velikol.ru
1


МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

учителей истории и искусства МБОУ Горновской СОШ

№ протокола __________

от «____» _____ 200 __ г.


СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

___________________ Ф.И.О.


«___» _______200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Горновской СОШ

________________ Ф.И.О.

________________________

от «____» _______ 200 __ г.




^ Рабочая программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для учащихся 5-7 классов


составитель программы:

Петрова Оксана Викторовна

учитель ИЗО

высшей квалификационной категории

МБОУ Тогучинского района Горновской СОШ


р.п. Горный

2010-20101 учебный год


^ Пояснительная записка

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека.

Данная рабочая программа составлена на основе программы изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией и руководством Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

^ Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Формы и методы проведения уроков по ИЗО — (Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства).

Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Основные цели и задачи:

Развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;

• Развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;

• Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;

• Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

• Освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;


• Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

• Умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;

• Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

• Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

В связи с поставленными целями и задачами, в результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:

• Основные виды ИЗО и жанры;

• Основы изобразительной грамоты;

• Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;

• Крупнейшие музеи мира и России;

• Значение ИЗО в художественной культуре;

• Направления и стили МХК;

• Шедевры МХК;

• Особенности языка искусства.

Уметь:

• Применять различные художественные материалы;

• Анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров

ИЗО;

• Определять средства выразительности;

• Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

• Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов

ИЗО;

• Выполнять учебные и творческие задания.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: Урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы ит.д.

В программе применяются принципы:

• От простого к сложному. Этот принцип проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала.

• От знаний к творчеству. Творческие задания всегда начинаются с информации, лекции, показа иллюстраций, слайдов по теме, рассказа о художниках, скульпторах, стилях художественной культуры.

• От натуры к фантазии. Творческие задания начинаются с изучения геометрических форм, природных форм, а затем выполняется фантазия на выбранную форму и выбирается техника исполнения.

• От идеи к ее реализации. Этот принцип является формированием личности ребенка как творца. От эскиза, размера работы, выбора материала зависит создание восприятия художественного произведения.

При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты. Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

Программа построена по блочно-модульному принципу. Каждый блок свя­зан со всеми годами обучения и направлен на формирование творческой лич­ности. Каждый блок программы, в свою очередь, включает разделы, а иногда

и подразделы, касающиеся отдельных проблем. Для высвобождения твор­ческой энергии художника, учащиеся проходят ключевые этапы процесса:

  • Первый инсайт.

  • Насыщение.

  • Вынашивание.

  • Озарение («Aral).

  • Верификация.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным про­блемам:

  • Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, простран­ство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загоражи­вание, изображения людей и животных, предметов).

  • Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

  • Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ас­социаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормо­вое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

  • ^ Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной рос­писи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

  • ^ Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

Блоки связаны между собой. При создании длительной работы по лю­бой творческой теме, выполняются короткие творческие задания на изу­чение необходимых отдельных элементов, касающиеся различных блоков программы.

В программе «Я вижу мир» применяются принципы:

^ Классификация и характеристика занятий

по изобразительной деятельности

В методической литературе встречаются различные названия занятий: предмет­ное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельнос­ти. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов дей­ствия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятель­ность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосред­ственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды услов­но и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создает­ся на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблю­дения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со свер­стниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде заня­тия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (леп­ке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обуче­нии умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действитель­ности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фоль­клорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объе­диняются разные виды художественной деятельности: рисование, апплика­ция, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на кото­рых происходит первое знакомство и открытие многообразия художествен­ных материалов. Преодолевая полосу робости у ребенка, они, как правило, содействуют формированию образного мышления.

Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позво­ляет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические воз­можности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей осно­ве динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет сме­лее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полу­тона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе форми­рования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, санги­ной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), по­зволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, созда­ющей определенную воздушную среду.

Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способ­ствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.

Работа в технике акварели содействует передаче воздушного простран­ства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и за­вершенности.

Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материа­лов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...

Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы ра­боты с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...

Работая с глиной, дети знакомятся с объемной формой предмета, взаи­мосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.


