаток и лад в семье


Послушала она и подумала:


- рыбу то я не ловлю, в море не хожу. Что же такое счастье?


И пошла к маме.


-Мама, мамочка, а что такое счастье?


-Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка, котик

мурлыка, муж работящий. Вот оно счастье, нет его слаще.


Хоть и красиво мам молвила, а не разумела девочка, не поняла. И решила она

обратиться к своей подружке


- Подруженька, лапушка, а что такое счастье? Ты знаешь?


- Конечно, знаю, Дарьюшка. Счастье- это модный сарафан, новые сапожки,

красивые сережки.


- Много платьев красивых лежит у меня дома, мамой нашитых. Но не

становлюсь я от этого счастливее.


Решила Дарьюшка пойти к своей бабушке, живущей в соседней деревне.


По пути встретила она цыганку.


- Цыганка, скажи, что такое счастье?


- Счастье- это моя свобода.


Пришла Дарьюшка к бабушке. Спросила она и у бабушки о счастье. Мудрая,

старая бабушка ответила:


- Счастье у каждого разное. Ты подходила к отцу, его счастье - обеспечить

семью, у матери- накормить семью и угодить отцу, у подружки твоей -

счастье заключается в красивых да модных нарядах, у цыганки- в свободе. На

самом деле ты будешь счастлива, когда научишься делать других чуточку

счастливее, отдавая при этом людям кусочек своей души.


Девочка задумалась и поняла, что она счастлива.


Стихотворение В. Шаинского “В мире много сказок”:


В мире много сказок, грустных и смешных.


И прожить на свете нам нельзя без них.


Лампа Алладина, в сказку нас веди.


Башмачок хрустальный, помоги в пути!


Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух …


Каждый нам в дороге - настоящий друг.


Пусть герои сказок дарят нам тепло,


Пусть Добро навеки побеждает зло!