Система условий, непосредственно влияющих на развитие художе­ственного творчества детей:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспе­чение перспектив развития художественного творчества детей;

  • введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;

  • применение разнообразных художественных материалов и техник ра­боты ими;

  • целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-ди­дактических игр, использование элементов соревнования;

  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дис­циплинами, интегрированное обучение искусству.

Для успешного познавательного развития детей важна цикличность, пе­риодическое возвращение к уже пройденному, знакомому. То, что возникло как неясное знание, как - по-детски - «догадка» или - по-взрослому - «ги­потеза об устройстве мира» - должно многократно проверяться, обретая контуры, становясь все более определенным. В новом смысловом контексте известные способы действия используются для решения новых проблем.

Итоговые формы работы должны показать знания детей, их новые отно­шения к людям и природе, отразить творческие способности и навыки.

^ Система оценки результатов

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка фор­мирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется ми­ровоззрение, - это знания и умения.

В связи с этим при оценке уровня знаний и умений учитываются следую­щие показатели:

  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью провер­ки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в прак­тической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направ­лены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Например: Можно ли общаться с художником, если он жил в дру­гую эпоху? Может ли рисунок быть живописным, а живопись - графичной? Есть ли разница между понятиями «Прекрасное» и «Красота»?

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверитель­ный диалог - «Постигаю суть мастерства». Справиться с заданием может лишь тот, кто знаком с процессом художественного творчества не столько в теории, сколько на практике. Кто теоретически знаком с предметом, тот выберет более поверхностные ответы, кто хоть раз взволновался созданием художественного образа - выберет другие ответы. Например: Чем является природа для искусст­ва? Какие средства художественной выразительности являются главными для всех видов искусства? Что является основной композицией? Какими средствами жи­вописец может передать движение? Что необходимо для создания натюрморта?

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор пред­полагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, ма­териалов. Например: Какие из перечисленных понятий относятся к жанрам изобразительного искусства? Что является главным в языке живописи? Какие виды искусств относятся к графическим?

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вари­антов ответов.

Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, об­ращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышле­нию, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественно­му процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой пор­трет? Дайте живописный образ вашей любимой музыки. Какие бы предметы выбрали вы для натюрморта, в каком колорите?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтичес­ких или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприя­тия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Например: Какие природные формы являются для вас источником гармонии и фантазии? (сделать зарисовки). Сделайте декоративную композицию, со­ставленную из различных природных форм. Изобразите с помощью «живой линии» порыв ветра, морскую волну или любой образ по желанию, используя этот приём. Создайте графический образ в технике «от пятна».

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игро­вые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ре­бенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

По мере перечисленных методов и приемов у ученика постепенно выявля­ются различные признаки художественных способностей. Художественные способности одного и того же человека в каждом разделе теста ранжируется по разным уровням развития: человек одновременно вмещает в себя раз­личные по своему качеству признаки художественных способностей (от фраг­ментарных до творческих) - это есть характеристика его творческой индиви­дуальности. Выводить ее средний уровень будет прямой ошибкой и исказит объективную картину проявленности художественных способностей в конкрет­ном человеке.

У каждого человека есть свой индивидуальный темп развития, а главным является сам момент его включенности в творческий процесс.

^ Основные признаки художественной способности для каждого возраста

Ученики младшего возраста.

Прочувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направ­лений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа.

Овладение на практике средствами художественной выразительности как центральным моментом переживания искусства.

^ Эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и ис­кусству.

Развитость художественного воображения, образного мышления, связу­ющего эмоциональную оценку явлений жизни с ее духовной наполненностью.

Подростки - дополнение к предыдущим способностям обязательно: Знание художественного наследия, его «золотого фонда».

^ Умение проникать за поверхность явления искусства, видеть его пара­доксальную сущность.

Сознательное овладение культурным кодом художественной деятельно­сти как при восприятии искусства, так и в собственном творчестве.

^ Умение слушать и слышать другого, вести диалог с человеком, стоящим и на иной позиции;

В юношеском возрасте предыдущие художественные способности до­полняются такими признаками:

Наличие собственного эстетического идеала.

^ Самостоятельный подход к оценке произведений искусства и явлений культуры с позиции этого идеала.

Умение видеть взаимосвязь между культурой и искусством, искусством и природой, искусством и жизнью, то есть иметь целостную картину мира.

Умение самостоятельно ставить перед собой художественные задачи и решать их.





^ Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

^ Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Д\З

^ Дата проведения

план

факт

1.

Древние корни народного искусства (8 часов)

^ Древние образы в народном искус­стве

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков .



Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки. Возможно изображение чудо-птицы, древа жизни, чудо-коня


Материалы: уголь, сан­гина, тонирован­ная бумага

http://festival.1september.ru/articles/502862/


Принести картонный ящик- каркас модели крестьянского жилища.







2.

Древние корни народного искусства

^ Декор русской избы.

1

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.


Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы( небо, земля, подземно-водный строй).

Знать специфику образного языка ДПИ

Работа над укра­шением элемен­тов избы (фрон­тон, наличники, причелина, лобо­вая доска) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мо­тивами, геомет­рическими эле­ментами, вы­страивание их в орнаментальную композицию. Ма­териалы: восковые мелки или уголь, сангина, тониро­ванная бумага

^ Стилизация. Зоомор­фный орнамент. Еди­нство конструкции и декора в традицион­ном русском жилище.

Подобрать иллюст­рации с изображе­нием древних обра­зов в произведениях народного ДПИ







3-4

Древние корни народного искусства

^ Внутренний мир русской избы

2

Комбинированный

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок- небо, пол -земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет, и т.д.). Жизненно-важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.



Знать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой. Коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей.

Задание: Индивидуальная и коллективная работа «В русской избе»( выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка.) вырезание из картона выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с древними образами.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы
с основными предметами.

3 вариант:

Иллюстрирование русской народной сказки с изображением интерьера избы.

По мере освоения последующих тем композиция будет обогащаться..

Материал :фоль­га, упаковочная коробка, ткань, картон.

^ Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

Подобрать иллюстрации предметов народного быта.







5.

Древние корни народного искусства

^ Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда.

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

кисти, нож­ницы, бумага

Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Знать семантическое значение традиционных образов, мотивов, сюжетов.

Задание: Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью (прялка, солонки, шкатулки, деревянные ложки). Материалы: гу­ашь, кисти, картон, ножницы.

Про­смотр, анализ и оценивание работ




Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?».







6.

Древние корни народного искусства

^ Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

1

Комбинированный

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Крестьянская вы­шивка -- сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.


^ Зрительный ряд: образцы народной вышивки. Примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).

Уметь использовать в практической ра­боте образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.


Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, или фломастеры.

Связь вещи со всеми основными этапами становления человека, обрядовая роль поло­тенца в народном бы­ту

Подбор иллюстра­тивного материала о русском народном костюме.







7.

Древние корни народного искусства

^ Народный празд­ничный костюм

1

Комбинированный Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мира . нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.


Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

^ Северорусский и южнорусский комплекс одежды.

Работа поисковых групп по теме: Народные праздничные обряды.







8

Древние корни народного искусства

Народные праздничные обряды. (обобщение темы).

1

Повторительно-обобщающий урок.

Беседа по данной проблематике.

Календарные народные праздники- это способ участия человека , связанного с землей. В событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника. Их символическое значение.

Зрительный ряд: работы , выполненные в течении темы, слайды. Собранные поисковыми группами.

Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа

Выступление поисковых групп.

^ Обрядовые действия народного праздника их символическое значение.










9-11

Связь времен в народном искусстве 8ч

^ Древние образы в современных на­родных игрушках.

3

Комбинированный


Живучесть древних
образов (коня, птицы, бабы) в современных народных иг­
рушках. Их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащим к различным худ. промыслам. (филимо-
новской, дымковской, каргопольской). Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.

^ Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные игрушки»

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета.

Ответить на во­прос: «Что отли­чает глиняные игрушки, принад­лежащие к раз­ным художест­венным промыс­лам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание ра­бот


Задание: создание иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или гли­на, стеки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь, тонкие кисти для росписи.




1.Подбор открыток, книжных иллюст­раций с изображе­нием народной иг­рушки


3. Подбор иллюстра­тивного материала гжельской посуды необычной формы.







12

Связь времен в народном искусстве

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

1

Комбинирован­ный

кисти.

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи: сочетание синего и белого, игра тонов. Тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета

Задание: вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.


Материал: белая бумага, ножницы., клей, акварель, большие и маленькие кисти.













13.

Связь времен в народном искусстве

Искусство Городца. Истоки и современное разви­тие промысла

1

Комбинирован­ный

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки- основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи.

Зрительный ряд: наборы слайдов с изображением произведений городецкого промысла.

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.


Материалы: тонированная под дерево бу­мага, гуашь, кис­ти.





Подобрать изобра­жение орнамен­тальной или сю­жетной композиции в произведениях ДПИ.







14-15.

Связь времен в народном искусстве

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

2

Комбинированный

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая). Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Основные приемы письма: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.


Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.


Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти




Подумать над во­просом: «Какие традиционные ху­дожественные про­мыслы нашей об­ласти вы знаете?»







16

Связь времен в народном искусстве

Роль народных промыслов в со­временной жизни.

( обобщение темы)

1

Обобщающий урок.



Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Уметь различать по материалу, технике исполнения виды ДПИ.

Просмотр, анализ и оценка работ

Традиционные худ. промыслы и ремесла волгоградской области. От­личие художествен­ного промысла от ре­месла. Вязание пухо­вых платков (Урюпинский, Алексеев-ский и Серафимовический районы); гли­няная игрушка (Иловля); плетение из при­родного материала











17

Декор- человек, общество, время (12ч)

Зачем людям украшения

1

Урок- беседа

Беседа на тему: «Какую роль играет ДПИ в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить- значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом, определить роль ее хозяина.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

Уметь различать по материалу, технике исполнения виды ДПИ.

Просмотр, анализ и оценка работ













18-20

Декор- человек, общество, время

Декор и положение человека в обществе.

3

Урок формирова­ния новых знаний, умений

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

^ Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта, таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Уметь различать по материалу, технике исполнения виды ДПИ.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.


Материалы: бумага белая и цветная, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти.




Ответить на во­прос: «Какую роль играло деко­ративное искус­ство в Древнем Египте?».







21-24.

Декор, человек, общество, время

Одежда говорит о человеке

4

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе(на материале декоративного искус­ства Древнего Китая (где была строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и Западной Ев­ропы 17 века (эпоха барок­ко).Отличие ДПИ Западной Европы от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами, орнамен­тикой, цветовой гаммой, но суть де­кора одна - выявить социальный статус людей.


^ Зрительный ряд: изображение зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Задание: индивидуально- коллективная работа- создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах.)


Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.


Анализ результа­та коллективной работы




Вопрос № 3, стр. 122 (учебник)








25-27.

Декор, человек, общество, время

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

3

Комбинированный

Проект собствен­ного герба или герба своей се­мьи, класса (по выбору)

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак государства, страны, города, партии, фирмы…


Основные части классического герба.


Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, старинных русских гербов. Примеры современных эмблем.

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса с использованием декоративно-символического языка геральдики.


Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.


Защита проекта, оценивание ре­зультата













28.

Декор, человек, общество, время

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

1

Урок-повторение

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.



Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Задание: Рассмотреть костюмы. Определить их владельца. Увидеть неточности, которые допустил художник…


Подведение ито­гов конкурсов













29-30

Декоративное искусство в современном мире 7ч

Современное выставочное ис­кусство

2

Урок усвоения но­вых знаний

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и др.) Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДЛИ

Зрительный ряд: произведения современного декор. искусства.

Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских нар. сказок, народных праздничных гуляний, древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.


Материалы: мелки, тонированная бумага .

Знакомство с творче­ством волгоградских художников-прик­ладников

Подобрать изобра­жения художест­венных изделий со­временного декора-тивно- прикладного искусства







31-34

Декоративное искусство в современном мире

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

4

Комбинированный

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза

Владеть навыками поэтапного вопло щения творческого замысла в выбран­ном материале, ис пользуя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Задание: Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т.д.)






Подобрать изобра­жения декоратив­ных игрушек, вы­полненных из раз­личных материалов. Обратить внимание на особенности средств вырази­тельности









Список методической литературы


1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.

15. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.

16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

18. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.